Маркетинг на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Изучить особенности маркетинга на рынке ценных бумаг.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и особенности маркетинга на рынке ценных бумаг;
Изучить систему маркетинга и маркетинговые исследования на рынке ценных бумаг;
Провести маркетинговый анализ рынка ценных бумаг;
Изучить специфичность и проблемы маркетинга на рынке ценных бумаг;

Файлы: 1 файл

marketing_na_rynke_tsennykh_bumag.docx

— 111.61 Кб (Скачать)

 

В  данной  таблице  представлены  сведения  по  акциям,  которые  обращались  на  ММВБ  и  РТС.  Количество  открытых  акционерных  обществ  в  России  значительно  (74091  по  данным  2014  г.),  однако  на  фондовых  биржах  представлена  крайне  малая  их  часть:  в  течение  последних  лет  этот  показатель  составляет  менее  0,5  %. 

В  2014  г.  отмечено  резкое  снижение  числа  эмитентов  акций,  которые  обращаются  на  организованном  рынке.  На  внутреннем  биржевом  рынке  за  год  количество  эмитентов  акций  снизилось  на  45  компаний  (14  %  в)  и  составило  275  эмитентов,  однако  количество  выпусков  акций  в  котировальных  списках  практически  не  изменилось [5, с. 33].

По  данным  иностранных  источников,  на  внутреннем  и  внешнем  рынках,  представлено  323  российских  компании  —  эмитента  акций,  что  на  23  компании  меньше,  чем  годом  ранее  (сокращение  6,6  %).

 

Таблица  2

Десять  наиболее  капитализированных  российских  эмитентов

 

Эмитент

Объем  выпуска,  
млн.  штук

Рыночная  цена  на  30.09.2014, 
руб.

Капитализация,  
млрд.  руб.

Доля  в  общей  капитализации  ММВБ

ОАО  "Газпром"

23  674

144,01

3  409,2

13,7

ОАО  "НК  "Роснефть"

10  598

262,94

2  786,7

11,2

ОАО  Сбербанк России

21  587

97,73

2  109,7

8,5

ОАО  "ЛУКОЙЛ"

851

2064,2

1  755,7

7,1

ОАО  "НОВАТЭК"

3  036

385,06

1  169  ,2

4,7

ОАО  "Сургутнефтегаз"

35  726

28,232

1  008,6

4,1

ОАО  "РН  Холдинг"

14  997

63,46

951,7

3,8

ОАО  "Магнит"

95

8251,2

780,2

3,1

ОАО  "ГМК  "Норильский  никель"

158

4702

744,1

3,0

ОАО  "МегаФон"

620

1155,8

716,6

2,9

ИТОГО

 

15  431,7

62,1

Общая  капитализация

 

24  850,1

100,0


 

 

 

В  таблице  2  приведен  список  наиболее  капитализированных  компаний  и  их  доля  в  общей  капитализации  на  1  ноября  2014  г.

Первое  место  в  нем  неизменно  на  протяжении  нескольких  лет  занимает  ОАО  «Газпром»  с  большим  отрывом  от  своего  ближайшего  соперника  —  800  млрд.  рублей  или  2,5  процентных  пункта.  Начиная  с  2014  года  на  втором  месте  держится  ОАО  "НК  "Роснефть",  сдвинув  ОАО  Сбербанк  России  на  третье  место.  Десятку  замыкает  ОАО  «МегаФон»  с  долей  2,9  %.  Доля  самого  капитализированного  эмитента  зафиксировалась  на  уровне  13,7  %  [24, таблица 2].

На  1  ноября  2014  года  доля  десятки  наиболее  капитализированных  российских  эмитентов  составляет  62,1  %,  что  практически  повторяет  показатель  2014  года  —  62,2  %  и  выше  прошлогоднего  уровня  —  61,6  %. 

Капитализация  внутреннего  рынка  акций  за  2014  г.  изменилась  незначительно  и  в  рублевом  выражении  составила  25  209  млрд.  руб.  (на  1,9  %  меньше,  чем  годом  ранее),  за  10  месяцев  2014  года  капитализация  снова  показывает  отрицательную  динамику  в  1,4  %  (24850,1  млрд.  руб.). 

Российский  рынок  акций  отличается  высокой  концентрацией  капитализации  как  по  эмитентам,  так  и  по  отраслям.  В  таблице  3  представлена  отраслевая  структура  капитализации  российского  рынка  акций. 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  3

Отраслевая  структура  капитализации  российского  рынка  акций  в  2010—2014  гг.,  %

 

Отрасль

2010

2011

2012

2013

2014

Нефтегазовая

57,0

50,1

44,6

51,2

50,4

Финансовые  услуги

10,1

14,5

13,1

12,2

13,4

Металлургия

10,0

12,3

15,3

10,6

9,6

Электроэнергетика

8,9

9,4

10,6

8,7

6,8

Химическая  промышленность

1,5

1,6

2,4

4,7

5,6

Связь

5,2

3,8

3,7

3,7

4,6

Торговля

0,7

1,1

1,7

1,4

2,3

Прочие  отрасли

6,6

7,2

8,6

7,5

7,3


 

 

 

Отраслевая  структура  капитализации  рынка  акций  за  последний  год  не  изменилась.  Тем  не  менее,  можно  обратить  внимание  на  спад  капитализации  компаний  электроэнергетики  (уменьшение  -  2  %)  и  металлургии  (уменьшение  -  1  %),  нефтегазовой  отрасли  и  отрасли  финансовых  услуг  (уменьшение  -  0,8  %),  а  также  на  рост  капитализации  химической  промышленности,  компаний  связи  и  торговли  (увеличение  -  1  %).  За  приведенный  пятилетний  период  нефтегазовая  отрасль  потеряла  6,5  процентных  пунктов,  однако  доля  финансовых  услуг  и  химической  промышленности  выросла:  на  3,3  %  и  на  4,1  %  соответственно [24, с. 9, Таблица 3].

Современное  состояние  рынка  ценных  бумаг  так  же  следует  оценивать  по  объему  торгов.  На  сегодняшний  день  существует  явная  тенденция  роста  объема  сделок,  так  как  множество  российских  компаний,  работающих  в  различных  секторах  экономики,  стараются  попасть  на  рынок  ценных  бумаг  в  целях  привлечения  дополнительных  денежных  средств  и  поднятия  имиджа  компании. 

 

 

Таблица  4

Объем  сделок  с  крупнейшими  эмитентами  за  один  день  на  31.10.2013  г.

 

Наименование

Цена,  руб.

Объем  торгов,  руб.

Рост,  %

Доля  в  общем  объеме  торгов

ОАО  Сбербанк  России  -  ао

102,8

9  009  426  920

-0,4

31,1

ОАО  "ГМК  "Норильский  никель"

4  880,00

3  179  970  051

-2,9

11,0

ОАО  Банк  ВТБ

0,0445

2  632  075  906

1,1

9,1

ОАО  "НК  Роснефть"

254,47

2  504  705  488

1,8

8,7

ОАО  "ЛУКОЙЛ"

2  104,00

2  305  395  886

0,7

8,0

ОАО  Сбербанк  России  -  ап

82,83

935  863  073

0,3

3,2

ОАО  "ТрансФин-М"

100,02

823  164  600

0

2,8

ОАО  "Ростелеком"

117,18

702  102  392

-0,1

2,4

ОАО  "Сургутнефтегаз"

28,23

701  338  857

-1,5

2,4

ОАО  "МТС"

337,6

607  380  479

-0,7

2,1


 

 

В  таблице  4  приведен  ТОП-10  эмитентов  по  объему  сделок  за  один  день.  Лидирующие  позиции  уже  несколько  лет  занимает  ОАО  Сбербанк  России,  опережая  своего  ближайшего  конкурента  на  20  процентных  пунктов.  Объем  торгов  обыкновенными  и  привилегированными  акциями  ОАО  Сбербанк  в  сумме  занимает  треть  рынка  акций [24, с. 11, таблица 4]

Развитие  российского  рынка  акций  в  2013  году,  как  и  ранее,  в  значительной  мере  определяется  влиянием  внешних  условий.  По  оценкам  экспертов  МВФ  и  Еврокомиссии,  сохранится  низкий  уровень  экономической  активности  в  мире,  что  окажет  сдерживающее  влияние  на  динамику  мировых  цен  на  сырьевые  товары  и  финансовые  активы,  а  также  на  экономический  рост  в  России. 

В  то  же  время  прогнозируется  сохранение  до  конца  2013  г.  стимулирующей  направленности  денежно-кредитной  политики  в  мире,  что  в  сочетании  с  уже  действующими  стабилизационными  и  стимулирующими  программами  европейских  и  американских  регуляторов  окажет  поддержку  ценам  активов  на  развитых  и  развивающихся  рынках.  Разнонаправленный  характер  воздействия  названных  факторов  будет  способствовать  сохранению  неопределенности  ценовых  ожиданий  на  глобальном  рынке  капитала  и,  следовательно,  высокой  волатильности  котировок  на  российском  рынке  акций.

Рынок корпоративных облигаций

К концу 2014 года объем рублевых корпоративных и банковских облигаций, размещенных на рыночной основе, составил 3143,27 млрд. рублей, что на 5,49%, или на 163,52 млрд. рублей, превысило объем данного сегмента рынка облигаций по состоянию на конец 2013 года. На конец 2014 года на внутреннем рынке обращалось 692 выпуска 308 корпоративных эмитентов [13, с. 11].

Объем торгов корпоративными облигациями на ММВБ за 2014 год составил 37234,96 млрд. рублей.

Объем рынка корпоративных еврооблигаций (включая банковские) к концу 2014 года составил 115,42 млрд. долларов США., незначительно превысив (на 2,97%) объем по состоянию на конец 2013 года (112,09 млрд. долларов. США). При этом за последние три месяца прошедшего года объем данного сегмента долгового рынка снизился на 2,6%  (темпы прироста рынка корпоративных еврооблигаций в 2013 году были выше - 6,65 процента). Снижение активности на данном рынке связано с общим нестабильным положением финансовой системы стран Европы, что снижает возможности по привлечению «внешних» денег. [13, с. 14]

 

 

 

 

 

Таблица 5

Основные параметры рынка облигаций в 2014 году

 

 

30 декабря 2013 г.

31 марта 2014 г.

30 июня

2014 г.

30 сентября 

2014 г.

30 декабря 

2014 г.

Изменение за 2014 год

кол-во

%

Объем корпоративных и банковских облигаций (рыночные выпуски), млрд. рублей

2979,75

3141,33

3047,09

3010,97

3143,27

163,52

5,49

Количество рыночных эмиссий

689

670

731

696

692

3

0,44

Количество рыночных эмитентов

380

363

337

316

308

-72

-18,95

Объем корпоративных еврооблигаций (включая банковские), млрд. долл.

112,09

117,36

121,00

118,55

115,42

3,33

2,97


 

 

Объем размещений рублевых корпоративных облигаций в 2014 году составил 983,37 млрд. рублей, что на 16% больше аналогичного показателя за 2013 год. Максимальный объем размещений в 2014 году  был достигнут во II квартале (293,4 млрд. рублей), минимальный - в III квартале (145,87 млрд. рублей), таким образом, уменьшение квартального объема размещений составило около 50 процентов. Такое резкое снижение активности на российском долговом рынке в III квартале было связано с падением внутреннего спроса на облигации со стороны инвесторов, которое, в свою очередь, произошло из-за повышения курса бивалютной корзины и выхода инвесторов из рублевых облигаций [13, с. 15, таблица 5].

В IV квартале ситуация на рынке российских корпоративных облигаций несколько улучшилась (размещено облигаций на 266,22 млрд. рублей.

Всего за 2014 год было размещено 204 выпуска 154 эмитентов, что практически полностью совпадает с результатами 2013 года (205 выпусков 155 эмитентов). Таким образом, в значительной степени рост данного рынка был следствием увеличения среднего уровня объемов размещений за год.

 

Таблица 6

Поквартальный объем размещений корпоративных облигаций

 

I квартал

II

квартал

III квартал

IV квартал

 

2014

Объем размещений (млрд. рублей)

277,88

293,4

145,87

266,22

983,37

Число выпусков

41

71

38

54

204

Число эмитентов

36

46

27

45

154




 

 

 

 

 

Наиболее крупные выпуски в 2014 году осуществили ФСК ЕЭС (55 млрд. рублей), Уралкалий (50 млрд. рублей), Объединенная авиастроительная корпорация (46,28 млрд. рублей). В 2013 году лидером по объему размещенных рублевых облигаций также была ФСК ЕЭС (50 млрд. рублей). Большой объем размещенных облигаций Уралкалием объяснялся необходимостью средств на поглощение Сильвинита. Вследствие данных размещений чистый долг Уралкалия увеличился почти в 8,5 раз до 77,3 млрд. рублей. В период с 2013 по 2014 годы Объединенная авиастроительная корпорация планирует выпустить 165 гражданских самолетов, средства на производство которых были привлечены посредством размещения облигаций (46,28 млрд. рублей). [13, с 17, таблица 6]

Информация о работе Маркетинг на рынке ценных бумаг