Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 01:10, дипломная работа
В условиях рыночной системы главной целью деятельности любого предприятия является реализация товаров и услуг и получение прибыли. Эта же цель стоит и перед руководством коммерческого банка, поскольку для выполнения все службы банка стремятся к привлечению клиентуры, расширению сферы сбыта своих услуг, завоеванию рынка, а, следовательно, и к получению прибыли. Отсюда вытекает важность маркетинга в формировании и развитии финансового рынка, в организации эффективной работы коммерческих банков.
Маркетинговая деятельность в банковской сфере направляется, прежде всего, на изучение кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов, привлечение вкладов в банки и т.д. Она предполагает ориентацию на реальные потребности клиента, на удовлетворение его спроса.
Банковские инновации могут осуществляться и в направлении совершенствования бизнес-процессов. Их целью является сокращение трудозатрат, сроков разработки новых продуктов; гарантия предоставления услуг клиенту и достижение максимального качества при минимальных затратах. Согласно СМИ в России подобная система используется Сбербанком, Банком Москвы и др. крупными банками48. Однако в нашей стране данная система пока не имеет широкого распространения.
В качестве реализуемых Сбербанком России инноваций принята и успешно реализуется "Концепция развития подразделений инкассации Сбербанка России на 2010–2014 гг.", где был разработан комплексный подход к обеспечению безопасности операций инкассации49.
В рамках реализации Управлением инкассации были проведены работы по внедрению инновационных технологий, направленных на повышение безопасности проведения операций инкассации, сокращению преступных посягательств на жизнь инкассаторских работников и перевозимых ими ценностей, по следующим основным направлениям:
Таким образом, применение банковского маркетинга в Сбербанке может быть рассчитано не только на инновации в технологическом плане, но также на инновации в бизнес-процессах.
2.3. Финансовые инновации ОАО «СБЕРБАНК»
Сбербанк сегодня является абсолютным лидером российской банковской системы: по своим рыночным позициям, по объему активов и собственного капитала, по финансовым результатам и масштабам инфраструктуры. После приобретения в 2012 г. Volksbank International у Сбербанка имеются представительства в 9 странах Центральной и Восточной Европы.
В московском отделении Сбербанка50 по состоянию на 1 января 2015 года доля операций физических лиц в удаленных каналах обслуживания (УКО) выросла на 3,5% – до 87,2%, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. За тот же период доля платежей, совершенных частными клиентами в УКО, выросла на 5,7% – до 86,7%.
Столичные клиенты банка оплачивают через удаленные каналы 78% всех проходящих через Московский банк платежей в пользу ЕИРЦ (в 2013 году – 73%), 85% платежей в пользу МГТС (в 2013 году – 82%), 77% платежей в пользу Мосэнергосбыта (в 2013 году – 69%), 99% платежей за мобильную связь.
За прошлый год количество активных пользователей услуги «Сбeрбанк Онлайн» в столице выросло на 88% и достигло почти 2,9 млн.
Количество активных пользователей мобильного банка выросло почти на 29% и достигло 2,318 млн.
Внедрение технологии безбумажного обслуживания позволило сократить длительность операций на 12%, снизить количество ошибок по платежам клиентов на 57%, свести до нуля риск потери документов, оформляемых в электронном виде.
Всего с июля по декабрь 2014 года в столичных офисах Сбербанка в электронном виде при облуживании клиентов было оформлено 2,6 млн документов, и экономия бумаги составила 17,9 тонны.
В рамках стратегии развития Сбербанка в 2014-2018 годах была заявлена программа51:
Новая удаленная сервисная модель удобнее, чем обслуживание в отделениях, и используется:
Агрегаторы делают мгновенно доступной всю банковскую информацию для клиента:
Благодаря взрывному росту объемов доступной информации и использованию принципов социальных сетей оценивать риски могут не только банки, а любые другие компании и частные лица.
Опыт разработки новых банковских продуктов, услуг и технологий на российском рынке в основном опирается на мировую практику. Российский банковский сектор в своем развитии проходит все те же этапы, что и банковские системы развитых стран52. Величина временного лага определяется характером диффузии инноваций. Стоит отметить, что ввиду отсутствия процедуры оформления патентов на банковские продукты и услуги любые виды банковских инноваций по прошествии достаточно небольшого периода времени инновациями в полной мере являться не будут, так как получат широкое распространение на рынке и в среде конкурентов. Примечателен тот факт, что российские банки перенимают не только успешные западные практики внедрения новых продуктовых линеек, но и информационные технологии, а также ключевые методические аспекты управления банком, технологические аспекты соответствующих бизнес-процессов. Однако не всегда инновационные западные продукты и услуги получали в России столь же широкое распространение и демонстрировали бурные темпы роста и развития в силу определенных законодательных ограничений и психологических особенностей потребителей. Ввиду значительного различия банковских систем слепое следование примеру внедрения инноваций на развитых рынках не всегда дает ожидаемый результат. Более того, методы, эффективные для Европы или США конца ХХ века, очевидно, не являются таковыми для России начала ХХI века.
В качестве примеров можно привести возможные банковские инновации53:
3. ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГА
ПРИ ПРОДВИЖЕНИИ БАНКОВСКИХ
3.1. NFC как банковская инновация
NFC – это беспроводной способ передачи данных на расстояния до 10 см. По принципу действия он схож с Bluetooth, но при подключении к другому устройству NFC не требуется тратить много времени на идентификацию, связь устанавливается почти мгновенно (за десятые доли секунды). Ключевой сферой применения NFC специалисты считают бесконтактные платежи с помощью мобильных телефонов, которые легко превращаются в электронные кошельки путем добавления специального чипа и программного обеспечения.
К 2017 г. оборот мобильных платежей превысит $1 трлн. Наибольший рост продемонстрирует беспроводная технология оплаты NFC: на бесконтактные транзакции в 2017 г. придется 18% рынка мобильных платежей54.
NFC технология имеет 3 режима55:
Технология NFC берет свое начало в 2004 году, когда компании Nokia, Philips и Sony учредили организацию под названием NFC-форум56. В 2006 году NFC-форум выпустил первые спецификации стандартов для NFC-устройств. Вскоре появилась элементная база для них, а следом – и первые устройства. NFC-устройства работают на частоте 13,56 МГц и могут передавать данные со скоростями 106, 212 и 424 Кбит/с. В состав NFC-модуля входят приемопередатчик, антенна, микроконтроллер и (опционально) интерфейсы для внешних устройств.
Взаимодействие между NFC-устройствами основано на механизме взаимной индукции. Переменный ток в антенне устройства, активирующего взаимодействие (инициатора, англ. initiator), порождает изменения магнитного потока, создаваемого этим током. В результате возникает переменный ток в антенне другого устройства (целевого, англ. target), которая охватывается магнитным потоком инициатора. Таким образом, распространяется сигнал от инициатора к целевому устройству. Передача данных обеспечивается за счет модуляции амплитуды этого сигнала, который затем демодулируется в целевом устройстве. В свою очередь, целевое устройство, чтобы передать сигнал, изменяет определенным образом (за счет вариации импеданса) ток в своей антенне. Изменения тока приводят к генерации собственного магнитного поля целевого устройства, которое взаимодействует с магнитным полем инициатора. Это взаимодействие порождает вариации тока в инициаторе. Демодулировав эти вариации, инициатор получает информацию от целевого устройства.
Соединение между NFC-устройствами устанавливается достаточно быстро – примерно за 0,1 с.
Использование NFC-технологий делает выполнение операций с платежными системами гораздо удобнее. Поддержка режима эмуляции смарт-карт позволяет использовать телефоны с NFC-модулями для проведения операций через терминалы платежных систем. При этом телефон может эмулировать сразу несколько различных карт, позволяя пользователю выбирать способ оплаты, удобный для него и учитывающий возможности конкретной платежной системы.
По данным нового исследования IDC, к 2017 г. объем мирового рынка мобильных платежей превысит $1 трлн. Большая часть этой суммы придется на сегмент так называемой "мобильной коммерции", которая включает в себя как потребление цифровых медиа через телефон (например, скачивание мелодий в iTunes), так и покупки в интернет-магазинах, совершенные через мобильный браузер. Следующей по величине категорией окажутся бесконтактные транзакции по технологии NFC (Near Field Communication).
Как показал опрос владельцев мобильных телефонов в городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компанией SMARTEST в июле 2012 г., 8,6% респондентов уже используют технологию бесконтактных платежей, в то время как почти половина (48,8%) ничего не слышала об этой технологии, 42,6% информированы о ней, но по тем или иным причинам ее не используют57. 13,4% пользователей ответили, что их банковская карта поддерживает бесконтактные платежи; более половины респондентов (53%) не знают об этом. 6% пользователей ответили, что их смартфон позволяет бесконтактно оплачивать товары и услуги; 48% не осведомлены об этом. Тем не менее, фактические данные и прогнозы по мировому рынку NFC свидетельствуют о высоком потенциале данного сегмента. Например, по прогнозам Berg Insight, продажи NFC-смартфонов будут расти в ближайшие 5 лет со среднегодовым темпом роста (CAGR) на уровне 87,8%, благодаря чему в 2016 г. их будет поставлено на рынок 700 млн единиц. По итогам 2011 г. в мире было продано 30 млн. мобильных телефонов с поддержкой NFC и выпущено не менее 40 NFC-моделей. По прогнозам IMS Research, в 2012 г. в мире продано 80 млн. мобильных телефонов с поддержкой NFC и около 300 млн. NFC-чипсетов, а к 2015 г. эти показатели достигли 400 млн и 1200 млн.
Более всего пользователи оказались информированы о таких сервисах NFC как оплата товаров в магазинах, парковок и заправок, а также проезда в общественном транспорте и билетов на мероприятия.
Основные сдерживающие факторы, препятствующие более интенсивному развитию NFC в России – это опасения пользователей по поводу безопасности транзакций и сохранности персональных данных, недостаток инфраструктуры и информации об услуге.
Информация о работе Роль банковского маркетинга в продвижении банковских инноваций