Рынок как объект маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 15:07, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговая среда слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
I. Предприятие как объект маркетинга…………………………………………4
Виды и структура предприятия…………………………………………………4
Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия………4
- Маркетинговые исследования предприятия………………………….....4
- Маркетинговая политика предприятия………………………………….6
- Маркетинговое продвижение товара……………………………………14
II. Рынок как объект маркетинга……………………………………………….18
Конъюнктура рынка…………………………………………………………….18
Товарный рынок…………………………………………………………….......19
- Классификация товарных рынков…………………………………........19
Сегментация рынка……………………………………………………………..23
- Сегментация рынка и ее основные критерии и признаки……………..23
- Сегментация рынка по параметрам продукции…………………..........26
- Методы рыночной сегментации…………………………………….......28
- Целевой сегмент рынка предприятия……………………………….......31
Рыночная ниша. Рыночное окно……………………………………………….32
Позиционирование………………………………………………………….......33
Список литературы…………………………………………………………......38

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 66.80 Кб (Скачать)

    Одной из важнейших задач маркетинга является постоянный анализ всех составляющих рыночной среды, их оценка и продуманное  применение полученных данных для определения (выбора) рыночного поведения фирмы. При анализе рыночного механизма  маркетинг в первую очередь интересует сложившаяся на данный момент времени  его рыночная конъюнктура.

    Конъюнктура рынка - это сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфель заказов по отраслям и иные экономические показателя.

    Конъюнктуру надо изучать и прогнозировать, иначе  не продашь и не купишь по наиболее выгодным ценам, не справишься с маневрированием  ресурсами фирмы и изменением выпуска товаров в соответствии с ожидаемой ситуацией на рынке. Продуктом этих усилий маркетинга является прогноз обстановки на рынке (обозримое  будущее его состояния), различный  по срокам и степени достоверности.

    Маркетинг исследует деятельность конкурентов  и становится главным инструментом конкурентной борьбы.

    Информация, получаемая при исследовании рынка - это азбука предпринимателя. Как  правило, исследование включает: поиск  и анализ сведений об интересующих рынках; составление детального плана  изучения рынка и работы на нем; выполнение плана с текущим и итоговым контролем, а также внесением  изменений (корректив) в параметры  деятельности фирмы.

    При рассмотрении понятия “рынок” можно  выделить два основных подхода к  его трактованию:

    Первый  подход основан на политико-идеологическом и философском трактовании содержания рынка, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

    • рынок как способ организации общественного производства, основанный на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства, то есть противостоящий способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования. Тем не менее в реальной жизни можно наблюдать формы хозяйственного управления, основанные на сочетании тех и других методов;

    • рынок как способ поведения хозяйственных субъектов, определяющий критерий принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами (“рыночное поведение”);

    • рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности (“рыночное мышление”);

    Второй  подход к трактовке понятия рынка основан на выделении его конкретного экономического содержания. В этом случае рынок рассматривается, прежде всего, как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг и динамики цен.

    По  сути дела, анализ и исследование характеристик  рынка, содержащихся в приведенных  выше двух подходах трактования рынка, являются ни чем иным, как изучением  экономической конъюнктуры рынка.

    Комплексное исследование рынка и, прежде всего, рыночной конъюнктуры является инструментом, помогающим предпринимателю, избежать возможных ошибок, снизить риск при  принятии им хозяйственных и управленческих решений. Исследование экономической  конъюнктуры не должно ограничиваться изучением лишь общих закономерностей  развития среды обмена и ее взаимодействия с другими стадиями процесса воспроизводства. Оно должно быть направлено на осуществление  обоснованного анализа и прогноза положения, складывающегося на том  или ином товарном рынке.  

Товарный  рынок  

    Товарный  рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара (форма связи - “купля-продажа”) и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей (форма связи - “конкуренция”).

    Товарные  рынки, взаимодействуя через механизм межотраслевой конкуренции, формируют  национальный рынок в целом. В  ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ государства и формируются  международные товарные рынки. Функционируют  они в тесном взаимодействии с  соответствующими рынками отдельных  стран и регионов.

    Существует  огромное разнообразие субъектов (хозяйственных  единиц) рыночных отношений и товарных рынков с присущими им условиями  формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для  каждого товарного рынка и  каждого этапа развития его конъюнктуры  характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры  долгосрочных тенденций, среднесрочных  колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжировку во взаимодействии друг с другом.  

Классификация товарных рынков.  

    Методология исследования экономической конъюнктуры  предполагает необходимость проведения классификации товарных рынков. Практическая направленность конъюнктурных исследований определяет и специфику их подходов и методов. То есть, целями исследований являются признаки, лежащие в основе проведения классификации товарных рынков по их типам. (Табл. 2.1.)  

                                                                Таблица 2.1.

№ п/п         
Классификационный признак      
 
Тип рынка       
1 Структура хозяйства  страны.        
    1.   Стран с экономикой натурального хозяйства

    2.   Стран-экспортеров сырья

    3.   Промышлено-развивающихся стран

    4.   Промышлено-развитых стран 

    
2 Уровень доходов  и характер их распределения в  стране.        
    1. Страны и регионы с низким  уровнем доходов (очень низким  и преимущественно низким).

    2. Страны и регионы с высоким  уровнем доходов (очень высоким  и преимущественно высоким).

    3. Страны с низким, средним и  высоким уровнями доходов.  

    4. Страны с преимущественно средним  уровнем доходов. 

    
3 Территориальный охват.        
    1. Внутренний.

    2. Национальный.

    3. Региональный.

    4. Мировой. 

    
4 Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией  
    1. Машин и оборудования.

    2. Минерального сырья и топлива.

    3. Сельскохозяйственного сырья, продовольственных  и лесных товаров 

    
5 Сфера общественного  производства.        
    1. Товаров материального производства (сырья, продовольствия, машин, оборудования).

    2. Товаров духовного производства (достижений науки, технологий, ноу-хау, произведений искусства, книг и т.п.). 

    
6 Характер конечного  использования товаров.        
    1. Товаров производственного назначения.

    2. Товаров потребительского назначения.  

    
7 Срок использования  товаров.  
    1. Товаров долговременного пользования.

    2. Товаров краткосрочного пользования.

    3. Товаров одноразового пользования.  

    
8 Организационная структура товарных рынков (различные  условия торговли и характеры  взаимоотношений между продавцами и покупателями) и т. д.  
    1. Мировой рынок

    а) открытый

    б) закрытый.  

    2. Внутренний рынок

    а) оптовый

    б) розничный. 

    
 

    
 

    Пояснение классификации типов товарных рынков.   

    Привлекательность страны в качестве рынка сбыта  той или иной продукции определяется в основном двумя характеристиками: структурой хозяйства страны и уровнем  и распределением доходов в стране.

    Структура хозяйства страны определяет производственный спрос, то есть спрос на сырье, материалы, машины, оборудование и инструменты.

    Группе  промышленно-развитых стран свойственна  передовая структура хозяйства  с высоко развитой промышленностью, сферой услуг, доля сельского хозяйства  невелика. В группе развивающихся  стран структура хозяйства, как  правило, представлена, прежде всего, сельским хозяйством и горнодобывающей промышленностью  и носит экспортную направленность.

    Промышленно-развитые страны являются основными экспортерами и импортерами промышленных товаров, импортерами сырья, материалов. Большой  размах и многообразие производственной деятельности делают промышленно-развитые страны с их богатыми рынками сбыта привлекательными для любых товаров.

    Страны  с экономикой типа натурального хозяйства  занимаются в основном простейшим сельскохозяйственным производством. Большую часть производимого  они потребляют сами, а остальное  напрямую обменивают на простые товары и услуги, поэтому такие рынки  для экспортеров остаются непривлекательными.

    Страны-экспортеры сырья богаты природными ресурсами. Большую часть валютных поступлений  для нужд своего хозяйства они  получают за счет экспорта этих ресурсов. Такие страны являются хорошими рынками  для сбыта горнодобывающего оборудования, сельхозмашин, инструментов и вспомогательных  материалов, погрузочно-разгрузного  оборудования, тракторов и грузовых автомобилей.

    Уровнем и характером распределения  доходов в стране определяется, прежде всего, спрос на потребительские и продовольственные товары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения в стране. Для промышленно-развитых стран характерен высокий уровень ВВП на душу населения, в десятки раз превышающий этот показатель развивающихся стран.

    При классификации по территориальному признаку исключительно важную роль играет проблема определения и структуризации понятия “мировой рынок”. Условно первичным элементом этой системы является внутренний рынок, под которым подразумевается сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами. Отличие внутреннего рынка от национального заключается в появлении у последнего такого важного элемента функционирования экономического механизма большинства стран, как экспортно-импортные операции. Таким образом, национальный рынок - это сфера осуществления внутри- и внешнеторговых операций.

    Мировой рынок логично определить как совокупность национальных, включающих, соответственно, как внутриторговые, так и внешнеторговые операции. Таким образом, мировой рынок - понятие значительно более широкое, чем международные торговые операции, за счет включения такого важного элемента, как внутренняя торговля, которая, как правило, обеспечивает преимущественную долю всех торговых операций мирового рынка.

    На  мировых рынках можно выделить два  основных рыночных сектора.

    1. Закрытый рынок - это товарный  рынок, на котором продавцы  и покупатели связаны некоммерческими  отношениями, юридической и административной  зависимостью, финансовым контролем,  договорными отношениями, не имеющими  сугубо коммерческого характера.  Основные сегменты закрытого  рынка - это внутрифирменные поставки (ВФП), представляющие товарооборот  между филиалами, дочерними и  головными предприятиями крупных  (транснациональных) корпораций; специальная  торговля, представленная поставками товаров в рамках “помощи”, по долгосрочным контрактам, бартерные и компенсационные сделки и др. Важнейшими особенностями закрытого сектора товарного рынка являются преобладание различных форм регулирования; ограниченное влияние конъюнктурных факторов; относительная устойчивость рыночных цен.

    2. Открытый сектор товарного рынка  представляет собой сферу обычной  коммерческой деятельности практически  неограниченного круга независимых  покупателей и продавцов. Отсутствие  некоммерческих связей между  контрагентами предопределяет относительную  неустойчивость складывающихся  между ними отношений. Для такого  рынка характерно заключение  краткосрочных сделок (на срок  до 1 - 1,5 лет), в основном, сделок на  бирже; частые и резкие колебания  цен.

    Классификация рынков по товарно-отраслевому признаку с многоуровневой детализацией необходима в сфере внешнеэкономической деятельности и общепринята в мировой торговой практике.

    В группу рынков машин и оборудования входят различные рынки машино-технических  изделий, такие как: общего машиностроения, электротехнического и приборостроения; транспортного машиностроения.

    В группу рынков минерального сырья и  топлива - рынок топлива и энергетического  сырья (уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, уран); рынки минерального сырья (руды черных и цветных металлов, бокситы, первичные и вторичные  металлы); рынки химического сырья  и удобрений.

Информация о работе Рынок как объект маркетинга