Маркетинг на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности маркетинга на рынке ценных бумаг.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и особенности маркетинга на рынке ценных бумаг;
Изучить систему маркетинга и маркетинговые исследования на рынке ценных бумаг;
Провести маркетинговый анализ рынка ценных бумаг;
Изучить специфичность и проблемы маркетинга на рынке ценных бумаг;

Файлы: 1 файл

marketing_na_rynke_tsennykh_bumag.docx

— 111.61 Кб (Скачать)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена усилением особенно в период кризиса значения маркетинга как рыночной концепции управления деятельностью байка или финансово-инвестиционной компании на фондовом рынке, направленной на изучение рынка и политико-экономической ситуации, конкретных запросов клиентуры и инноваций конкурентов.

Маркетинг является особой подсистемой менеджмента, функция которой заключается в формировании, изучении и систематизации необходимой информации, обеспечивающей возможность выработки и принятия управленческих решений, их оптимизации и практической реализации. На фондовом рынке России маркетинг - непременное условие достижения успеха в работе фирмы.

Таким образом, актуальность проблемы маркетинга на рынке корпоративных ценных бумаг, а также недостаточная теоретическая и практическая разработанность данного вопроса предопределили выбор темы исследования.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам менеджмента и маркетинга, а также рынка ценных бумаг. Необходимо отметить груды по общей теории менеджмента и маркетинга таких ученых, как Питер С. Роуз., Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф., Грейсон Дж., Питер В. Вейлл, Питер Э. Лэнд, Котлер Ф., Шломо Майталь, Хрупкий В.Е., Кузьмин И.И., Шамхалов Ф.И., Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А., Герчикова И.Н., Абчук В. А. 

Проблем инновационной деятельности и стратегического управления организацией в конкурентной рыночной среде касаются работы Санто Б., Твисса Б., Уотермана Р., Бауэра Р., Коллара Э., Виханского О.С., Наумова А.И., Завлина П.Н., Ипатова А.А., Кулагина А.С., Рудаковой И.Е., Олейникова Е.А., Оголевой Л.Н., Дынкина А.А. и др.

Исследованию процессов становления рынка ценных бумаг России посвящены вышедшие в последние годы монографии Миркина Я.М., Алексеева М.Ю., Алехина Б.И., Белова В.А., Машиной М.В., Михайловой Е.В., Остапенко В.В., Уткина Э.А., Зверева А.Ф., Таганова Д.Н., Стояновой Е.С. и др..

Вместе с тем, по нашему мнению, проблема организации инвестиционным институтом маркетинговых исследований на развивающемся рынке ценных бумаг рынке является не достаточно изученной, что отражается на практической деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Объект исследования: Рынок ценных бумаг в России.

Предмет исследования: Сущность и особенности использования маркетинга на рынке ценных бумаг.

Цель исследования: Изучить особенности маркетинга на рынке ценных бумаг.

Задачи исследования:

  • Рассмотреть сущность и особенности маркетинга на рынке ценных бумаг;

  • Изучить систему маркетинга и маркетинговые исследования на рынке ценных бумаг;

  • Провести маркетинговый анализ рынка ценных бумаг;

  • Изучить специфичность и проблемы маркетинга на рынке ценных бумаг;

  • Рассмотреть проблемы и перспективы развития современного рынка ценных бумаг в России;

  • Предложить меры по совершенствованию рынка ценных бумаг.

Практическая значимость: Проведенные исследования показали, что в настоящее время существует потребность в разработке методологической основы, определяющей принципы и методы проведения маркетинговых исследований на рынке ценных бумаг.

Именно на основе полученных результатов становится возможным оперативно формировать собственные маркетинговые программы, ориентированные на различные категории инвесторов, с наименьшими издержками.

Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении показана актуальность темы, цель, задачи, объект, предмет исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинга на рынке ценных бумаг, во второй главе проведен анализ рынка ценных бумаг как объекта маркетинговых исследований, в третьей главе рассмотрены особенности рынка ценных бумаг в России. В заключении сделаны выводы по работе.

Объем курсовой работы составляет 51 лист, количество таблиц 12, список источников литературы составляет 32 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

 

1.1. Сущность и особенности маркетинга на рынке ценных бумаг. Маркетинговые решения

Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет особенности, порождаемые следующими специфическими чертами данного рынка [1, с. 144].

Рынок ценных бумаг - это очень сложный, объемный, динамичный и высококонкурентный рынок, действия на котором жестко регулируются государством и должны отличаться высокой социальной ответственностью, чтобы не вызывать финансовых потрясений; многотоварный рынок с высокой степенью взаимозаменяемости товаров, основанный на развитой инфраструктуре, сложных информационных технологиях, дорогостоящей рабочей силе и затратоемких технических средствах; открытый рынок с растущими объемами трансграничных операций.

В России рынок ценных бумаг неликвидный, незначительный по объемам и находится на начальной стадии развития [1, с. 147].

Фондовому делу в России присущи пока исключительно высокие риски, инфляция (резко снижающийся спрос на ценные бумаги), политическая и макроэкономическая нестабильность, отсутствие ресурсной базы и полноценной инфраструктуры. Особенностью и целью маркетинга на российском рынке ценных бумаг является пока не только и не столько поддержание или расширение доли рынка, сколько просто «выживание» самого рынка в целом и лиц, профессионально на нем действующих. Особенностью рынка ценных бумаг России является его зависимость от социально-культурных традиций страны и демографических факторов.

Старение населения и падение рождаемости предполагают возрастание в перспективе консервативной модели поведения потребителей на рынке.

Товары на рынке ценных бумаг:

1. Ценные бумаги

2. Услуги на рынке ценных  бумаг

3. Информация

4. Нематериальные активы, связанные с выпуском и обращением  ценных бумаг

Ценные бумаги (акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, чеки, производные ценные бумаги (опционы, финансовые фьючерсы) являются имущественным правом или свидетельством собственности. Потребительская ценность ценных бумаг определяется качеством активов, на которые они налагают права.

Если рассматривать ценные бумаги без этих прав, то сами по себе ценные бумаги не имеют какой-либо самостоятельной ценности. Их потребительская стоимость формируются в условиях высокого риска. Ценные бумаги представляют собой стандартный товар, выпускаемый огромными партиями и сериями. У ценных бумаг есть одна особенность, они могут выпускаться и поставляться на рынок в уникальном виде, когда, например, выпускается нестандартный именной вексель.

Услуги на рынке ценных бумаг (это посредническая деятельность по операциям с ценными бумагами, консультирование по вопросам инвестиций, а также учет, хранение и совершение расчетов по операциям с ценными бумагами, управление ценными бумагами, аудит, кредитование на совершение сделок с ценными бумагами, страхование) [1, с. 148]

На рынке ценных бумаг спрос на услуги зависит и определяется состоянием от состояния рынка и спросом на сами ценные бумаги.

Для услуг на рынке ценных бумаг характерны высокий уровень стандартности услуг, сопровождающих весь жизненный цикл товара «ценная бумага», наличие развитых международных стандартов в этой области, значительное количество видов услуг, возможности создания разнообразных их модификаций, сопоставимых по количеству с числом модификаций товара «ценная бумага», необходимость специализации и высокого уровня профессионализма при оказании услуг на рынке ценных бумаг.

Информация. Самостоятельным товаром на рынке ценных бумаг является справочная и нормативная информация: о конъюнктуре рынка, об эмитентах, инвестиционных институтах и отдельных рынках ценных бумаг, об отдельных видах ценных бумаг, о конкретных сделках, об уровне конкретных видов рисков, о технологиях, правовом и регулятивном обеспечении, кадрах и прочих ресурсных системах, обеспечивающих рынок ценных бумаг, базы данных о рынке ценных бумаг. А также научно-техническая продукция, выступающая в качестве товара, технологии и руководства [3, с. 211].

Нематериальные активы, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг. Виды нематериальных активов: право на торговую марку, товарный знак, авторское право.

Важнейшей «товарной» особенностью рынка ценных бумаг является то, что он находится в постоянной конкуренции со смежным, кредитно- банковским рынком. Их товары - перераспределение денежных ресурсов посредством кредита и выпуска ценных бумаг - оказываются взаимозаменяемыми.

Производителями товаров и услуг на рынке ценных бумаг выступают [3, с. 224]:

• Эмитенты - «поставщики» ценных бумаг на рынок;

• Инвестиционные институты - профессиональные участники рынка ценных бумаг, предоставляющие комплекс услуг, информации и научно-технической продукции по продвижению ценных бумаг на первичный рынок и их вторичному обращению, трастовому управлению портфелями ценных бумаг;

• Специализированные организации по оказанию услуг учета, хранения и совершения расчетов за ценные бумаги;

• Производители бланков ценных бумаг, специализированного оборудования, оргтехники и т.п.;

• Банки и страховые организации, предоставляющие кредитно- страховые услуги, обеспечивающие обращение ценных бумаг и т.п.

Потребителями на рынке ценных бумаг являются:

1. Инвесторы

2. Инвестиционные институты

3. Институциональные инвесторы, организации, имеющие в силу характера  своей деятельности постоянные  и значительные излишки денежных  средств и инвестирующие их.

Маркетинговая деятельность на рынке ценных бумаг направлена на выработку  оптимального  маркетингового  решения  в  процессе  взаимодействия инвесторов и эмитентов. Структурными элементами процесса выработки маркетингового решения являются:

-  цели;

-  альтернативы  маркетинговых средств;

-  окружающая  среда;

-  результат.

Процесс принятия маркетингового решения включает четыре этапа:

1) подготовительный, состоящий в формулировке концепции маркетинга на рынке ценных бумаг и включающий в себя постановку целей фондовой биржи и целей ее маркетинговой деятельности;

2) подготовка  решения, включающая сбор и анализ  информации о потребностях инвесторов  и положении эмитентов акций, выбор возможных стратегий действий, оценку соответствия стратегий поставленным целям;

3) принятие решения  путем выбора варианта стратегии  действия и его реализация с использованием инструментария маркетинговой деятельности;

4) контроль за реализацией принятого маркетингового решения на основе оценки изменений во внешней и  внутренней среде инвесторов и эмитентов акций, анализа хода реализации стратегии [3, с. 227].

Торги на фондовой бирже в индивидуальном домашнем задании осуществляются в два этапа, время проведения которых студент устанавливает самостоятельно, исходя из сроков исполнения фьючерсных контрактов на покупку и продажу акций, составляющих обычно несколько месяцев.

При подаче заявок на операции купли— продажи акций инвесторы не знают, какая складывается конъюнктура рынка, какой спрос и какое предложение акций. В своих действиях они руководствуются следующими мотивами.

При покупке акций [6, с. 188]:

-  получение  дивидендов, больших, чем процент  в банке;

-  надежда  на повышение курса акций;

-  скупка большого  пакета акций для стимулирования  роста их курсовой цены;

-  участие  в управлении акционерным обществом  и контроль за его деятельностью.

При продаже акций:

-  совершение  фьючерсных сделок на понижение  курса акций;

-  получение  наличных денег;

-  опасения  по поводу падения курса акций  и дивидендов;

-  стимулирование  уменьшения курса в интересах  конкурентов.

 

1.2. Система маркетинга и маркетинговые исследования на рынке ценных бумаг

Различают структурную и методологическую систему маркетинга на рынке ценных бумаг. Структурная система включает различные виды маркетинга. Рассмотрим два основных вида маркетинга на рынке ценных бумаг.

Первый вид — это маркетинг, ориентированный на конкретную ценную бумагу, операцию или услугу. Его можно назвать маркетинг эмитента, так как эмитент в первую очередь заинтересован в продвижении ценных бумаг на рынок. Этот вид маркетинга характеризуется повышенным вниманием к составлению проспекта эмиссии. Перед новым выпуском ценных бумаг необходимо провести всесторонний предварительный анализ. Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает следующие действия [10, с. 89]:

  • тщательный анализ отрасли, в которой действует соответствующая компания;

Информация о работе Маркетинг на рынке ценных бумаг