SWOT-анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является детальное изучение метода SWOT-анализа, позволяющего тщательно проанализировать все аспекты деятельности фирмы для выявления проблемных сторон, оказывающих на нее негативное влияние.

Файлы: 1 файл

SWOT-анализ.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

    Введение

    Стратегия…  В этом простом слове нередко  заключается разгадка проблем, с  которыми сталкивается большинство  компаний в разные периоды своего развития. Отсутствие детализированного  документа, в котором бы содержались  четкие установки собственников  компании. Неспособность четко сформулировать концепцию развития предприятия – все это, безусловно, мешает владельцам организации судить об истинном потенциале своего бизнеса и принимать верные управленческие решения.

    Структура управления (менеджмент) и стратегия фирмы устанавливаются еще на этапе ее создания. В процессе функционирования фирмы задачи, а значит, и структура менеджмента, и стратегия могут быть скорректированы. Грамотно сформулированные на начальном этапе, они во многом определяют последующие удачи в туристском предпринимательстве.

    На  российском рынке компании постоянно  сталкиваются с неопределенностью, которая может являться следствием быстрых изменений как макроэкономических факторов (а именно – бизнес-среды), так и микроэкономических факторов, в том числе – ужесточения конкуренции и обострения на этом фоне внутренних проблем компании. В этих условиях как никогда важны способности руководителя оценить угрозы и возможности на пути достижения стратегических целей. Стратегическое управление должно строиться на основе постоянного изучения и анализа различных ситуаций.

    Для уже действующей фирмы успешно  применяется метод SWOT-анализа, раскрывающий ее сильные и слабые стороны. В ходе этого анализа проверяется, в какой области компания наиболее конкурентоспособна, а в какой нет. SWOT-анализ – это одна из важнейших диагностических процедур, используемых различными фирмами мира. Кроме того, ее можно и нужно рассматривать как важную для любой организации бизнес-технологию, технологию оценки исходного состояния, незадействованных ресурсов и угроз деятельности предприятия. Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Руководителю любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье в практической деятельности, позволяющее систематизировать проблемные ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации. На основании SWOT-анализа определяется стратегическая линия фирмы в производстве и на рынке. Применение SWOT-анализа позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса. В этом и состоит актуальность выбранной темы.

    Целью данного курсового  проекта является детальное изучение метода SWOT-анализа, позволяющего тщательно проанализировать все аспекты деятельности фирмы для выявления проблемных сторон, оказывающих на нее негативное влияние. 

  1. SWOT-анализ

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

    SWOT-анализ – это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). 

Strengths 
Weaknesses
Opportunities
Threats
 

    Аббревиатура SWOT обязана своим происхождением 4 англоязычным словам: сила - Strength, слабость - Weakness, возможности - Opportunity и угрозы - Threat и именно на них и строиться SWOT-анализ. Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S (силы) и W (слабости), а внешняя – в O (возможности) и T (угрозы):

  • Сильные стороны (Strength) – преимущества организации;
  • Слабости (Weakness) – недостатки организации;
  • Возможности (Opportunity) – факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threat) – факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.
 

    1.1. Матрица SWOT-анализа

    SWOT-анализ  включает в себя анализ ситуации  внутри компании, а так же анализ внешних факторов и ситуацию на рынке. Все данные, впоследствии сводятся в одну таблицу (табл.1) состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы (матрица SWOT-анализа). Анализируя расположенные в таблице данные составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных.

                                                                                Табл.1

Матрица SWOT анализа

  Возможности Угрозы
Сильные стороны На сколько сильные  стороны позволяют использовать эту возможность Могут ли сильные  стороны позволить избежать этой угрозы
Слабые стороны На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности На сколько слабые стороны препятствуют избеганию  угроз
 

    В табл.2 представлены основные факторы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе.

                                                                             Табл.2

Факторы, учитываемые в SWOT-анализе 
Потенциальные внутренние сильные  стороны (S): Потенциальные внутренние слабости(W):
Четко проявляемая компетентность Потеря  некоторых аспектов компетентности
Адекватные  финансовые источники Недоступность финансов, необходимых  для изменения стратеги
Высокое искусство конкурентной борьбы Рыночное  искусство ниже среднего
Хорошее понимание потребителей Отсутствие  анализа информации о потребителях
Признанный  рыночный лидер Слабый  участник рынка
Четко сформулированная стратегия Отсутствие  четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации
Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество Высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами
Собственная уникальная технология, лучшие производственные мощности Устарелые технология и оборудование
Проверенное надежное управление Потеря  глубины и гибкости управления
Надежная  сеть распределения Слабая  сеть распределения
Высокое искусство НИОКР Слабые  позиции в НИОКР
Наиболее  эффективная в отрасли реклама Слабая  политика продвижения 
Потенциальные внешние благоприятные  возможности (О): Потенциальные внешние угрозы (Т):
Возможность обслуживания дополнительных групп потребителей, Ослабление  роста рынка, неблагоприятные демографические  изменения  ввода новых рыночных сегментов
Расширение  диапазона возможных товаров  Увеличение  продаж заменяющих товаров, изменение  вкусов и потребностей покупателей 
Благодушие  конкурентов Ожесточение конкуренции
Снижение  торговых барьеров в выходе на внешние  рынки  Появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости 
Благоприятный сдвиг в курсах валют Неблагоприятный сдвиг в курсах валют
Большая доступность ресурсов Усиление требований поставщиков
Ослабление  ограничивающего законодательства Законодательное регулирование цены 
Ослабление  нестабильности бизнеса Чувствительность  к нестабильности внешних условий  бизнеса 
 

    Для стратегической перспективы компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных преимуществ. В тоже время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что можно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ компании. Это важно для формирования стратегии, так как:

  • уникальные возможности дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства;
  • создают конкурентные преимущества на рынке;
  • потенциально могут быть краеугольными камнями стратегии.

    Следует отличать благоприятные возможности  отрасли и компании. Превалирующие  и вновь возникающие благоприятные  возможности в отрасли наиболее подходят компании, которая имеет конкурентные преимущества или другие возможности для роста.

    SWOT-анализ  помогает ответить на следующие  вопросы:

    • использует ли компания внутренние сильные стороны или отличительные преимущества в своей стратегии? Если компания не имеет отличительных преимуществ, какие из ее потенциальных сильных сторон могут ими стать?
    • Являются ли слабости компании ее уязвимыми местами в конкуренции и/или они не дают возможности использовать определенные благоприятные обстоятельства? Какие слабости требуют корректировки, исходя из стратегических соображений?
    • Какие благоприятные обстоятельства дают компании реальные шансы на успех при использовании ее квалификации и доступа к ресурсам?
    • Какие угрозы должны наиболее беспокоить менеджера и какие стратегические действия он должен предпринять для хорошей защиты?
 
    1. SWOT-анализ в маркетинговом плане предприятия

    SWOT-анализ – это промежуточное звено между формулированием миссии предприятия и определением его целей и задач. Все происходит в следующей последовательности (рис.1):

    1. Определяется основное направление развития предприятия (его миссию);
    2. Затем взвешиваются силы предприятия и оценивается рыночная ситуация, чтобы понять, сможет ли предприятие двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
    3. После этого ставятся перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности.

                       
                      Рис.1

    

 

    Итак, после проведения SWOT-анализа руководство будет четко представлять себе преимущества и недостатки своего предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.

    Даже  если руководство компании уверено, что и так прекрасно обо  всем осведомлено, лучше все же проводить  SWOT-анализ, так как в этом случае он поможет структурировать имеющуюся информацию о предприятии и рынке и по-новому взглянуть на текущую ситуацию и открывающиеся перспективы.

    Кроме того, результаты анализа и принятые на его основании решения должны фиксироваться и накапливаться, так как накопленный структурированный  опыт («база знаний») является основой  управленческой стоимости любой компании.

    Правильно и вовремя принятые стратегические решения играют сегодня ключевую роль в успешной деятельности организации. В конечном счете именно они оказывают  решающее влияние на конкурентоспособность  продукции и предприятия в  целом.

    1. Правила проведения SWOT-анализа

    Простейшая  форма представления результатов SWOT-анализа приведена на рис.2.: перечисляются  сильные и слабые стороны, возможности  и угрозы. Благодаря своей концептуальной простоте SWOT стал легко применимым для менеджеров и столь же подверженным неправильному применению. Для его проведения не требуются ни обширные базы данных, ни формальная подготовка. Любой, кто хоть немного знаком с компанией и имеет представление о рынке, может составить простой SWOT. С другой стороны, присущая анализу простота может привести к поспешным и бессмысленным выводам, полным таких неопределенных и двусмысленных понятий, как « эксплуатационная характеристика продукта», «современное оборудование», «цены». Вдобавок, пользователи иногда забывают об объективности и полагаются на устаревшую или ненадежную информацию.

    

                                                      Рис.2. SWOT-анализ

    Чтобы избежать указанных ошибок и извлечь  максимум пользы из SWOT-анализа, следуйте следующим несложным правилам.

Информация о работе SWOT-анализ