Разработка товарной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является закрепление и углубление знаний по формированию товарной политики.

В ходе данной работы предстоит решить следующие задачи:

1. раскрыть содержание и сущность товарной политики

2. дать краткую характеристику предприятию;

3. проанализировать внешнюю среду предприятия, а именно:

а) диагностировать общехозяйственную конъюнктуру;

б) проанализировать и спрогнозировать товарный рынок;

4. дать анализ комплексу маркетинга, а именно:

а) товарной политики;

б) ценовой политики;

в) сбытовой политики;

г) коммуникационной политики;

д) маркетинговой деятельности;

е) SWOT – анализ;

Оглавление

Введение

Гл. 1 Содержание и сущность товарной политики

§1.1 Понятие товарной политики, факторы, ее определяющие

§1.2 Товарная политика: понятия и основные условия

§1.3 Стратегия проведения товарной политики.

Гл. 2 Краткая характеристика предприятия

Гл. 3 Анализ внешней среды предприятия

§3.1 Диагностика общехозяйственной конъюнктуры

§3.2 Анализ и прогноз товарного рынка

Гл. 4 Анализ комплекса маркетинга

§4.1 Анализ товарной политики

§4.2 Анализ ценовой политики

§4.3 Анализ сбытовой политики

§4.4 Анализ коммуникационной политики

§4.5 Анализ маркетинговой деятельности

§4.6 SWOT – анализ

Гл. 5 Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности и оценка их эффективности.

Заключение

Приложение

Список литературы

Файлы: 1 файл

Товарная политика.doc

— 754.00 Кб (Скачать)

      Лидером по привлечению инвестиций является Белгородская область.

      Экономическая привлекательность региона положительно влияет на развитие ритэйла.

      Быстрыми  темпами строятся крупные форматы  торговли (гипер- и супермаркеты) не только в областных, но и в крупных районных центрах региона. На рынке Центрального Черноземья работают как федеральные («М-Видео», «Техносила», «Эльдорадо», «Пятерочка», «Перекресток» и др..) , так и региональные («Линия», «Провиант», «Меридиан» и др.) розничные операторы. Структурирование рынка ритэйла  крупными игроками продолжается.

      Доля  непродовольственных товаров в  обороте розничной торговли  является одним из показателей качества жизни населения. В областях Центрально-Черноземного региона этот показатель высокий и оценивается на уровне 55-58%.

     Факторы макросреды:

1. В  России наблюдается устойчивый  экономический рост.

     Рост  экономики сопровождается ростом доходов населения (покупательской способности), укреплением рубля, что, в свою очередь, обеспечивает рост розничной торговли. Рост доходов населения в России приблизился к отметке 500 долл (а это уже средний класс).

По данным «Качалов и коллеги»  : в регионах присутствия «Энергия» в 2008 году доходы населения «перевалят» отметку в 400 долл, а, следовательно, спрос на средний ценовой сегмент увеличится.

2. Развитие  банковской сферы обеспечивает доступность потребительского кредитования, что, соответственно подстегивает продажи  техники более дорогих сегментов и брендов.

3. Конкуренция среди производителей, удорожание энергоносителей приводит к быстрой замене модельного ряда и, соответственно, порождает спрос на замену (т.е., сокращается срок замены бытовой техники и переход в более дорогие сегменты)

4. Насыщение  рынка бытовой техники крупных  городов.

5.Положительные  тенденции в таможенном законодательстве.

6. Нехватка  квалифицированного персонала.

     Нехватка  кадров наблюдается как среди  неквалифицированной рабочей силы, так и среди высококвалифицированных работников.

Рост  потребительского рынка и открытие новых торговых предприятий в  последние годы привели к дефициту квалифицированных продавцов.

     Основной  причиной нехватки квалифицированных  продавцов в торговле является то, что грамотные специалисты довольно быстро продвигаются по карьерной лестнице на уровень администраторов и управляющих магазинами. Поэтому новый персонал компаниям приходится обучать самостоятельно, зачастую создавая специально для этого собственные школы.

     Стандартным показателем ротации персонала  на рынке бытовой техники в первый год после найма считается 30%.

7. Дефицит  торговых площадок

     Риски:

1. Изменения  в антимонопольном законодательстве

     Сегодня признать участника рынка доминирующим можно в том случае, если он контролирует от 35 до 50% рынка, причем 35% — первоначальный порог доминирования, а 50 — абсолютный, по достижении которого компанией мы должны воспрепятствовать дальнейшему наращиванию ее присутствия. В новом законе в ФАС надеятся снизить первоначальный порог до 5, 10 или 15%, а предельный — до 35%. При этом по достижении 5, 10 или 15% сеть будет обязана при осуществлении своей договорной практики ориентироваться на рекомендации ФАС по работе с поставщиками. Во-вторых, ФАС добивается того, чтобы требования сетей к поставщикам по группам товаров стали более прозрачными и находились в открытом доступе.

2.Финансовый  кризис. Спрос сместится в средний и низкий ценовой сегмент

     Тенденции:

1.Одной  из самых ярких тенденций на  российском рынке бытовой техники

последнего  времени является рост интереса иностранных  компаний к непосредственно организации своей деятельности в России (как в производстве, так и в торговле бытовой техникой).

2. Использование  передовых высоких технологий  в производстве бытовой

техники.

3. Развитие  клиентоориентированной торговли.

     В последние годы наблюдается развитие клиентоориентированной торговли.

     Данное  направление сейчас находится на самом начальном уровне развития и имеет блестящие перспективы на российском рынке бытовой техники. Сейчас инициатива по покупке принадлежит самому покупателю, но в дальнейшем коммуникация должна будет измениться. Иными словами, покупателя будут приглашать в магазин с учетом его потребностей и демографических особенностей.

     Для реализации подобного направления, первым делом нужно накопить статистику продаж по собственным клиентским базам: анализ предыдущих покупок, социально-демографический портрет покупателей

Кто сумеет лучше управлять базой данных своих покупателей, тот и сможет сделать более точное предложение каждому покупателю.

4. Изменение  формата потребительского кредитования

     Предыдущее  поколение бытовой техники было заменено в рекордные сроки во многом благодаря буму потребительского кредитования. В 2006 году 30-50% от оборота сетей бытовой техники составили продажи в кредит. Но на этот ресурс нельзя полагаться и дальше. Еще в конце 2005 года, по утверждению экспертов, было очевидно, что за бурным ростом товарных кредитов последуют стагнация и снижение. Теперь это реальность.

5. Создание  собственных марок розничными  сетями.

     Собственные марки (private-label): «Эльдорадо» — Elenberg (в компании не подтверждают, что это их марка), «М.Видео» — Novax, «Мир» — Trony, «Техносила» — Techno. На мой взгляд, в ритейле бытовой техники частные марки не являются конкурентным преимуществом и рассчитаны на бюджетных покупателей.

6. Экспансия  федеральных сетей в регионы.  Развитие крупных региональных  сетей. Основная конкурентная  борьба переходит из центра  в регионы.

      Расчет  и прогноз емкости  рынка

      Емкость рынка бытовой техники в 2007 году в Центрально-Черноземном регионе составляет: R= 500-600 млн.долл.

      В 2008 году прирост рынка бытовой  техники и электроники составил 12-15%. Таким образом в 2008 году емкость  рынка составляет 624,25 млн.долл. Отсюда получаем, что средний абсолютный прирост = 74,25 млн.долл., т.к. конечный уровень базисного ряда составил в среднем 550млн.долл.

      В целях разработки стратегии продвижения  продукции необходимо выполнить  прогноз рыночных показателей. Основным рыночным индикатором является емкость рынка. Прогноз на 2009 и 2010 гг. (рис.3.3.1) делается по методу экстраполяции путем построения линии тренда, которая представляет собой математическое выражение зависимости величины емкости рынка от порядкового номера периода времени, принятого к рассмотрению.

Рис. 3.3.1 Прогноз емкости рынка бытовой  техники
      Графический анализ изучаемой зависимости дает основания считать, что тренд  можно описать в виде уравнения  прямой. Выполнение расчета дает нам  следующий вид уравнения прямой: у=74,25х+550. подставляя в него порядковые номера 2008 и 2009 гг. (а именно – 6 и 7), получим следующие значения емкости рынка:

      Емкость 2009 г. = 74,25 * 6+ 550 = 995,5 млн.долл.

      Емкость 2010 г. = 74,25* 7 + 550 = 1069,75 млн.долл.

     С имеющимися данными можно дать такой  прогноз рынку:

1.Темпы  роста рынка в целом увеличатся. Но, одни группы товара уходят, а по другим группам (например ЖК-телевизоры, ноутбуки) наблюдается рост рынка.

2.Значение  клиентского сервиса вырастет.

3.Экспансия в регионы «федералов» продолжится, причем они начнут массово заходить в города от 200 тыс. чел., западные ритейлеры (как Медиа Макт) начнут активно развиваться в городах-миллионниках.

4.Все  основные игроки увеличивают форматы.

5.Конкурентная  борьба медленно уйдет с ценового поля:

-  на  первом этапе, в поле лучшего   товарного предложения (наличие  новинок)- останется 8-10 игроков;

- в  последующем, в поле лучшего  сервиса – останется 3-5 крупных  игроков. 

 

§3.2 Анализ и прогноз  товарного рынка

     В настоящее время российский рынок бытовой техники по темпам роста занимает второе место после рынка продуктов питания.

     Российский  рынок бытовой техники считается  сегодня самым перспективным и быстрорастущим в Европе.

     Темп  прироста российского рынка бытовой  техники и электроники замедлился и в 2007 году составил 13-15 % с объемом продаж 13-15 млрд долл.

     Согласно  оценкам DISCOVERY Research Group, общий объем  российского рынка бытовой техники и электроники в 2005 г. составил $12 млрд., в 2006 г. – $14,2 млрд.

       Доля бытовой техники составляет примерно 40%, а электроники (включая фотоаппараты и видеокамеры)  - 60%. Таким образом, на электронику (включая фотоаппараты и видеокамеры) в 2005 г. приходилось около $ 7,2млрд., в 2006 г. – $ 8,52 млрд. По данным РАТЭК, в 2006 г. рынок фотокамер в России оценивается в $1,2 млрд., рынок видеокамер составляет $375 млн. (в сумме $1,575 млн.), в 2005 году фотоаппаратов и видеокамер было продано на $ 1,3 млрд. Таким образом, продажи аудио-видеотехники составили в 2006 г. $6,95 млрд., в 2005 г. – $5,9 млрд.

     Следовательно, объем рынка бытовой техники  в России в 2006 г. составил порядка $5,68 млрд.

     Был также проведен расчет объема рынка  бытовой техники на основе оценок об объеме сегментов. Сегмент крупной бытовой техники в целом, по оценке РАТЭК, составляет $3,8 млрд., мелкой - $2 млрд. Таким образом, общий объем рынка бытовой техники в России составляет $5,8 млрд. Эта оценка очень близка к полученной в результате расчетов экспертов DISCOVERY Research Group. Ввиду схожести оценок, полученных различными методами эти оценки можно считать надежными.

     Рынки Центрального Черноземья, Поволжья и  Южного ФО являются перспективными с  точки зрения торговли бытовой техникой и электроникой. 

Рынок России:

Объем рынка России – 15-17 млрд$

Российский  рынок  бытовой техники и электроники (по данным Deutsche Bank) – вышел на 7 место в мире.

В 2008 году прирост рынка бытовой техники  и электроники составил 12-15%. Основными  трендами стала замена аналоговых устройств  на цифровые и конвергенция самих  приборов. 

Емкость рынка регионов (2007г.): 

Центрально-Черноземный  – 500-600 млн.долл

Приволжский – 750-850 млн.долл

Южный – 1,5 млрд.долл

Уральский – 1,1 млрд долл

Нижегородский регион – 350-450 млн.долл

Северо-Западный – 1,7 – 2 млрд.долл

 

     В России доля рынка основных конкурентов  «Энергии» (по данным РАТЭК) такова:

Эльдорадо – 23%

М-видео  – 11%

Техносила – 8%

Мир – 6%

Региональные  сети – 25%

Остальное – мелкие сети и магазины бытовой  техники.

 

По Черноземью картина такая:

Эльдорадо – 23-25%

М-Видео  – 12-15%

Техносила – 17-20%

Эксперт – 17%

Информация о работе Разработка товарной политики предприятия