Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 10:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать как можно более полное определение понятиям выкладки и размещения товаров в торговом зале, описать принципы выкладки товаров, которые необходимо соблюдать для максимального стимулирования продаж в книжных магазинах.
Введение 3
1. Планировка книготоргового предприятия 5
1.1 Планировка торгового зала 5
1.2 Книготорговое оборудование 7
1.3 Эффективность использования торговой площади 9
2. Размещение и выкладка книжной продукции в торговом зале 12
2.1 Размещение и выкладка книжной продукции как важный этап торгового процесса 12
2.2 Размещение книжной продукции 14
2.3 Выкладка и ее варианты 16
2.4 Зоны размещения книжной продукции 19
Заключение 23
Библиографический список 24
Sвыкл./ - площадь выкладки товаров;
S торг.з.- площадь торгового зала.
Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Считается, что наиболее приемлемыми отношениями между площадью выкладки товаров и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 70-75%.5
Часть площади торгового зала отводится под зоны для проходов покупателей. При определении ширины проходов в каждом конкретном магазине следует учитывать плотность покупательского потока.
В
магазинах, где торговля ведется
через прилавок обслуживания, выделяется
площадь для организации
Площадь зоны расчетного узла включает площадь, занятую кабинами контролеров-кассиров, площадь проходов между кабинами и площадь, необходимую для оказания дополнительных услуг покупателям в процессе расчетных операций.
Все
выше перечисленные показатели в
комплексе позволяют дать характеристику
эффективности использования
Размещение
и выкладка товаров в торговом зале
являются важными средствами стимулирования
сбыта. Наиболее прогрессивные розничные
книготорговые предприятия давно уже
осознали необходимость уделять должное
внимание данным аспектам своей деятельности.
Размещение
товаров — это их расположение
на площади торгового зала. Рациональное
размещение товаров в торговом зале позволяет
правильно формировать потоки покупателей
и сокращать время их обслуживания.7
Постоянные покупатели знают, где размещается
тот или иной товар в торговом зале, и быстро
его находят. При этом также сокращаются
трудовые затраты работников магазина
в процессе пополнения товарных запасов
за счет использования кратчайших путей
движения товаров из подсобных помещений
к зоне размещения.
Выкладка товаров — это определенные способы укладки и демонстрации товаров в торговом зале. Это услуга, предназначенная для демонстрации, облегчения поиска и выбора необходимых товаров, а также создания потребительских предпочтений. Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль. Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и для отпуска товаров.
Тем самым для успешной деятельности книготорга выкладка товаров должна:
Размещение книжной продукции в торговом зале осуществляется на специальном книготорговом оборудовании (см. § 1.2) по всей площади торгового зала.
Размещение книжной продукции в торговом зале определяется двумя основными факторами: удобством для покупателя и успешной продажей книг; взаимосвязью расстановки книг с используемым в книготорговом предприятии информационно-поисковым языком, схемой классификации.
Оба
эти фактора успешно
В
современной розничной книжной
торговле России не единого подхода
к расстановке книг в торговом
зале. Наиболее типичным для размещения
книг в независимых книжных магазинах
является использование схем, основанных
на укрупненной типологии книжных изданий
по темам, целевому назначению и характерным
рыночным группировкам ( например, литература
по домоводству, туризму, детективы, фантастика
и т.д.).8 В сетевых книжных магазинах,
как правило, применяются жесткие внутренние
схемы классификации и распределения
книжной продукции в торговых залах.9
Так, например, в ТД «Библио-Глобус» за
основу принят информационно-поисковый
язык международной библиотечной Универсальной
десятичной классификации (УДК). На ее
основе при расстановке книг в торговом
зале формируются тематические комплексы,
которые соответствуют содержательно
родственным разделам классификации.
Важные условия размещения книжной продукции в торговом зале:
Важным условием рационального размещения товаров в торговом зале является организация своевременного пополнения ассортимента реализуемых товаров. Операции по пополнению товарных запасов и собственно по размещению книжной продукции в торговом зале выполняют специально выделенные работники - мерчандайзеры, в небольших — грузчики или продавцы. В настоящее время эти функции часто берут на себя представители поставщика, особенно коммерческих организаций.
Выкладка — это определенные способы укладки и показа товаров в торговом зале магазина.
При вертикальной выкладке однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху вниз. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
При горизонтальной выкладке тот или иной товар полностью занимает 1 —2 полки. Этот способ наиболее эффективен при продаже крупногабаритных товаров, товаров в кассетах; на нижних полках целесообразно выкладывать хорошо известные покупателю товары с устойчивым спросом.
В магазинах самообслуживания применяются такие способы выкладки, как навалом, штабелем, в ряд и т.д.
Наиболее распространенный способ — навалом в таре-оборудовании, контейнерах, корзинах, витринах. Такой способ удобен для работников магазина, так как сокращает затраты труда на выкладку. Предпочтения этому способу отдают и покупатели.
Выкладка товаров может быть товарной и декоративной.
Товарная выкладка служит одновременно и для показа, и для отпуска товаров, в магазинах самообслуживания она осуществляется фронтальным способом, при котором один образец товара выставляется полностью, а остальные (за ним) видны частично или не видны.10
Декоративная выкладка — это выкладка с применением средств объёмно-пространственной композиции для оформления витрин, стеллажей при продаже через прилавок. Выложенные товары выполняют только демонстрационную функцию и не являются товарным запасом для отпуска.
Дополнительная
или специальная
выкладка – мощный инструмент в привлечении
внимания к товару. Специальная выкладка
осуществляется на паллетах, обтянутых
брендированной пленкой или на мобильных
стендах.
Такой вид выкладки хорош для представления новинок книгоиздания. Для достижения максимальной эффективности используется фактор мобильности: в первый момент проведения акции какое-то количество стендов может перемещаться в начало товарного ряда, а затем уже перераспределяться в зависимости от реального формирования покупательских потоков. 11Здесь очень важно отметить, что необходимо выделяться в ряду себе подобных товаров, иначе покупатель, уже положивший в свою корзинку встретившийся ранее товар, просто не обратит внимания на наше «суперпредложение». Главным помощником этой выкладки являются POS-материалы.
При выкладке товаров необходимо обеспечить наиболее полное использование экспозиционной площади магазина, с тем чтобы каждый квадратный метр торговой площади обеспечивал магазину соответствующий доход.
Для успешной работы магазина размещение и выкладку целесообразно планировать заранее, это позволяет сэкономить время покупателей при выборе товаров.
Выкладка товаров связана с понятием “точка продаж” - это место в торговом зале, где покупатель может посмотреть товар и принять решение о его покупке, т.е. торговое оборудование, предназначенное для демонстрации и отбора.
Различают основные и дополнительные точки продаж.
Основная точка продаж — место, в котором представлен весь ассортимент товаров данной группы.
Дополнительная точка продаж — место, где товар, представленный в основной точке продаж, размещается отдельно (реклама новых товаров, специальная акция по усилению реализации, размещение товаров при кассах и т.д.).
Приоритетная выкладка новинок и бестселлеров, тематические книжные стеллажи, зоны импульсных покупок, электронные поисковые системы становятся уже стандартом для отечественной книготорговли. Эффект от этих мер в большей степени зависит от правильной организации торгового пространства, использования оригинального оборудования и нестандартных стеллажей. Каждый магазин пытается найти собственное «ноу-хау» в обслуживании посетителей и увеличении среднего чека. В «Буквоеде», например, дважды в месяц составляется «хит-парад» наиболее успешно продаваемых книг, который оформляется в виде красочных плакатов, развешиваемых в торговых залах и сопровождаемых спецвыкладкой. Магазин «Москва» славится своей знаменитой акцией «Книга месяца», когда беспристрастно выбранная яркая новинка в течение 30 дней активно продвигается среди посетителей.
Важный вопрос — определение зоны размещения товаров. Ее также можно назвать зоной выбора товара. Наиболее удобной зоной выбора являются полки, находящиеся на высоте 110—160 см над уровнем пола. В этой зоне предпочтительно размещать товары, реализацию которых магазин желает увеличить, это, как правило, товары импульсивного спроса, товары с замедленной оборачиваемостью.
Менее удобной зоной считаются полки на высоте 80—110 см и 160—180 см от уровня пола.
Неудобная зона — полки на высоте до 80 см и свыше 180 см. В этих зонах размещают товары с устойчивым спросом, не требующие больших затрат времени на выбор.
Исходя из этого можно выделить следующие приоритетные места на полках торгового оборудования:
Специалисты не устают твердить, что в магазине основной поток покупателей движется против часовой стрелки, и советуют учитывать эту психологическую особенность человека при зонировании торгового зала. Вдоль линии движения выставлять товары, имеющие максимальную доходность или те, которые нужно быстро продать.
Во всех книжных магазинах в торговом зале выделяют «горячие» и «холодные» зоны. Традиционно «горячей» является правая сторона, так как большинство покупателей начинают осмотр стеллажей справа налево со второго метра выкладки на них товара по ходу движения.13 Мало отличается от нее «температурой» спроса прикассовая зона и зона выкладки «на уровне глаз» (на высоте 150-170 см).