Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Маркетинг".
Ценностные ориентации (value orientations). Ценности, т.е. разделяемые суждения, — как люди должны поступать, — определяют класс, к которому индивид принадлежит. Степень приверженности классовым ценностям свидетельствует о степени принадлежности к классу. Роль ценностей как идентификатора классовой принадлежности растет.
Классовое сознание (class consciousness). Классовое сознание - важная политическая переменная социального класса. Она отражает степень осведомленности людей класса о себе как об отличной от других группе с разделяемыми политическими и экономическими интересами.
Используя параметры социально-классовой идентификации, следует помнить, что социально-классовая система общества обоснована, если выделяемые классы:
• имеют границы, т.е. классы ясно отличаются друг от друга. Для каждого класса должны существовать правила, позволяющие включать или исключать из него каждого конкретного индивидуума;
Отмечая
необходимость этих пяти критериев
для обоснованной классификации, следует,
однако, признать, что строгой и
жесткой определенной системы социальных
классов не существует в большинстве
развитых стран. Первый критерий —
границы — могут определяться пo-разному
(например, на основе разных значений дохода).
Именно поэтому классические подходы
выделяют и разное количество классов.
Учитывая неабсолютный характер классового
деления, следует признать: в обществе
существует не столько набор социальных
классов, сколько серия статусных спектров
— занятие, образование, доход.
Кристаллизация статуса (status
crystallization) определяется сходством оценок
статуса по всем статусным измерениям.
Кристаллизация статуса относительно
невысока в США, т.е. высокая оценка социального
статуса индивидуума по одному направлению
часто не сопровождается высокой оценкой
по другому направлению. В России с развитием
рыночной экономики и проникновением
ее в сферы образования и здравоохранения
кристаллизация статуса усиливается.
Хорошее образование все более становится
товаром на рынке и фактором получения
квалифицированной, высокооплачиваемой
работы; фактором роста социального статуса.
Важным фактором поведения человека в качестве потребителя является его принадлежность к той или иной или нескольким социальным группам. Группы вырабатывают свою субкультуру, которая навязывается входящим в нее индивидам. Жить в обществе - это значит принадлежать к какой-то социальной группе.
Группа — это два или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценности и верования, и чье поведение взаимозависимо в силу формальных или неформальных связей между индивидуумами.
Группы могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее полезными критериями групповой принадлежности потребителя для маркетеров являются:
Критерий членства дихотомичен: человек либо принадлежит к группе, либо нет. Членство в группе может быть более или менее устойчивым, некоторые люди абсолютно уверены в своей принадлежности к группе (например, ведущие специалисты в отрасли), другим такой уверенности может не доставать.
Типы контактов в группе характеризуются интенсивностью межличностных коммуникаций. Рост размера группы (например, профессиональной ассоциации или отдела в компании) сопровождается, как правило, снижением интенсивности персональных контактов. По характеру контактов группы делят на первичные (primary) группы и вторичные (secondary) группы. Первичные группы — те, что характеризуются частыми межличностными контактами. Вторичные — группы с ограниченными межличностными контактами. Ясно, что влияние первичной группы — интенсивнее.
Привлекательность,
или притяжение, группы — это желательность
для индивидуума принадлежности к данной
группе. Привлекательность меняется от
негативной до позитивной. Группы негативной
привлекательности могут влиять на поведение
с той же силой, что и группы позитивной
привлекательности.
Референтная группа (reference group) — это группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума. Референтная группа — это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Референтные группы формируют стандарты (нормы) и ценности, детерминирующие перспективу мышления и поведения человека.
Первичные группы обычно оказывают наибольшее влияние. Это социальные объединения, которые достаточно малы и поэтому позволяют неограниченное взаимодействие «лицом к лицу». Они существуют потому, что «подобное привлекает подобное». Согласие и мотивированное участие — характеристики таких групп. В результате члены демонстрируют рыночное сходство в верованиях и поведении. Семья — наиболее очевидный пример сильно влияющей первичной группы.
Вторичные группы также предполагают контакт «лицом к лицу», однако менее всеобъемлющий и влиятельный в формировании мышления и поведения. Примерами являются профессиональные ассоциации, профсоюзы, местные организации.
Группы устремления (aspiration groups) — это группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Группы устремления имеют собственные нормы, ценности, поведение. Человек стремится усвоить нормы, ценности и поведение людей групп устремления. Иногда имеет место ожидание включения в группу и мотивация вести себя соответственно.
Диссоциативные группы (dissociative groups) — группы, членства в которых индивидуум мотивированно избегает. Например, группы асоциального поведения, неприемлемого образа или стиля жизни. Например, диссоциативной группой для профессионалов являются безработные, алкоголики, наркоманы, бомжи и даже просто неудачники.
Формальные группы характеризуются определенным, известным списком членов; организация и структура зафиксированы в письменной форме. Примеры — партии с формальным членством, профессиональные ассоциации, компании и госструктуры.
Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответствовать им. Степень ожидаемого и требуемого соответствия, согласованности групповым стандартам также может существенно различаться.
Неформальные
группы гораздо менее структурированы
и преимущественно основываются на дружеской
или коллегиальной ассоциации. Нормы могут
быть строгими, но редко зафиксированы
в письменной форме. Воздействие на поведение
может быть сильным, если индивидуумы
мотивированы социальным принятием. Здесь
также высокая степень межличностного,
«лицом к лицу» взаимодействия, которое
еще более увеличивает силу, с которой
выражаются и закрепляются ожидания и
санкции.
Потребители часто обращаются к другим людям, особенно друзьям и членам семьи, за мнением о продуктах и услугах. Человек — передатчик такой информации влияет на потребительское решение. Таких людей часто называют «лидеры мнений», потому что передатчик имеет ведущую, доминирующую позицию по отношению к менее компетентному потребителю. Однако влияние «из уст в уста» обычно не выражается в такой иерархической форме.
«Из уст в уста» (word-of-mouth) — это межличностные коммуникации между двумя и более индивидуумами, такими, например, как члены референтной группы или потребитель и продавец.
Персональное влияние весьма значимо, поскольку потребители обычно рассматривают друзей и родственников как источники, более заслуживающие доверия, чем коммерческие источники информации. Более того, информация от референтной или семейной группы — средство снижения риска покупочного решения. Покупка видимых продуктов — одежды, мебели нередко предваряется поиском мнений знакомых. Эти мнения не только предоставляют информацию для снижения финансового и функционального риска, но также служат средствами групповых санкций для снижения социального риска.
Персональное влияние в форме лидерства мнений наиболее вероятно при наличии одного или нескольких условий:
- потребитель не располагает достаточной информацией, чтобы сделать компетентный информированный выбор. Однако в ситуации достаточности внутреннего поиска информации информация «из уст в уста» менее влиятельна;
- продукт сложно и трудно оценить, используя объективный критерий. Поэтому опыт других служит «чужой пробой»;
- человек не имеет возможности оценить продукт или услугу независимо от того, как информация распространена и представлена;
- другие источники воспринимаются как не заслуживающие доверия;
- влиятельный человек более достижим, чем другие источники, и поэтому консультация у него может быть получена с экономией времени и усилий;
- между передатчиком информации и получателем существуют сильные социальные связи;
- индивидуум имеет высокую потребность в социальном одобрении.
Маркетеры заинтересованы в распространении позитивной информации о продукте «из уст в уста», а также в предотвращении негативной информации этого типа.
Для управления коммуникациями «из уст в уста» маркетер должен знать:
- типы возникающих коммуникаций «из уст в уста»;
- процесс коммуникаций «из уст в уста»;
- условия для коммуникаций «из уст в уста»;
- мотивы вовлечения потребителей в коммуникации «из уст в уста».
Типы коммуникаций «из уст в уста»
Коммуникации
«из уст в уста» можно
Информирование
и влияние — две основные функции
коммуникаций «из уст в уста». Коммуникации
типа «продуктные новости» информируют
потребителя, совет и опыт влияют на потребительское
решение. Каждый из типов коммуникаций
может быть наиболее важным на разных
стадиях покупочного решения. Продуктные
новости необходимы для осведомления
о продуктных характеристиках или о новом
продукте. После достижения осведомленности
знакомство с опытом использования продукта
приятелем или родственником позволяет
потребителю судить о сравнительных достоинствах
марок. Наконец, совет наиболее необходим
для принятия окончательного решения,
поскольку мнение знакомого человека
о покупке может быть влиятельным. Информация
«из уст в уста» может распространяться
в Интернете участниками тематических
ньюз-групп, дискуссионных групп и форумов
специализированных сайтов. Эти группы
объединяют людей с общими профессиональными
или общественными интересами и практически
не содержат случайных людей.
К основным характеристикам влиятелей, или лидеров мнений, относятся: