Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 01:10, дипломная работа
В условиях рыночной системы главной целью деятельности любого предприятия является реализация товаров и услуг и получение прибыли. Эта же цель стоит и перед руководством коммерческого банка, поскольку для выполнения все службы банка стремятся к привлечению клиентуры, расширению сферы сбыта своих услуг, завоеванию рынка, а, следовательно, и к получению прибыли. Отсюда вытекает важность маркетинга в формировании и развитии финансового рынка, в организации эффективной работы коммерческих банков.
Маркетинговая деятельность в банковской сфере направляется, прежде всего, на изучение кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов, привлечение вкладов в банки и т.д. Она предполагает ориентацию на реальные потребности клиента, на удовлетворение его спроса.
Планирование банковской инновации можно осуществлять на протяжении всего ее жизненного цикла. Всю деятельность по планированию банковской инновации можно разделить на следующие элементы:
Как продуценту банковской инновации банку постоянно приходится решать задачи расширения существующих и освоения новых финансовых рынков, разработки банковской инновации и внедрения ее на рынке, а также эффективного управления банковской инновацией. Решение этих задач создает основу для определения необходимого периода времени, материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Увязка времени и ресурсов в единый процесс определяет значимость концепции жизненного цикла банковской инновации для деятельности банков.
Жизненный цикл нового банковского продукта включает в себя семь следующих стадий:
Наиболее важной является первая стадия, на ней определяются вероятность успеха реализации нового банковского продукта, его доходность, объемы спроса и поступления денег от реализации продукта. В процессе разработки банковского продукта продуцент проводит работу по инициации, поиску идеи, технико-экономическому обоснованию и созданию нового продукта. Продуцент финансирует все расходы по созданию нового банковского продукта. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить на последующих стадиях.
Банковская операция реализуется в форме законченного продукта в двух направлениях:
Целями реализации банковской операции на рынке другим финансовым инструментам являются получение денежных средств в форме выручки и поднятие своего имиджа. Банковские операции не патентуются, но представляют собой ноу-хау. Поэтому продуцент банковской операции может потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке.
Жизненный цикл новой банковской операции включает в себя следующие четыре стадии:
В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных нововведений35. Данное утверждение вытекает из ряда предпосылок, характеризующих существующее на сегодняшний день положение экономики. Во-первых, отношения банков с клиентами основаны на принципах партнерства. Это, в частности, означает, что банки проявляют постоянную заботу не только о сохранении, но и о приумножении капитала своих клиентов, предлагая им новые услуги, которые способствуют расширению финансово-хозяйственной деятельности, снижению издержек, развитию деловой активности и повышению ее доходности.
В январе 2012 года, Агентство Markswebb Rank & Report проводило исследование дистанционного банковского обслуживания. В данном исследовании приняло участие около 200 российских банков36.
По результатам данного исследования можно сказать, что 80% исследованных банков предлагают своим клиентам управлять своим счетом по средствам компьютера, который подключен к сети Интернет, за счет использования мобильного устройства, а также с помощью SMS. 70% банков занимаются сервисом интернет–банкинга. 80% из них осуществляет доступ к счетам через собственный веб-сайт, 18% - через сайт партнера, а еще 2% осуществляют доступ к счетам, используя специальную программу, устанавливаемую на компьютере. 52% из этих банков предоставляют услугу SMS-банкинг, те же самые операции, проводимые со своим счетом, выполняются с помощью SMS. Наименьшее количество банков, а то есть 27% предоставляют услуги мобильного-банкинга – получение доступа к управлению своим счетом через специальный сайт, который адаптирован для работы через установленное мобильное приложение или, собственно, через мобильное устройство.
В январе 2013 года Markswebb Rank & Report провело очередное исследование дистанционного банковского обслуживания. Из проведенных исследований можно сделать вывод, что только 10% от всех, участвующих в исследовании банков, используют мобильную версию, а все остальные – имеют собственный сайты в интернете. Причем из них 82% предлагают услуги интернет-банкинга, а 47% из исследуемых банков предоставляют услуги мобильного банкинга. За один прошедший год число банков, предлагающих данный вид услуг, выросло почти в два раза.
Несомненно, инновационный процесс охватывает различные стороны деятельности зарубежных банков: внедряются инновационные банковские продукты, меняется структура банков и системы внутреннего контроля, вводится инновационный менеджмент и т.п.
В современном мире деньги выражены в первую очередь в электронном виде. Электронные деньги получили широкое распространение с середины 90-х г. XX в прежде всего в Западной Европе и США, а также в Бразилии, Гонконге, Индонезии, Сингапуре, Таиланде и других странах. Электронные деньги называют также виртуальными или компьютерными деньгами, киберденьгами, цифровыми деньгами или цифровой наличностью в электронном виде. Как отмечает Д. А. Кочергин, «понятие электронных денег иногда используется в развитых странах в отношении к нескольким конкретным типам денежных платежей».
Также, получил распространение новый вид инновации – мобильный банкинг37. Вследствие роста потребности клиентов, запрашивающих услуги мобильного банкинга, банки России могут оказаться в затруднительном положении, потому что большинство из них на данный момент может предоставить какой-то лишь определенный перечень таковых услуг. Но вследствие большого спроса на данный вид операций, услуги мобильного банкинга постоянно пополняют свой функционал.
Прежде всего, мобильный банкинг — это система, позволяющая получить информацию и управлять средствами на банковском счете с помощью мобильного телефона или уже планшетного компьютера. Трудно дать определение количеству пользователей предоставленной услуги в России, здесь все зависит от способов их учета. Но между тем, истинное число активных участников по приблизительным подсчетам пока составляет всего несколько сотен тысяч человек. На данный момент существует несколько наиболее распространенных видов мобильного банкинга: основывающиеся на Java-приложениях и под управлением ОС Windows Mobile/Windows Phone, Symbian, Android, а также iOS — для iPad и iPhone. Самый первый вид являлся наиболее распространенным, ибо обслуживал большинство сотовых телефонов, что могли поддерживать устанавливаемое в них Java-приложение. Постепенно, с развитием и выходом на рынок более совершенных и комфортных современных мобильных устройств, данная услуга была оптимизирована для установленных в них операционных систем. В некоторых случаях банки могут предложить клиенту осуществить замену sim-карты, выдавая ему ту, где уже установлено данное приложение. Неудобство этого вида в том, что система привязывается к sim-карте только какого-то одного оператора сотовой связи.
Каким банком руководствоваться при выборе услуги зависит лишь от того, как клиент сам обратит внимание на надежность и репутацию выбираемого им банка. Многофункциональные платформенные системы мобильного банкинга сейчас могут предоставлять ограниченное количество банков, например, Альфа-Банк, МИнБ, Банк «Русский стандарт», Сбербанк, Росбанк, МБРР, Юникредитбанк и другие.
Таким образом, чтобы при внедрении новой инновации не возникало проблем, необходимо в первую очередь повысить техническую грамотность населения, развивать технологии внутри страны и активно продвигать инновации и новые банковские услуги.
2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА ОАО «СБЕРБАНК»
2.1. Общая характеристика ОАО «СБЕРБАНК»
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня - современный универсальный банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики38. По состоянию на 1 июня 2010 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 49%, а его кредитный портфель включал в себя около трети всех выданных в стране кредитов (33% розничных и 30% корпоративных кредитов).
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и более 19 100 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Казахстане, на Украине и в Белоруссии. Сбербанк нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России расширил свое международное присутствие, выйдя на рынки Китая и Индии.
Сбербанк сегодня – это кровеносная система российской экономики, треть ее банковской системы. Банк дает работу и источник дохода каждой 150-й российской семье. На долю лидера российского банковского сектора по общему объему активов приходится 29,4% совокупных банковских активов (по состоянию на 1 августа 2014 года). Банк является основным кредитором российской экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. На его долю приходится 46,4% вкладов населения, 34,7% кредитов физическим лицам и 33,9% кредитов юридическим лицам.
Сбербанк сегодня – это 16 территориальных банков и более 17 тысяч отделений по всей стране, в 83 субъектах Российской Федерации, расположенных на территории 11 часовых поясов.
Только в России у Сбербанка более 110 миллионов клиентов – больше половины населения страны, а за рубежом услугами Сбербанка пользуются около 11 миллионов человек.
Спектр услуг Сбербанка для розничных клиентов максимально широк: от традиционных депозитов и различных видов кредитования до банковских карт, денежных переводов, банковского страхования и брокерских услуг. Все розничные кредиты в Сбербанке выдаются по технологии «Кредитная фабрика», созданной для эффективной оценки кредитных рисков и обеспечения высокого качества кредитного портфеля.
Рассмотрим миссию ОАО «Сбербанк России».
Банк видит своей главной целью предоставление каждому клиенту полного спектра современных банковских продуктов и услуг при постоянном внедрении и использовании новейших достижений в области информационных технологий, совершенствовании бизнес - процессов и повышении уровня сервиса.
Миссия «Сбербанка России» определяет смысл существования, содержание, а также направления деятельности банка, подчеркивая ту роль, которую он играет в экономической системе России. Потребности клиентов, их пожелания и цели являются основой для осуществления банком своей деятельности, как элемента экономической системы.
Высокие цели банка достигаются командой единомышленников, которых объединяет общая система ценностей.
Ценностями «Сбербанка России» являются:
Ценности «Сбербанка России» представляют собой набор правил, критериев и требований, которые предъявляются к каждому человеку, являющемуся или желающему стать одним из членов команды банка. Представленные ценности являются сводом принципов, исходя из которых руководство банка устанавливает цели и определяет их достижение. Данные ценности являются основой и базой взаимоотношений между персоналом, внутренней системы управления банком, а также взаимоотношений банка с окружающим обществом, его клиентами, акционерами и инвесторами. Осознание и разделение философии и ценностей «Сбербанка России» принципиально важно для перехода банка на новый качественный уровень развития.
Для банка первоочередным является ориентация на запросы и потребности своих клиентов, исходя из этого «Сбербанк России» это:
Информация о работе Роль банковского маркетинга в продвижении банковских инноваций