Стратегическое планирование маркетинга на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является комплексное исследование конкурентоспособности продукции и предприятия на примере фирмы «Adidas».
Объектом исследования - деятельность фирмы «Adidas».
Предмет - конкурентоспособность фирмы «Adidas» на рынке спортивных товаров.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- проанализировать деятельность фирмы «Adidas»;
- оценить конкурентоспособность товара;
- охарактеризовать форму и уровень конкуренции на рынке исследуемой продукции;
- дать оценку конкурентной стратегии фирмы;
- определить долю рынка исследуемой фирмы и предприятий-конкурентов;
- выявить конкурентные преимущества и недостатки предприятия;
- предложить пути повышения конкурентоспособности продукции фирмы.

Оглавление

Введение…………………………………………………….…….………...….………….4
1. Теоретическая часть……………………………………………………………..…..…6
1.1 Сущность понятий «конкуренция», «конкурентоспособность предприятия», «конкурентоспособность товара»…………………………………...….6
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкуренции на рынке………………..…11
1.3 Этапы и методы оценки конкурентоспособности..………………..…...….12
1.4 Показатели конкурентоспособности товара и фирмы…………...….…..…19
1.5 Конкурентные стратегии. Стратегия ценообразования …….…………......23
1.6 Модель конкуренции по Портеру………………………………….…......…28
2. Практическая часть…………………………………………………………….…..…35
2.1 Характеристика предприятия «Adidas» ………………………………….…36
2.2 Оценка конкурентоспособности…………………………..……………..…..38
2.3 Ассортимент выпускаемых изделий …………………….……………..…..39
2.4 Форма и уровень конкуренции……………………………………………....41
2.5 Оценка конкурентной стратегии……………………………..……………...42
2.6 Выявление характеристик товара и фирмы. Определение доли рынка фирмы и предприятий конкурентов…….……………………………………………...43
2.7 Конкурентные преимущества и недостатки предприятия и фирм-конкурентов………………………………………………………………………..….…44
2.8 Каналы распространения и продвижения товаров на рынок………….…..46
2.9 Пути повышения конкурентоспособности продукции фирмы ……….…..47
Заключение …………………………………………………………………………..….48
Список использованных источников …………………………………………….……49
……………

Файлы: 1 файл

курсовик-маркетинг отправить.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

      Данный  метод имеет следующие недостатки:

  1. при расчете конкурентоспособности не учитывается различное влияние разных параметров на конкурентоспособность продукции;
  2. для каждого из параметров предлагается определять только одну аппроксимирующую функцию. Это не всегда может обеспечить необходимую достоверность расчетов, особенно при использовании в качестве аппроксимирующей линейной функции;
  3. дает несколько искаженный характер.

      Третий  метод, метод многокритериальной оптимизации, базируется на решении многокритериальной задачи ранжирования: из N объектов с присущими им Sn признаками желательным является тот, который имеет набор признаков. Он является наилучшим.

      Решают  такую задачу одним из способов математического  программирования.

      Этот  метод является одним из самых  точных, но в то же время трудоемких, требующий достаточного навыка владения математическим аппаратом.

      При выборе образца конкурента необходимо, чтобы он и оцениваемый продукт  были аналогичными по назначению и  условиям использования и предназначались  для одной группы потребителей.

      Важным  направлением исследования конкурентоспособности  продуктов  является оценка конкурентной позиции отдельных продуктов на разных рынках, осуществляемая по двум показателям: качество – цена. Такую оценку рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:

  1. оцениваются продукты данной фирмы и ее главных конкурентов на исследуемом рынке по двум критериям: интегральному показателю качества, характеризующему уровень потребительских свойств товара, его способность решать проблемы потребителей, и цене;
  2. все исследуемые продукты наносят на поле матрицы качество – цена, используя в случае необходимости в качестве третьей координаты объем реализации (диаметр окружности);
  3. для всей совокупности анализируемых продуктов определяется среднее значение показателя качества и цены и проводятся линии, характеризующие эти средние значения;
  4. подобная оценка проводится для всех важнейших рынков;
  5. по степени концентрации продуктов фирм-конкурентов в различных квадрантах матрицы определяется острота конкурентной борьбы на отдельных рынках и на совокупном рынке;
  6. исходя из принципа предпочтительности деятельности на рынках, где острота конкурентной борьбы наименьшая, корректируется производственно-сбытовая политика с точки зрения качества, цены выпускаемой продукции и рынка сбыта. Например, осуществляется переход на выпуск более простой, но и более дешевый продукции. [4]
 

      1.4 Показатели конкурентоспособности товара и фирмы

      Номенклатура  параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две  обобщающие группы:

  • параметров качества (технических);
  • экономических параметров.

      К группе технических относятся параметры потребности, которые характеризуют содержание этой потребности и условия ее удовлетворения. К ним относятся:

  • параметры назначения;
  • эргономические параметры;
  • эстетические параметры;
  • нормативные параметры.

      Параметры назначения характеризуют области применения продукции и функции, которые она предназначена выполнять. По ним можно судить о содержании полезного эффекта, достигаемого с помощью применения данной продукции в конкретных условиях потребления.

      Параметры назначения подразделяются:

  • на классификационные параметры, характеризующие принадлежность продукции к определенному классу и используемые при оценке только на этапе выбора области применения продукции и товаров - конкурентов, они служат базой для последующего анализа и в дальнейших расчетах не участвуют (пример: пассажировместимость, скорость вращения);
  • параметры технической эффективности, характеризующие прогрессивность технических решений, используемых при разработке и изготовлении продукции (например, производительность станка, точность и быстрота срабатывания измерительных приборов, объем памяти для ЭВМ), они могут быть и одновременно и классификационными;
  • конструктивные параметры, характеризующие основные проектно - конструкторские решения, использованные при разработке и производстве изделия (состав изделия, его структура, размеры, вес), отдельные параметры также могут служить целям классификации;

      Эргономические  параметры, характеризующие продукцию с точки зрения ее соответствия свойствам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении (гигиенические, антропометрические, физиологические, свойства человека, проявляющиеся в производственных и бытовых процессах);

      Эстетические  параметры, характеризующие информационную выразительность (рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения продукции и стабильность товарного вида), они моделируют внешнее восприятие продукции и отражают именно такие ее внешние свойства, которые являются для потребителя наиболее важными, они ранжируются по степени значимости для конкретного вида продукции;

      Нормативные параметры, характеризующие свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством на рынке, где эту продукцию предполагается сбывать (параметры патентной чистоты, характеризующие степень воплощения в продукции технических решений и не подпадающих под действие патентов, выданных в странах предполагаемого сбыта, экологические параметры, параметры безопасности, по которым для данного рынка установлены обязательные действующие требования международных, национальных стандартов, технических регламентов, норм, законодательства).

      Основные  требования потребителей к техническим  показателям находят отражение  в национальном и международном  стандартах.

      Под стандартизацией понимают разработку и установление технических показателей (норм) для принятой к выпуску  продукции, способов ее маркировки, упаковки, транспортировки и хранения. Документ, которым определяется (нормируется), стандартизируемый продукт, называется стандартом. Он является не только техническим, но и государственным документом. Стандарты включают в себя полную характеристику товара и содержат технические условия на его изготовление, правила приемки, сортировки, упаковки, маркировки, транспортировки и хранения. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам.

      Соответствие  стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю.

      В каждой стране существует своя система стандартизации товаров, соответствующая степени развития национальной экономики, науки, техники и технологии.

      Вместе  с тем по мере углубления интеграции национальной экономики в мировую  экономику и расширения внешнеэкономического сотрудничества товаропроизводителей все большее значение приобретает развитие международной стандартизации товаров и достижение соответствия национальных стандартов международным требованиям качества товаров.

      Международные стандарты устраняют ограниченность, разнородность, противоречивость национальных форм и правил различных стран. В этих целях функционирует специально созданная Международная Организация Стандартизации.

      Международный координационный центр по стандартизации - постоянно действующее Совещание  правительственных должностных лиц при Европейской Экономической Комиссии ООН. Совещание разрабатывает рекомендации правительствам стран-членов относительно стандартизации товаров, наиболее важных для международной торговли.

      Качество  товара - это степень достижения установленного технического уровня при производстве каждой единицы товарной продукции. Оно определяется либо органолептическим методом (при помощи органов чувств), либо лабораторными исследованиями с использованием приборов аппаратов, реактивов и других технических средств.

      Техническая конкурентоспособность товаров - показатель весьма гибкий и динамичный. Он перманентно  меняется в соответствии с темпами  научно-технического прогресса, происходящего  как внутри страны, так и у ведущих  мировых производителей той или иной продукции.

      Экономические параметры представлены величиной полных затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

      Полные  затраты потребителя в общем  случае включают единовременные и текущие затраты.

      Окончательное решение по выбору номенклатуры параметров, используемых при оценке конкурентоспособности продукции, принимается экспертной комиссией с учетом конкретных условий использования этой продукции и целей оценки. Схема параметров конкурентоспособности показана на рис. 2. [4] 

Рисунок 2. Показатели конкурентоспособности

      1.5 Конкурентные стратегии. Стратегия ценообразования

      Конкурентная  стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

      Чтобы достичь успеха в современной  экономике, фирма должна ориентироваться  на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую  атаку на эти слабые места. Фирма  совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

      Выбор маркетологами компании конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:

      1. Конкурентной позицией фирмы  (является ли она лидером рынка,  претендентом на лидерство, последователем  или обитателем ниши).

      2. Стратегической задачей (стремится  ли фирма доминировать на рынке  или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу).

      3. Рыночной ситуацией (находится  ли фирма на раннем этапе  роста или в фазе поздней  зрелости).

      Рассмотрим  конкурентные стратегии для самых  разных ситуаций.

      Филипп  Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:

      1. стратегии лидера рынка

      2. стратегии претендента на лидерство

      3. стратегии последователя

      4. стратегии обитателя ниши (аутсайдеров)

      Определения конкурентных стратегий и их направления  представлены в таблице 1. [5] 

Таблица 1 – Конкурентные стратегии

Вид конкурентной стратегии Определение конкурентной стратегии Направления конкурентных стратегий
Стратегии лидера Фирма-лидер - это  фирма, которая занимает большую  долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с  другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты 1. расширение  рынка

2. оборонительная  стратегия

     - позиционная оборона

     - фланговая оборона

     - упреждающая оборона

     - контратака

     - мобильная оборона

     - сжимающая оборона

3. расширение доли рынка

Стратегии претендентов на лидерство Претенденты на лидерство- это агрессивно атакующая  лидера и других конкурентов по фронту фирма, использующая все возможные  и невозможные стратегии и  атаки. 1. наступательные  стратегии

     - фронтальное наступление

     - фланговое наступление

     - попытка окружения

     - обходной маневр

     - партизанская война

2. атакующие  стратегии

     - стратегия скидок

     - стратегия более дешевых товаров

     - стратегия престижных товаров

    - стратегия расширения ассортимента продукции

    - стратегия  инноваций

    - стратегия  повышения уровня обслуживания

    - стратегия  инноваций в распределении

    - стратегия  снижения издержек производства

    - интенсивная  реклама

Стратегии последователей К ним относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако, последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка. 1.  подражатель

2.  двойник

3.  имитатор

4.  приспособленец

Стратегии для обитателей ниш Фирма обслуживает  небольшие сегменты рынка, и не составляет особой конкуренции крупным фирмам. Ее особенность - это специализация  на конкретном товаре или услуге. 1. Специализация  по конечным пользователям

2. Специализация  по вертикали

3. Специализация  в зависимости от размеров  и важности клиентов

4. Географическая  специализация

Информация о работе Стратегическое планирование маркетинга на предприятии