Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:46, курсовая работа
Перед началом исследования была поставлена гипотеза: выход компании Starbucks Corporation на рынок Санкт-Петербурга.
Объектом исследования в данной работе выступает рынок кофеен Санкт-Петербурга; предмет исследования – сегментирование этого рынка.
Целью работы является обзор и анализ процесса сегментации с целью выявления его роли в маркетинге, а также проведение сегментации рынка кофеен Санкт-Петербурга по потребителю.
Введение 3
1 Сегментирование рынка и выбор целевых рынков 4
1.1 Уровни сегментирования рынка 4
1.2 Порядок проведения сегментирования рынка 7
1.3 Основные принципы сегментирования потребительских рынков 8
1.4 Выбор целевых сегментов рынка 10
2 Позиционирование рыночного предложения товара 15
3 Анализ и обоснование целевого сегмента рынка с последующим позиционированием на него на примере компании Starbucks 18
3.1 Сегментирование рынка 18
3.2 Позиционирование на рыночный сегмент 28
Заключение 35
Приложение 36
Список использованных источников 39
Каждая компания будет продвигать те немногие отличия ее товара, которые являются наиболее привлекательными для целевого рынка. Другими словами, фирма будет использовать стратегию сфокусированного позиционирования.
Позиционирование – действия по разработке предложения компании и ее имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей. [1]
Многие маркетологи отстаивают ту точку зрения, что при продвижении товара на целевой рынок следует выделять только одну его особенность. Э. Райс и Дж. Траут, два специалиста в области рекламы утверждают, что для каждой торговой марки должен выбираться один показатель и подавать ее надо как «номер один» по данному показателю. Покупатели склонны запоминать утверждения о «номере один», особенно в обществе, страдающем от переизбытка информации.
По их мнению, позиционирование начинается с товара. Это может быть продукт, услуга, компания, социальный институт или даже человек. Возможно, вы сами. Но позиционирование не есть то, что производитель делает со своим товаром. Позиционирование – это операция на сознании потенциальных покупателей. То есть вы позиционируете продукт в умах своих клиентов. [4]
Райс и Траут считают, что хорошо известные продукты обычно занимают обособленную позицию в сознании потребителей. Конкурентам очень непросто повлиять на устоявшееся мнение потребителей. Конкурирующие компании могут применить только одну из трех возможных стратегий: [3]
Э. Райс и Дж. Траут подчеркивают, что похожие торговые марки могут добиться определенных различий в восприятии даже в обществе, настолько перегруженном информацией, что потребители не замечают большинства рекламных обращений.
Люди склонны запоминать номер один. Вот почему компании борются именно за первые места. Позиция «крупнейшей на мировом рынке» может принадлежать только одной марке. Однако компания способна достичь первенства в определенном сегменте рынка, если ей удастся найти значимую характеристику продукта, по которой данная марка будет уверенно лидировать.
Четвертая стратегия, о которой не упоминали Райс и Траут, это стратегия эксклюзивного клуба. Она может использоваться тогда. когда компания не в состоянии занять лидирующие позиции по какому-то важному показателю. Например, компания может использовать утверждение, что она входит в Большую Тройку. Смысл утверждения, что члены клуба – «лучшие из лучших».
Э. Райс и Дж. Траут занимаются исследованиями стратегий коммуникации для позиционирования и репозиционирования торговой марки в сознании потребителя. Однако они считают, что позиционирование требует от компании проработки каждого осязаемого аспекта продукта, цены, места и продвижения для тех, кто должен поддержать выбранную стратегию позиционирования. [3]
Но, тем не менее, не все соглашаются с тем, что наилучшим вариантом является позиционирование по одному преимуществу. Позиционирование по двойному преимуществу эффективно в случаях, когда на лидерство по избранному показателю претендуют две или более компании. Его цель состоит в том, чтобы найти особую нишу внутри целевого сегмента.
По мере того как рекламная кампания нарастает, увеличивается число обращений к потребителям, возрастает риск возникновения недоверия и потери четкого позиционирования. Как правило, компании допускают четыре основные ошибки позиционирования:
Выводы:
Многие маркетологи отстаивают целесообразность продвижения только одного достоинства продукта, уникальное торговое предложение при позиционировании товара. Люди склонны запоминать товары «номер один». Но не менее успешным может оказаться и позиционирование по двум преимуществам продукта, если не допускать ошибок.
Как только компания разработает четкую стратегию позиционирования, она должна эффективно довести ее до потребителей посредством маркетинга-микс.
3.1 Сегментирование рынка
Объектом исследования в данной курсовой работе являлся рынок кофеен Санкт-Петербурга. В качестве первичного метода сбора данных было выбрано анкетирование. Таким образом, был проведен опрос 44 респондентов – жителей Санкт-Петербурга разного пола, возраста и рода занятий.
Анкета (Приложение 1) включала в себя 14 вопросов закрытого типа (с вариантами ответами) и охватывала 2 основные группы характеристик потребителей для проведения последующего анализа, такие как:
В качестве редактора данных был выбран программный продукт SPSS (Statistical Package for Social Sciences) – система статистической обработки информации, которая предоставляет пользователю широкие возможности преобразования и анализа данных, а также наглядного представления результатов.
Иерархический кластерный анализ
В
роли предварительного метода анализа
выступает иерархический
Иерархический кластерный анализ отличается от других видов кластерного анализа тем, что алгоритм его проведения является многоступенчатым. Был выбран агломеративный алгоритм проведения иерархического кластерного анализа, который предполагает, что все объекты исследования вначале рассматриваются как мелкие кластеры, которые затем объединяются в более крупные.
Сводные данные по наблюдениям представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Сводка обработки наблюденийa,b | |||||
Наблюдения | |||||
Валидные | Пропущенные | Всего | |||
N | Процент | N | Процент | N | Процент |
44 | 100,0 | 0 | ,0 | 44 | 100,0 |
a. Квадраты Евклидовых Расстояний использованное | |||||
b. Средние связи (между группами) |
По рассмотренным данным таблицы 3.1 видно: валидных наблюдений – 44, обработанных полностью; пропущенные значения отсутствуют. В качестве показателя, характеризующего степень схожести объектов исследования, выбирается квадрат Евклидовых Расстояний.
Таблица 3.2 описывает порядок построения кластеров при проведении кластерного анализа. Каждая строка представляет собой этап (шаг) процесса формирования кластеров. Последняя строка таблицы «Шаги агломерации» описывает последний этап этого процесса, когда все объекты объединяются в один кластер.
Таблица 3.2 – Шаги агломерации | ||||||
Этап | Кластер объединен с | Коэффициенты | Этап первого появления кластера | Следующий этап | ||
Кластер 1 | Кластер 2 | Кластер 1 | Кластер 2 | |||
1 | 3 | 31 | 1,000 | 0 | 0 | 4 |
2 | 27 | 44 | 2,000 | 0 | 0 | 12 |
3 | 22 | 38 | 2,000 | 0 | 0 | 18 |
4 | 1 | 3 | 2,500 | 0 | 1 | 13 |
5 | 9 | 42 | 3,000 | 0 | 0 | 20 |
6 | 6 | 32 | 3,000 | 0 | 0 | 23 |
7 | 19 | 30 | 3,000 | 0 | 0 | 19 |
8 | 2 | 14 | 3,000 | 0 | 0 | 17 |
9 | 8 | 12 | 3,000 | 0 | 0 | 25 |
10 | 25 | 39 | 4,000 | 0 | 0 | 22 |
11 | 24 | 36 | 4,000 | 0 | 0 | 24 |
12 | 27 | 35 | 4,000 | 2 | 0 | 16 |
13 | 1 | 33 | 4,000 | 4 | 0 | 17 |
14 | 23 | 34 | 5,000 | 0 | 0 | 28 |
15 | 18 | 29 | 5,000 | 0 | 0 | 27 |
16 | 5 | 27 | 5,333 | 0 | 12 | 21 |
17 | 1 | 2 | 5,750 | 13 | 8 | 19 |
18 | 16 | 22 | 6,000 | 0 | 3 | 26 |
19 | 1 | 19 | 6,167 | 17 | 7 | 21 |
20 | 9 | 11 | 6,500 | 5 | 0 | 25 |
21 | 1 | 5 | 6,813 | 19 | 16 | 28 |
22 | 25 | 28 | 7,000 | 10 | 0 | 29 |
23 | 6 | 21 | 7,500 | 6 | 0 | 33 |
24 | 24 | 43 | 8,000 | 11 | 0 | 29 |
25 | 8 | 9 | 8,167 | 9 | 20 | 39 |
26 | 16 | 20 | 8,333 | 18 | 0 | 32 |
27 | 18 | 37 | 8,500 | 15 | 0 | 32 |
28 | 1 | 23 | 8,500 | 21 | 14 | 30 |
29 | 24 | 25 | 10,000 | 24 | 22 | 35 |
30 | 1 | 13 | 10,643 | 28 | 0 | 31 |
31 | 1 | 40 | 11,267 | 30 | 0 | 37 |
32 | 16 | 18 | 11,417 | 26 | 27 | 34 |
33 | 4 | 6 | 12,667 | 0 | 23 | 38 |
34 | 16 | 17 | 13,000 | 32 | 0 | 35 |
35 | 16 | 24 | 14,458 | 34 | 29 | 39 |
36 | 7 | 41 | 15,000 | 0 | 0 | 40 |
37 | 1 | 26 | 15,563 | 31 | 0 | 38 |
38 | 1 | 4 | 15,824 | 37 | 33 | 40 |
39 | 8 | 16 | 18,414 | 25 | 35 | 42 |
40 | 1 | 7 | 21,500 | 38 | 36 | 41 |
41 | 1 | 10 | 22,826 | 40 | 0 | 43 |
42 | 8 | 15 | 32,842 | 39 | 0 | 43 |
43 | 1 | 8 | 125,850 | 41 | 42 | 0 |
В
рассматриваемом анализе было использовано
44 объекта наблюдения, следовательно,
число шагов их поэтапного объединения
– 43 (что соответствует числу
строк в таблице 3.2.). В столбце
«Объединяемые кластеры»
В таблице 3.3 приведены окончательные результаты проведения иерархического кластерного анализа. На основе таблиц 3.2 и 3.3 можно сделать конечный вывод относительно оптимального числа кластеров.
Таблица 3.3 – Принадлежность к кластерам | |||
Наблюдение | 4 кластеров | 3 кластеров | 2 кластеров |
1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 |
4 | 1 | 1 | 1 |
5 | 1 | 1 | 1 |
6 | 1 | 1 | 1 |
7 | 1 | 1 | 1 |
8 | 2 | 2 | 2 |
9 | 2 | 2 | 2 |
10 | 3 | 1 | 1 |
11 | 2 | 2 | 2 |
12 | 2 | 2 | 2 |
13 | 1 | 1 | 1 |
14 | 1 | 1 | 1 |
15 | 4 | 3 | 2 |
16 | 2 | 2 | 2 |
17 | 2 | 2 | 2 |
18 | 2 | 2 | 2 |
19 | 1 | 1 | 1 |
20 | 2 | 2 | 2 |
21 | 1 | 1 | 1 |
22 | 2 | 2 | 2 |
23 | 1 | 1 | 1 |
24 | 2 | 2 | 2 |
25 | 2 | 2 | 2 |
26 | 1 | 1 | 1 |
27 | 1 | 1 | 1 |
28 | 2 | 2 | 2 |
29 | 2 | 2 | 2 |
30 | 1 | 1 | 1 |
31 | 1 | 1 | 1 |
32 | 1 | 1 | 1 |
33 | 1 | 1 | 1 |
34 | 1 | 1 | 1 |
35 | 1 | 1 | 1 |
36 | 2 | 2 | 2 |
37 | 2 | 2 | 2 |
38 | 2 | 2 | 2 |
39 | 2 | 2 | 2 |
40 | 1 | 1 | 1 |
41 | 1 | 1 | 1 |
42 | 2 | 2 | 2 |
43 | 2 | 2 | 2 |
44 | 1 | 1 | 1 |
Информация о работе Сегментирование рынка кофеен Санкт-Петербурга