Рынок PR-услуг в современной России: структура и тенденция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR.
2. Проанализировать особенности PR в России.
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России.
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития PR в России…………………...…………………………………………………………5
1.1 История возникновения и развития PR……………………………………...5
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности………………….7
1.3 Тенденции развития Российского рынка PR услуг………………………..10

Глава 2. Исследования по выявлению этапов развития PR в России……………….............................................................................................15
2.1 Характеристика этапов развития PR в России…………………………….15
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России……………….25
2.3. Перспективы развития PR в России……………………………………….26

Заключение………………………………………………………………...……28

Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая PR.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Тульский государственный  университет»
Кафедра социологии и политологии

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Теория и практика связей с общественностью »

на тему: «Рынок PR-услуг в современной России:

структура и тенденция  развития»

 

 

Студент  гр. 821211__________________________Сахаров И.Д.

подпись

 

Науч. рук.: канд. полит. наук, доц. ____________________Лаврикова А.А.

подпись

 

 

Тула 2013

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития PR в России…………………...…………………………………………………………5

1.1 История возникновения  и развития PR……………………………………...5

1.2 Предпосылки появления  PR в России и его особенности………………….7

1.3 Тенденции развития  Российского рынка PR услуг………………………..10

 

Глава 2. Исследования по выявлению этапов развития PR в  России……………….............................................................................................15

2.1 Характеристика этапов  развития PR в России…………………………….15

2.2 Современный этап эволюционного  развития PR в России……………….25

2.3. Перспективы развития  PR в России……………………………………….26

 

Заключение………………………………………………………………...……28

 

Список  используемой  литературы………………………………………….…29

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

        Жизнь в иерархическом обществе, где границы самостоятельного мышления очерчены бюрократическими правилами для данного человека, не создаёт ситуаций необходимости построения отношений с окружающим миром, поскольку всё построено на подчинении нижестоящего вышестоящему. Сегодня, когда разные социальные группы получили право на автономное поведение, власть оказалась в растерянности. Она не умеет работать с независимым человеком, который в большинстве своём является городским жителем, получившим среднее образование, одной из ключевых потребностей которого становится желание высказать своё мнение и быть услышанным. А поскольку любое общество всегда подразумевает некоторую обезличенность, элиминирование индивидуальности, то появляется такая область практической деятельности, как связи с общественностью, или Public Relations (PR), которая и призвана работать с этим новым человеком, у которого высоко поднята голова.

           У каждого значимого вида человеческой деятельности есть своя собственная история. По-другому, понятно, и быть не может. Ведь чтобы превратиться в нечто конкретное, нечто узнаваемое и осязаемое, требуется пройти длинный путь ошибок, разочарований, наконец, свершений и побед. В толще накопленного опыта - как положительного, так и отрицательного - пытливая человеческая мысль рано или поздно находит интересные взаимосвязи и зависимости, на базе которых формируется сначала познавательный, а затем и научный процессы. Но прежде чем это происходит, материал требуется хотя бы рассортировать и сохранить. Одна из основных функций исторической науки в этом как раз и состоит.

        Многим специалистам PR остро не хватает знаний исторических корней своей профессии. Отсюда - непонимание истинного места и назначения Pyblic Relations в современном российском обществе, отсутствие перспективы, увязывающей процессы развития нашей страны и её PR-сферы.

      PR прошёл достаточно сложный и драматичный путь становления. Подлинная профессионализация его невозможна без знания исторического контекста. В свою очередь, без профессионализации PR мы вынуждены будем повторить многие ошибки, которые вполне могут негативно сказаться на утверждении молодой российской демократии, её институтов и гражданского общества в целом. Именно поэтому, я считаю, что выбранная мною тема курсовой работы - эволюционное развитие PR в России - является актуальной в современном российском обществе, особенно для будущих PR-специалистов.

Объект исследования: эволюционное развитие PR в России.

Предмет исследования: содержание этапов эволюции PR в России.

Цель исследования: исследовать  процесс развития PR в России.

Задачи исследования:

1. Проследить историю возникновения и развития PR.

2. Проанализировать особенности PR в России.

3. Охарактеризовать каждый  этап эволюционного развития PR в России.

4. Охарактеризовать современный  этап эволюционного развития PR в России.

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы проблемы развития PR в России

    1. История возникновения и развития PR

 

     В древних цивилизациях и средневековом обществе уже закладывались предпосылки будущей PR-деятельности. Древнегреческие мыслители много писали о необходимости со вниманием относиться к желаниям публики, что свидетельствует о большом значении, которое они придавали общественному мнению. «Глас народа — божий глас» — свидетельствует латинское крылатое выражение1. Выдающимся мастером техники влияния на массы был Юлий Цезарь. Всякий раз перед военным сражениями он добивался военной поддержки с помощью распространения специально изготовленных обращений и поведения театрализованных представлений2.

История PR неразрывно связана  с возникновением религии. И христианские, и мусульманские проповедники использовали различные средства для убеждения  публики: общественные выступления, лекции, писания (Библия, Коран). Основными технологиями влияния с древних времен являлись риторика, символика и лозунги. Инструментарий воздействия на общественное мнение широко применялся при подготовке к  войнам, распространении религиозных  верований, продвижении товаров  на рынок, сборе средств, популяризации идей и личностей.

    Индустриальному обществу и промышленной революции предшествовали эпоха Возрождения, период Реформации, открытие Нового Света. Достигнутые исторические прорывы расширили горизонты человеческого знания. Каждое из них позволило людям по-новому оценить себя и окружающий мир.

   В 20 веке вследствие роста всех видов человеческой деятельности, развития технических средств распространения информации методы влияния на общественное мнение приобретали все более самостоятельные рамки. Позднее PR сложились в самостоятельную науку.

      Деятельность PR существовала на протяжении  всей истории человечества. Общественные  связи с древних времен являлись  одним из элементов управления  и религиозного убеждения.

      Принято  считать, что термин «public relations» родился в Америке в 1807 году, когда третий президент Томас Джефферсон в черновике своего «Седьмого обращения к конгрессу» заменил выражение «состояние мысли» на «общественные отношения». Существует версия и о том, что одним из первых словосочетание «public relations» пустил в оборот юрист Дорман Итон в 1882 году, призывая выпускников Йельского университета посвятить себя служению общественному благу.

      Американские  связи с общественностью как  особый вид маркетинговой деятельности  имеет самую продолжительную  историю, являются наиболее многообразными  и дифференцированными. Американская  модель PR, пожалуй, совсем не подверглась  иностранному воздействию, но  оказала наибольшее влияние на  развитие PR в других странах.

   Становление российского PR фактически представляет собой динамическую реконструкцию мирового (и, прежде всего, американского) эволюционного процесса. При этом отечественные связи с общественностью «обречены» на то, чтобы в течение короткого времени проделать тот путь, который в США занял почти два столетия.

    История отечественных связей с общественностью насчитывает чуть более десяти лет. Большинство исследователей сходятся во мнении, PR – деятельность зародилась в России в конце 80-х годов, а как самостоятельная форма деловой активности кристаллизуется во второй половине 1990 – начале 1991 года.

1.2Предпосылки появления PR в России и его особенности

 

Появление в России PR как  области профессиональной прикладной и научной деятельности было вызвано  объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, а также социально-экономических, рыночных механизмов. Общество, не восприимчивое  к прямолинейным пропагандистским акциям, выработало определённую социальную апатию для защиты от давления пропаганды. Эта апатия осталась со времён СССР и до сих пор тормозит развитие демократического общества, так как  многие действия новой власти не находят  поддержки и понимания у граждан. В этих условиях востребованности PR, как механизма построения равноправного  диалога, очевидна. Однако процесс становления паблик рилейшнз в России значительно затруднён в силу нескольких причин как объективного, так и субъективного характера. Основное место среди этих причин занимают серьёзный социально-экономический кризис и постоянная политическая конфронтация.

Но, несмотря на серьёзные  трудности, уже сейчас можно говорить о существовании в России PR как  сферы профессиональной деятельности. Однако профессионалы в области паблик рилейшнз находятся в очень сложном положении, так как они вынуждены не просто работать в трудных условиях, доказывая тем самым право PR на существование, но и постоянно стремятся сломать существующий в обществе стереотип негативного отношения к PR, возникший после ряда нашумевших избирательных кампаний, во время которых широко применялись нелегитимные политические технологии, выбросы компромата и т.п. В результате в массовом сознании такие термины как "паблик рилейшнз", "избирательные технологии", да и просто слово "технологии" применительно к политике, стали едва ли не ругательными. "Масла в огонь" постоянно "подливали" СМИ, активно эксплуатировавшие выражения "чёрный PR", "грязные технологии" и др3. "Черный PR" - словосочетание, родившееся в ответ на внедрение политтехнологий в начале 90-х годов и наложившее отпечаток на отрасль в целом. Изменение ситуации в политическом PR возможно лишь при повышении социальной ответственности и формировании устойчивой гражданской позиции в обществе. PR – сфера факультативная, зависимая от позиций участвующих в ней субъектов. Как искусствоведение отражает реальное положение дел в искусстве, так и связи с общественностью существуют на том материале, который предлагает им демократическое общество4.

Десять лет, в течение  которых активно развивается PR в  России, слишком маленький срок, для того, чтобы оценить роль конкретных личностей и действий в этой сфере.

Но, по мнению Марины Шишкиной, председателя РАСО и декана факультета журналистики СПбГУ, первый этап становления  уже произошел. Принятие кодекса  профессионалов в области связей с общественностью доказывает, что PR-профессионалы чувствуют ответственность  за свою работу, понимая последствия  неэтичных методов работы.

Практика PR возникла в России в силу таких объективных причин, как развитие основных институтов гражданского общества и стремление (чаще вынужденное) власти установить диалог с общественностью, мнение которой уже невозможно не учитывать при принятии ключевых решений.

В стремительном развитии практики PR сегодня сомневаться  не приходится, так как уже сейчас нишу на рынке PR-услуг занимают десятки  фирм, наиболее крупные из которых  оказывают существенное влияние  на российскую политическую конъюнктуру.

Большинство отечественных  исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.

На фоне стремительно развивающейся  практики PR, научная деятельность в  этой области представляется менее  масштабной. Практически не разработана  институциональная концепция PR как  науки, её методическое наполнение и  даже понятийная база. Однако, по нашему мнению, подобное отставание науки  от практики в данном случае вполне естественно, так как науке PR по сути присуща практическая ориентация. В этом смысле её следует сравнивать с такими прикладными науками, как медицина, химия и другие, в которых теоретические основы формируются на основе обширной практики, и только затем наступает этап научного обобщения и выработки концептуальных положений.

Феномен российского PR состоит, прежде всего, в том, что, не имея такой  основательной традиции, как на Западе, он, несмотря на огромные трудности, динамично  развивается и уже играет достаточно важную роль в управлении социальными  процессами, а также существенно  влияет на российскую политическую культуру, экономику, духовную жизнь общества. А это, в свою очередь, является свидетельством демократизации социально-политических процессов и развития институтов гражданского общества.

   Безусловно, вопросы становления и развития PR, его методологии требуют дальнейшего детального изучения и являются частью одной из самых перспективных тем для исследования5.

 

 

 

 

1.3 Тенденции развития  Российского рынка PR услуг

 

   В 2001 году Американское общество по связям с общественностью (РRSА) посвятило свою ежегодную встречу обсуждению темы «Власть пиара». По мнению «Пиар-эс-эй» власть пиара заключается «...в том, что он способствует установлению взаимовыгодных связей между людьми, между организациями и общественностью, между различными слоями общества. Положительная роль общественных связей заключается в укреплении взаимопонимания, в выработке согласия и в достижении взаимной выгоды. В профессиональные обязанности специалистов в области пиара входят и социальные аспекты взаимоотношений с общественностью: помощь клиентам в достижении их целей, посредничество и ведение переговоров в случае возникновения конфликтов».

Информация о работе Рынок PR-услуг в современной России: структура и тенденция развития