Рынок PR-услуг в современной России: структура и тенденция развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 14:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать процесс развития PR в России.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения и развития PR.
2. Проанализировать особенности PR в России.
3. Охарактеризовать каждый этап эволюционного развития PR в России.
4. Охарактеризовать современный этап эволюционного развития PR в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития PR в России…………………...…………………………………………………………5
1.1 История возникновения и развития PR……………………………………...5
1.2 Предпосылки появления PR в России и его особенности………………….7
1.3 Тенденции развития Российского рынка PR услуг………………………..10

Глава 2. Исследования по выявлению этапов развития PR в России……………….............................................................................................15
2.1 Характеристика этапов развития PR в России…………………………….15
2.2 Современный этап эволюционного развития PR в России……………….25
2.3. Перспективы развития PR в России……………………………………….26

Заключение………………………………………………………………...……28

Список используемой литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая PR.docx

— 63.23 Кб (Скачать)

Среди значимых информационных кампаний, проведенных  с разным успехом частично реформированными госструктурами, можно выделить следующие, связанные с:     

- Выборами делегатов Съезда  народных депутатов СССР (март 1989 г.).     

- Референдумом «о сохранении  обновленного Союза» 17 марта 1991 года. Референдум бойкотировали 6 республик  из 15 (Армения, Эстония, Грузия, Литва,  Латвия и Молдавия). При высокой  активности голосующих (80%), 76% проголосовали  за сохранение Союза - это главным  образом жители сельских районов  и республик Средней Азии.     

- Российским референдумом  «о проведении всеобщих выборов  Президента России». 70% его участников  проголосовали за всеобщие выборы  Президента.     

- Выборами всеобщим голосованием  Президента РСФСР. При участии  в целом 75% избирателей Борис  Ельцин избран в первом туре, получив 57,3% голосов.     

Среди самых мощных «провалов» пропагандистской государственной машины СССР можно назвать информационный вакуум вокруг взрыва на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года и информационное «освещение» трагических событий в бывших союзных республиках (Армения, Азербайджан, Грузия, Узбекистан, Литва и др.), связанных с неэффективными методами решения национальных вопросов10.     

Сложные процессы, ускоренные глубокими переменами в гражданском обществе, с каждым днем делали все более иллюзорной надежду контролировать их устаревшими  методами, особенно учитывая новые возможности независимых средств массовой информации и крепнущую самостоятельность республик - в первую очередь России во главе с Борисом Ельциным, но и других республик и регионов, охваченных лихорадкой независимости.      

Половинчатость  и противоречивость решений власти, наряду с ее явными ошибками, наиболее остро проявились именно на информационном поле. Неспособность, а зачастую и нежелание власти постоянно поддерживать честный, открытый и конструктивный диалог с обществом, привела к искажению восприятия декларируемых целей и задач, к нарастанию социального напряжения и в итоге - к скоропалительному и болезненному глобальному демонтажу огромной социальной системы, с тяжкими последствиями для «обманутого» населения.      

Тем не менее технологические наработки в сфере государственного PR, приобретенные в этот период, после окончательного распада СССР, ухудшения экономической ситуации и изменения международной обстановки перешли в наследство новой российской власти со всеми их плюсами и минусами.11     

Сфера культуры советского времени также была широко втянута  в PR. Прежде всего, это касается чрезвычайно  разветвленной сети клубных учреждений (домов и дворцов культуры, сельских, городских и районных клубов). Наиболее мощную материально-техническую базу среди них имели так называемые профсоюзные учреждения культуры, главной  фактической функцией которых было представительство соответствующих  предприятий, их партийной, профсоюзной  и комсомольской организаций, проведение их мероприятий. Фактически этим же занимались и государственные учреждения культуры, только с большей ориентацией на местные государственные и партийные власти. Деятельность всех этих учреждений не могла осуществляться без своеобразного спонсорства и благотворительности со стороны промышленных предприятий, общественных организаций. Зачастую такая поддержка осуществлялась по разнарядке, а то и под прямым давлением со стороны партийных органов. Все это, т. е. практика широкомасштабного осуществления своеобразных PR в сфере культуры сказалось на содержании культурно-просветительной деятельности, нашло воплощение в архитектуре, планировке, интерьерах учреждений культуры. Залы для массовых собраний и заседаний с жестко закрепленными сидениями, обязательные доски почета, ленинские уголки и т. п. делали и отчасти до сих пор делают эти учреждения неуютными, официозными, мало приспособленными для живого творчества, отдыха, проведения полноценного досуга. Однако, все это было ярким проявлением и воплощением определенного типа культуры, определенного типа общественных отношений (именно в смысле PR) и определенной социальной технологии.     

1991 - 1996 гг. «Государственный PR в условиях формирования новой российской системы власти».     

Большинство отечественных исследователей считают, что PR-практика зародилась в России приблизительно в 1990 году, когда первые отделы по работе с общественностью начали появляться в государственных структурах, а международные PR-агентства открыли первые представительства в Москве.     

В рамках этого периода, за 5 лет в  целом была сформирована существующая до сих пор система власти, заменившая собой советскую.     

Основными центрами информационной и PR-активности стали соответствующие подразделения  администрации Президента РФ (информационное управление, пресс-служба), аппарата Правительства  РФ (пресс-центр, управление правительственной информации) и обеих палат Федерального Собрания РФ (пресс-служба Государственной Думы РФ и пресс-служба Совета Федерации РФ).     

Одновременно  создавались пресс-службы, пресс-центры и центры общественных связей в органах  исполнительной и законодательной власти российских регионов.     

При этом практически у каждого руководителя законодательной и исполнительной власти в регионе, а также главы  администрации столичного города есть свой личный пресс-секретарь или  советник по связям с общественностью.      

Мощным  толчком к формированию такой  разветвленной сети информационных и PR-структур российской государственной  власти послужили парламентские  выборы 1993 - 1995 гг. Это были первые широкомасштабные избирательные кампании, проходившие  в новой системе координат.12     

В это время на рынке PR начали появляться новые активные игроки - российские частные PR-компании и представители  зарубежных политических фондов и PR-компаний, профессиональные услуги которых оказались  востребованными основными российскими  участниками политической жизни в рамках предвыборной борьбы.     

Несмотря  на то, что новый механизм системы  власти в этот период прошел серьезнейшую проверку временем, прежние ошибки госсистемы сохранились практически  в полном объеме. Представителям власти казалось обременительным доступно и четко объяснять обществу реальные промежуточные и окончательные цели и задачи реформ, комментировать причины неудач и ухудшения социально-экономической ситуации. Причем все это последовательное безразличие к нуждам и интересам населения сопровождалось длительным процессом бессистемного передела собственности, резким социальным расслоением общества и непрерывной борьбой за власть (включая жестокое, упорное и иррациональное противостояние ветвей власти) и ресурсы. Некоторое время выручали масштабные внешние заимствования, выделявшиеся Западом в основном для локализации и тушения социальных пожаров.     

Не  случайно, одним из ключевых направлений  государственного PR на данном этапе  и стала демонстрация жизнеспособности самой системы власти и ее представителей, демонстрация нелимитированного кредита доверия (и кредита финансового) Запада российским реформам и прочие демагогические приемы, будто бы напрямую позаимствованные из недавнего советского прошлого.     

Наиболее  яркой информационной и PR-кампанией данного этапа несомненно является всероссийская ваучерная приватизация, принципы которой вызвали острейшую дискуссию как в обществе, так и среди специалистов.      

1996 - 2000 гг. «Государственный PR в условиях номенклатурного реванша»      

К 1996 году российское общество раскололось на два непримиримых лагеря. Ностальгия по недавнему советскому прошлому оказалась настолько сильной, что в первом туре выборов Президента чуть было не прошел кандидат от КПРФ, которому для этого потребовалось приложить на порядок меньше усилий в сфере PR, нежели действующему Президенту РФ, располагавшему неограниченной полнотой власти и всеми информационными и пропагандистскими ресурсами, но практически полностью утратившему доверие населения.   При помощи консолидации усилий профессионального PR-сообщества и привлечения колоссальных финансовых средств, Президенту РФ Б.Ельцину удалось добиться небольшого перевеса над Г.Зюгановым во втором туре и сохранить статус-кво во власти и в стране.     

После думских выборов 1995 г. и президентских  выборов 1996 г. наметился определенный процесс роста эффективности структур государственного PR за счет привлечения опыта и кадровых ресурсов частных российских PR-компаний. Пик влияния этих специалистов и структур пришелся на конец президентства Б.Ельцина, когда в администрации Президента РФ, по мнению специалистов, практически было введено внешнее управление - «власть в стране окончательно перешла в руки номенклатуры».     

В то же время, ресурсы государственного PR активно и бесцеремонно использовались олигархическими группировками в рамках непрекращающихся информационных войн, в результате которых чаще всего происходило очередное перераспределение властных полномочий в интересах той или иной группы.      

«Власть кремлевской номенклатуры простиралась до самых до окраин. Такое положение вещей продолжалось вплоть до выборов 2000 года, на которых победил человек если и не семи пядей во лбу, то, по крайней мере, адекватно воспринимающий действительность.

    На  этом этапе развития российского PR сфера культуры, пожалуй, наиболее динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе. Причем, если за рубежом вербовка работников PR осуществляется преимущественно из журналистско-университетской среды, то в России специфика заключается в том, что формирование специалистов PR наиболее активно идет за счет привлечения именно работников культуры. Они оказались наиболее подготовленными к этому запросу времени. Именно они занимаются PR: подготовкой и проведением выставок, праздников, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п.

2.2 Современный  этап эволюционного развития PR в  России

 

    PR в России в последние годы развивается очень быстрыми темпами. Согласно опросу исследовательской группы РОМИР, сегодня каждый пятый российский гражданин имеет представление о том, что такое PR. Число вузов, открывающих в своих стенах PR-специальности, неуклонно растет, что свидетельствует о престижности PR как профессии и востребованности данных специалистов на рынке труда. По оценке генерального директора кадровой компании "БЛМ-консорт" Михаила Богданова, резкий рост спроса на PR-специалистов начался в середине 2000 г., когда рынок окончательно оправился от последствий кризиса. Однако после ряда избирательных кампаний в обществе сложился весьма негативный «миф» о PR. Хотя то, что у нас бездумно окрестили «черным PR», в сущности, PR не является. Следует обратить внимание на то, что в публикациях по проблемам Public Relations нередко встречается вульгарно-управленческий подход к PR лишь как к технологии влияния на общественное мнение. Этот подход напоминает пресс-посредническую и информационную модели Public Relations, имевшие распространение на начальных этапах становления института PR в XIX -- начале XX в. До сих пор в России четко не сформирована потребность в связях с общественностью. Апелляция к населению служит только фоном для борьбы в высших эшелонах власти, которые в принципе независимы от общественного мнения13. Общественность не структурирована социально и экономически, находится в инертном состоянии. На Западе эта проблема решается построением сложной структуры, которая учитывает право клиента на разнообразное поведение. У нас было создано право на автономное поведение, но не сформированы методы социального управления. 
 

 

2.3 Перспективы  развития PR в России

      Проанализировав деятельность PR-агентства «Обратная  связь» можно сделать вывод, что  российский рынок PR-услуг в настоящее  время находится на достаточно высоком  уровне. Перспектива его дальнейшего развития тоже радует:     

«…могу  отметить тот факт, что не только члены PR-сообщества, но и клиенты  начинают понимать, что на поверхностных  эффектах нельзя добиться долгосрочных результатов. Практика PR будет постепенно усложняться…»14      

Наталья Мандрова президент Центра коммуникативных технологий "Prопаганда"      

«В  будущем году можно прогнозировать сохранение на российском рынке уже  существующих тенденций и дальнейшее общее развитие отрасли, выражающееся в том числе и в росте  доходов PR-индустрии (которые возрастут приблизительно на 20%). Очень резкий скачок в развитии сделает PR в потребительском и фармацевтическом секторах.»     

Вероника  Моисеева президент агентства Imageland Edelman PR     

«…время показало, что появляется все больше умных клиентов, которым нужен комплекс услуг. Это положительная тенденция, поскольку клиенты начинают платить за мозги, а раньше платили за "руки-ноги"…»      

Андрей  Свешников президент компании PRP     

Как и у любой профессии у PR есть свой праздник.     

28 июля - День PR - специалиста      

Постановлением  Министерства труда и социального  развития РФ № 59 от 28 июля, в 2003 году квалификационные характеристики различных должностей PR-специалистов были внесены в «Квалификационный  справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих». День подписания Постановления с 2004 года отмечается как День PR-специалиста. Инициатором праздника выступила Российская Ассоциация по связям с общественностью.      

В настоящее время PR всё ещё является новинкой для нашего общества. Специалистам порой приходится доказывать необходимость и важность своей профессии не только сослуживцам, но и родственникам. Вот почему так необходим профессиональный праздник. Российская Ассоциация по связям с общественностью с удовольствием отмечает, что День PR профессии стал новой традицией в среде профессиональных коммуникаторов. 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Рыночные  отношения пронизывают все слои общества от изготовителей, которые стремятся продать свою продукцию через торговые структуры, до конечных потребителей. Этот многогранный процесс обмена осуществляется при непосредственном участии государства, представителей деловых кругов и общественности с использованием различных средств массовой информации. Рыночные отношения отражают целостную совокупность экономических, организационных, правовых, социальных коммуникаций для успешного совершения обмена товара на деньги, и наоборот.     

Рынок как сфера совершения торговых сделок выполняет важнейшую миссию по развитию общества, его гармонизации, повышению качества жизни на земле. Именно рынок играет роль главного регулятора товарно-денежных отношений в результате поддержки оптимального баланса между денежной и товарной массой. Он выполняет роль санитара, очищающего общество от низкосортной продукции, а также и компьютера, предоставляющего обществу самую достоверную информацию в целях успешной стыковки интересов всех участников рынка.     

На  нынешнем этапе развития товарно-денежных отношений заметно усилилось значение общественной репутации производителей товаров и услуг. Покупатель стал уделять больше внимания качеству, надежности, оперативности, обслуживанию и другим нематериальным факторам, формирующим престиж поставщика. Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой среды определяют необходимость формирования эффективных коммуникаций с партнерами, потребителями и представителями масс-медиа. Поэтому управление рыночными отношениями невозможно без участия РR как искусства устанавливать результативные коммуникации в обществе, построенные на взаимном доверии. Именно инструменты РR позволяют предвидеть многочисленные перемены рыночной среды и успешно управлять ими. 


Информация о работе Рынок PR-услуг в современной России: структура и тенденция развития