Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:22, курсовая работа
Целью маркетинговых исследований является разрешение следующих проблем предприятия: 1. изучение и установление потенциала рынка или продукта о возможном объеме его продаж, условиях реализации, уровнях цен, способности потенциальной клиентуры; 2.исследование поведения конкурентов, направления их действий, потенциальных возможностей, стратегии формирования цен; 3.исследование сбыта с определением территории, являющейся наилучшей с точки зрения продаж, объема продаж на рынке, который является наиболее эффективным.
Введение 3
1 Анализ рыночных возможностей и определение целевого рынка 6
1.1 Задачи, основные направления и определение целевого рынка 6
1.2 Анализ рынка 12 1.3 Выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке 21
2 Разработка стратегии маркетинга йогуртовой продукции (на примере ОАО "МКС") 26
2.1 Формирование маркетинговой концепции товара 26
2.2 Фирменный стиль товара 29
2.3 Ценовая стратегия 37
2.4 Каналы сбыта 42
2.5 Методы продвижения товара 44
3 Обобщенная стратегия маркетинга йогуртовой продукции (на примере ОАО "МКС") 49
Заключение 51
Приложение 53
Список используемой литературы
Рисунок
6- Товарный знак йогуртов ОАО "МКС"
Товарный знак представляет собой сочетание названия продукта (Биойогурт Ставропольский), использование рисунков тех или иных фруктов, в зависимости от вкуса йогурта, а также самого логотипа комбината.
2.
Фирменное имя товара- это слово,
буква или группа слов или
букв, которые могут быть
3. Фирменный цвет – это один или несколько определенных цветов, которые являются символическими константами и элементами фирменного стиля компании. Цвет на упаковке является сильнейшим средством воздействия на потребителя. За счет того, что 80% цвета поглощаются нервной системой, а лишь 20% зрением, цвет быстрее воспринимается и привлекает внимание. Больше других внимание привлекают оранжевый, желтый, красный, зеленый, синий и пурпурный оттенки.
Использование в оформлении упаковки контрастных цветовых сочетаний может также существенно повысить ее привлекательность в глазах потребителей. Кроме того, цвет занимает первое место по запоминаемости среди других упаковочных элементов. Исследования показали, что потребители в первую очередь запоминают именно цвет и после этого совершают покупки, ориентируясь в основном на свою цветовую память.
На этикетке йогурта МКС можно наблюдать сочетание трех цветов, это зеленый, синий и красный. Сочетания зеленого и синего представляют собой гармонию, часто встречающуюся в природе. Их использование на упаковке ассоциируется у потребителя с натуральностью и природностью.
4. Упаковка товара - это не только оболочка, предохраняющая от порчи и деформаций, но и носитель необходимой информации о товаре, необходимой для совершения потребителем осознанного выбора, один из видов неценовой конкуренции товаров. Так же упаковкой товара называют процесс подготовки товара к транспортировке и хранению.
Среди большого перечня схожих по составу молочных продуктов упаковка может оказаться определяющим фактором при выборе товара. Конечный потребитель в среднем по статистике тратит на выбор товара около 7 секунд, поэтому его основное внимание сконцентрировано в этот момент на оценке внешнего вида, а не состава продукта. Таким образом, рынок производства йогуртов и молочных десертов неразрывно связан с развитием рынка упаковки этих продуктов, и в последние годы именно развитие последнеего является залогом создания успешного конкурентного преимущества.
МКС самостоятельно выпускает упаковку из пленки с рисунком для молока, кефира, ряженки, биойогурта, сливок; а также полистироловые стаканчики для пудинга, йогурта, сметаны, шербета. Пятигорский «Полипак» – поставляет крышечки из алюминиевой фольги для биойогуртов и сметаны, пергамент и фольгу для упаковки масла. Пластиковый стаканчик по-прежнему остается самым популярным видом упаковки для йогуртов. Однако специалисты по упаковке не рекомендуют компаниям, производящим йогурты, использовать полистирольную тару для стаканчиков под йогурты. Потому что при повышении температуры полистирол может «обогатить» йогурт отнюдь не полезными для организма веществами. А вот полипропилен в этом отношении совершенно безопасен. Поэтому МКС целесообразно изменить упаковку йогуртов на полипропиленовую.
Рисунок
7 - Пластиковые стаканы для
Следующий вид упаковки, которую предприятие использует для своей продукции это полиэтиленовые термосвариваемые пакеты. Они являются наиболее экономичной упаковкой. Продукт в них имеет более низкую стоимость и чаще встречается на прилавках магазинов в регионах . Полиэтиленовые пленки с нанесенным термосвариваемым слоем с одной или двух сторон обладают уникальной комбинацией свойств: жесткостью и гибкостью, высокой ударной прочностью, средней прозрачностью. Такой вид упаковки также наиболее характерен для питьевых йогуртов.
Рисунок
8 - Полиэтиленовые термосвариваемые пакеты
для йогуртов
Предприятию стоит использовать для питьевых йогуртов еще один вид упаковки- пластиковые бутылки. Использование современных пластиковых бутылок позволяет лучше сохранить свойства продукта и увеличить срок его хранения. Кроме того, они более безопасны и удобны в применении в сравнении со стеклянными аналогами. К тому же данная форма упаковки предоставляет производителям практически неограниченные возможности в дизайне, будь то форма или этикетка. В связи с этим все большую популярность приобретают термоусадочные этикетки, идеально повторяющие при усадке необычную форму бутылки.
Рисунок
9- Пластиковые бутылки для йогуртов.
Еще
один не менее выгодный тип упаковки,
на который комбинату стоит
Рисунок
10 - Упаковка «Пюр-Пак» для йогруртов
Главная задача упаковки - рекламировать и продвигать продукцию на рынке. На это направлена работа нашей дизайн-студии, разрабатывающей упаковку, исходя из знания психологии покупателя. При существующем многообразии кондитерских изделий решающее значение для покупателя, стоящего перед выбором, имеет именно дизайн упаковки. Яркая обертка позволяет делать товар более узнаваемым и привлекательным, что будет способствовать увеличению его покупательской привлекательности
Фирменный стиль
Таким образом, удобный и
2.3
Ценовая стратегия
Анализируя рынок молочных изделий можно сделать вывод, что на данном сегменте рынка преобладает монополистическая конкуренция. Рынок монополистической конкуренции — рынок ряда продавцов и покупателей, совершающих сделки не по единой розничной цене, а в широком диапазоне цен. Цена напрямую ассоциируется с продукцией. Проводя определенную политику в области ценообразования, предприятие активно воздействует, как на объем продаж на рынке, так и на величину получаемой прибыли. Как правило, предприятие не руководствуется получением сиюминутной выгоды, реализуя товар по максимально высокой цене, а проводит гибкую ценовую политику. Основное свойство рыночной цены- способность меняться постоянно, и это закономерно.
Методика установления
1.Постоновка задач ценообразования.
Основные задачи ценообразования:
1.
Покрытие затрат на
и обеспечение
прибыли достаточной для нормального
функционирования производителя (посредника);
Главной
целью ценообразования
Основные внутренние факторы:
- себестоимость продукции;
- необходимость покрытия
долгосрочных капитальных
-трудоемкость производства;
-ограниченность производственных ресурсов.
Основные внешние факторы:
- общий спрос на рынке на продукцию данного вида;
- наличие на рынке аналогичных товаров других предприятий;
- цена на аналогичную продукцию основных конкурентов;
-
качество конкурирующей
-
сезонность покупательского
2.Определение спроса.
За последние 3 года спрос на йогурты значительно вырос. В первую очередь, пользуются спросом натуральные йогурты без фруктов (более 40% в продажах). Производители йогуртов класса “люкс” обратились к продукции без ароматизаторов и добавок. Существует большой потенциал формирования устойчивого спроса именно в данном сегменте. По данным ACNielsen, за последние три года доля обогащенных молочных продуктов выросла до 11,8%. Как только мы размещаем значок “здоровое питание” на своем продукте, сразу вырастают объемы продаж, – говорит эксперт, работающий на рынке молочной продукции. – Покупатель положительно реагирует на пониженное содержание жира, добавок и короткий срок годности. Значит, покупатель является сторонником образа жизни и фирмы, зная это, должны эксплуатировать это знание. Необходимо создать культуру потребления здоровой, натуральной пищи. На предприятии прослеживаются положительные тенденции в наращивании объемов производства, это говорит о том, что вся произведенная продукция находит своего покупателя, то есть йогурты пользуются спросом ( рис.1)
Рисунок 11 - спрос на йогурты.
Из данного рисунка видно, что спрос на йогурты начал активно расти в 2008 г., и в ближайшие годы будет медленно расти, достигнув к 2014 г показателя 851 тыс тонн.
3.Оценка издержек.
Проведем оценку затрат на производство йогуртовой продукции . Для начала необходимо определить общий объем производства и его стоимость.
Таблица 3 - Структура произведенной продукции ОАО "МКС"
Года | Тонн | Тыс.руб. | % |
2008 | 827,5 | 15965 | 2 |
2009 | 967,5 | 19114,7 | 2 |
2010 | 1234 | 28438,5 | 2 |
Итого | 3038 | 63518,2 | 2 |
Из таблицы3 видно, что идет увеличение продукции, и за 3 года объем выпуска увеличился с 827,5т до 1243т. Общая доля йогуртов в молочной продукции комбината занимает 2%.
Рассчитаем себестоимость одной тонны за последний год:
28438,5/1243=22,9 тыс.руб.
1т =1000000гр, следовательно 1гр = 0,0229;
Комбинат реализует йогурт в упаковке 125 гр. и 250 гр., 125 гр= 4,51руб.
250 гр= 6,6 руб.
В
общем виде затраты на производство
йогуртов представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Затраты на производство йогуртов
Затраты | Цена, руб. | |
125 гр | 250гр | |
Сырье: | ||
Молоко | 0,7 | 1,12 |
Загуститель | 0,02 | 0,04 |
Фруктовый джем | 0,6 | 0,9 |
Итог | 1,32 | 2,06 |
Производство | ||
Упаковка | 0,7 | 1,10 |
Транспорт | 0,04 | 0,04 |
Топливо, энергия | 0,03 | 0,06 |
Зарплата и налоги | 0,01 | 0,01 |
Прочие расходы | 0,01 | 0,21 |
Итог | 0,79 | 1,42 |
Реализация | ||
Оптовая наценка | 1,1 | 1,30 |
Розничная наценка | 1,3 | 1,90 |
Итог | 2,4 | 3,20 |
Итого: | 4,51 | 6,6 |