Рынок
страховых услуг
Рынок страховых
услуг Красноярского края обслуживается
20 страховыми организациями, прошедшими
лицензирование на право осуществления
отдельных видов страховой деятельности.
Из числа этих организаций 6 компаний
работают по программам обязательного
медицинского страхования, 2 компании
являются узко специализированными (перестрахование
и имущественное страхование), остальные
действуют как универсальные
страховые организации, предоставляющие
своим клиентам сравнительно широкий
комплекс услуг по страховой защите их
интересов.
Главная особенность
деятельности страховых компаний, работающих
на красноярском региональном рынке, заключается
в том, что наибольший удельный вес
в структуре их страховых портфелей
составляют договоры обязательного
страхования [2].
Хотя в динамике
рынка страховых услуг Красноярского
края имеются некоторые положительные
тенденции, в частности, значительный
рост поступлений по добровольному
медицинскому страхованию, он остается
крайне несбалансированным, причем диспропорции
между развитием обязательного
и добровольного страхования
в последние годы не сглаживаются,
а только усиливаются.
Государственные
финансы
Бюджетная система
края включает 530 муниципальных образований
на уровне городов, сельских и поселковых
советов, 57 городских и районных
бюджетов, а также краевой бюджет.
Консолидированный
бюджет края за 2008 год исполнен в
сумме 43,2 млрд рублей, по доходам и
по расходам в сумме 45,8 млрд рублей.
Дефицит бюджета края составил 2,6
млрд рублей.
В течение четырех
лет (2005—2008 годы) размер дефицита бюджета,
предельного размера государственного
долга и расходов на его обслуживание
соответствует требованиям и
ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации.
В структуре
доходов консолидированного бюджета
края основную долю имеют налог на
при- быль (29,8 % от общего объема поступлений),
налог на доходы физических лиц (27,0
%) и налог на имущество организаций
(8,8 %). В расходах преобладают затраты
социального характера — образование,
здравоохранение, социальная политика,
затраты на жилищно-коммунальное хозяйство
и бюджет развития.
Высокий уровень
монополизации в основных отраслях
экономики края, ограниченное количество
налогоплательщиков, формирующих основную
часть доходов бюджета края, приводит
к высокой зависимости доходов
бюджета от финансовых результатов
деятельности этих предприятий. В настоящее
время в крае зарегистрировано 49
тыс. хозяйствующих субъектов —
юридических лиц, из них 25 крупных
налогоплательщиков. Доля этих предприятий
в сумме налоговых доходов
консолидированного бюджета в 2008 году
составила около 50 %.
SWOT-АНАЛИЗ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Выбор эффективной
стратегии развития региона обусловлен
сочетанием сильных и слабых сторон,
характеризующих социально-экономическое
положение края. Эффективная стратегия
развития региона — это та стратегия,
реализация которой преумножает
внутренний потенциал края и укрепляет
его положение на межрегиональном и
международном рынке.
В результате SWOT-анализа
были выявлены как благоприятные,так
и неблагоприятные события, которые
влияют либо могут повлиять на ситуацию
в регионе. Это так называемые
«возможности» и «угрозы». Матрица
корреляционного SWOT-анализа содержит
варианты стратегий, которые будут
реализованы в зависимости от
корреляции факторов «сила», «слабость»,
«возможности», «угрозы».
При развитии факторов
внешней среды в благоприятном
для края направлении, оптимальным
вариантом стратегии является более
эффективное использование конкурентных
преимуществ и преодоление так
называемых слабых сторон, характерных
для региона.
Наихудшей ситуацией
для края является увеличение зависимости
экономики от результатов деятельности
цветной металлургии при снижении
мировых цен на рынке цветных
металлов. Поэтому необходимо предусмотреть
комплекс мер, направленных на создание
условий и стимулирование диверсификации
экономики. Возможности для этого в крае
существуют. Это не только богатый природно-ресурсный
потенциал, но и научный, технологический
и производственный потенциалы. Их эффективное
комплексное использование позволит повысить
конкурентоспособность как отдельных
товаропроизводителей, так и экономики
края в целом.
Оценка возможных
угроз развитию Красноярского края
была проведена с использованием
матрицы угроз по типовой форме,
используемой в SWOT-анализе.
Сводная
матрица
Сильные
стороны |
Возможности |
- Экономический
рост, сопровождаемый ростом уровня жизни
населения
- Богатый природно-ресурсный
потенциал
- Развитый
топливно-энергетический комплекс
- Развитая
транспортно-коммуникационная внутренняя
и внешнеэкономическая инфраструктура
центральных и южных районов края
- Стремительно
развивающийся строительный комплекс
- Наличие территорий
эффективного землепользования
- Достаточно
развитая система финансово-кредитных
учреждений
- Мультиотраслевая
система высшего образования и научно-исследовательских
учреждений
- Высокий уровень
административного участия, развитая
нормативно-правовая база
- Отсутствие
радикальных общественных и религиозных
течений
|
- Активизация
инновационной деятельности
- Увеличение
доли производств глубокой переработки
ресурсов края
- Рост инвестиционной
активности
- Развитие
транспортно-коммуникационных связей
между Европой и Азиатско-Тихоокеанским
сообществом
- Привлечение
иностранных инвестиций
- Улучшение
структуры межрегионального и международного
товарооборота
- Получение
финансовой поддержки на развитие малого
предпринимательства
- Развитие
туризма
|
Слабые
стороны |
Угрозы |
- Моноотраслевая
структура экономики
- Удаленность
от мировых рынков сбыта
- Территориальные
диспропорции в уровне развития муниципальных
образований региона
- Зона рискованного
земледелия
- Высокий износ
основных фондов в сфере материального
производства и жилищно-коммунального
хозяйства
- Низкая доля
производств глубокой переработки продукции
лесной отрасли и сельского хозяйства
- Недостаточный
уровень развития малого предпринимательства
|
- Снижение
мировых цен на рынке цветных металлов
- Повышение
инвестиционных рисков
- Рост цен
на продукцию и услуги естественных монополий
- Централизация
бюджетных ресурсов государства в федеральном
бюджете
- Ухудшение
экологической обстановки
- Ухудшение
демографической ситуации
|
Матрица
негативных факторов
развития Красноярского
края
|
Вероятность
возникновения |
Возможный
негативный эффект |
|
Высокая
|
Средняя |
Низкая |
Слабый |
Усиление диспропорций
в уровне экономического развития территорий
края.
Высокая зависимость
экономики от сырьевых отраслей и
мировой конъюнктуры на рынке
сырья. |
Снижение мировых
цен на рынке цветных металлов.
Увеличение расходов
консоли дированного бюджета края на содержание
северных территорий, |
Снижение инвестиционной
активности.
Утрата интереса
со сторонывнешних инвесторов, |
Средний
(2) |
Рост цен
на продукцию и услуги естественных
монополий,
Усиление дисбаланса
профессионально-кадрового состава экономики,
трудовых ресурсов. |
Снижение конкурентоспособности
региональных товаропроизводителей. |
Отсутствие
стимулов к предпринимательской деятельности.
Рост износа
основных фондов в производственных
отраслях |
Сильный
(1) |
Обострение
проблемы утилизации и переработки
отходов.
Ухудшение экологической
ситуации. |
Увеличение миграционного
оттока и естественной убыли населения. |
Возможность выхода
из строя наиболее изношенных объектов
инфраструктуры жилищно-коммунальногохозяйства. |
Анализ матрицы
показал, что наибольшее негативное
воздействие на социально-экономическое
положение края может оказать
влияние факторов «Высокая зависимость
от сырьевых отраслей и мировой конъюнктуры
на рынках сырья» и «Усиление диспропорций
в уровне экономического развития территорий
края».
Серьезную угрозу
для региона представляет снижение
мировых цен на рынке цветных
металлов.
Несколько меньший,
но с высокой степенью вероятности
негативный эффект может быть обусловлен
тенденцией роста цен на продукцию
и услуги естественных монополий.
Значительный
негативный эффект при средней вероятности
возникновения оказывают факторы
«Снижение конкурентоспособности
региональных товаропроизводителей»,
«Усиление дисбаланса профессионально-кадрового
состава трудовых ресурсов».
С учетом значимости
и высокой вероятности возникновения
данных негативных факторов мероприятия
по противодействию данным угрозам
положены в основу при формировании
стратегии развития края. В отношении
угроз, которые не могут быть предотвращены
на уровне края, необходима разработка
компенсирующих мероприятий.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
На основе результатов
проведенного SWOT-анализа, анализа секторов
экономики и кластеров определены
следующие стратегические направления
развития края:
- Эффективное
развитие экономики региона путем развития
приоритетных производственных отраслей,
обеспечивающих высокие темпы экономического
роста.
- Развитие
инфраструктуры жизнедеятельности, создание
условий для сохранения и развития человеческого
потенциала, повышения эффективности
предоставления населению социальных
услуг.
- Развитие
северных территорий.
- Организационная
и нормативно-законодательная деятельность,
направленная на повышение конкурентоспособности
региона, создание благоприятного предпринимательского
и инвестиционного климата, развитие инфраструктуры
бизнеса, совершенствование системы государственного
управления.
Направление 1.
«Эффективное развитие экономики региона
путем развития приоритетных производственных
отраслей, обеспечивающих высокие темпы
экономического роста»
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Развитие предусматривается
путем:
- формирования
оптимального плана кооперации предприятий
на территории края, обеспечивающего максимальное
использование производственного потенциала
для удовлетворения спроса;
- развития
региональными кредитными организациями
потребительского кредитования на товары
и услуги местного производства;
- формирования
конкурентного регионального оптового
энергетического рынка;
- внедрения
эффективных технологий энергообеспечения,
расширение использования местных топливных
ресурсов;
- развития
производства продукции с высокой добавленной
стоимостью;
- формирования
совместно с федеральными органами государственной
власти транспортных тарифов, стимулирующих
развитие региональной промышленности;
- развития
внешнеэкономических и межрегиональных
связей, способствующих расширению рынков
сбыта продукции местных товаропроизводителей,
привлечению инвестиций, созданию и расширению
кооперированных производств.
ЛЕСНОЙ
КОМПЛЕКС
Развитие предусматривается
путем:
- создания
системы административного контроля за
соблюдением правил лесопользования и
оборота лесной продукции;
- создания
инвестиционной карты лесной отрасли
края;
- регулирования
процессов предоставления в аренду участков
лесного фонда;
- стимулирования
развития предприятиями лесопромышленного
комплекса производства продукции высокой
добавленной стоимости;
- разработки
мер по использованию низкосортного сырья
и отходов лесопиления;
- разработки
новых правил, регулирующих лесопользование
на территории края;
- внедрения
сертификации лесной продукции;
- мероприятий
по лесовосстановлению и повышению лесоресурсного
потенциала;
- создания
дорожной сети круглогодичного действия
в основных лесных районах края;
- развития
транспортной логистической системы.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Развитие предусматривается
путем:
- формирования
правовой системы регулирования земельных
отношений (в рамках установленных полномочий),
обеспечивающей эффективное использование
земель сельскохозяйственного назначения.
Формирования эффективного механизма
государственной поддержки предприятий
АПК;
- сохранения
и повышения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, развития элитного семеноводства,
племенного животноводства;
- развития
хозяйственной специализации сельскохозяйственных
организаций в соответствии с их зональной
принадлежностью;
- внедрения
современных ресурсосберегающих технологий
по производству основных видов продукции
сельского хозяйства;
- повышения
уровня технического оснащения сельскохозяйственных
предприятий;
- технического
перевооружения предприятий пищевой и
перерабатывающей промышленности;
- создания
вертикально-интегрированных структур;
- создания
эффективной системы переработки и сбыта
сельскохозяйственной продукции;
- развития
личных подсобных хозяйств;
- развития
альтернативных источников занятости
сельского населения;
- развития
и реконструкции социальной и инженерной
инфраструктуры сельских населенных пунктов;
- кадрового
обеспечения агропромышленного комплекса.