Размещение книжных товаров эффективность использования торговой площади и варианты выкладки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать как можно более полное определение понятиям выкладки и размещения товаров в торговом зале, описать принципы выкладки товаров, которые необходимо соблюдать для максимального стимулирования продаж в книжных магазинах.

Оглавление

Введение 3
1. Планировка книготоргового предприятия 5
1.1 Планировка торгового зала 5
1.2 Книготорговое оборудование 7
1.3 Эффективность использования торговой площади 9
2. Размещение и выкладка книжной продукции в торговом зале 12
2.1 Размещение и выкладка книжной продукции как важный этап торгового процесса 12
2.2 Размещение книжной продукции 14
2.3 Выкладка и ее варианты 16
2.4 Зоны размещения книжной продукции 19
Заключение 23
Библиографический список 24

Файлы: 1 файл

Размещение книжных товаров эффективность использования торговой площади и варианты выкладки».doc

— 122.00 Кб (Скачать)

Московский  государственный  университет печати

факультет издательского дела и журналистики

кафедра книжного бизнеса 
 
 

             Курсовая работа на тему: «Размещение  книжных товаров: эффективность  использования торговой площади  и варианты выкладки» 
 
 

     Проверила: Каменская Н.Г. 
 
 
 

     Москва

     2010

                 

Оглавление

        

                               

 

     

        Введение

 

     Торгово-технологический  процесс в книжном магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.

     Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят  от степени хозяйственной самостоятельности  торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера  магазина и других факторов. Магазин должен располагать комплексом оборудования и помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Совокупность помещений магазина в соответствующей их взаимосвязи составляет его технологическую планировку.

     Большую роль в торгово-технологическом  процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций, относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

     Целью существования любого предприятия является получение прибыли. А как только оно получает прибыль, ему хочется увеличить ее. Этого можно добиться многими способами. Одним из них является создание эффективной выкладки и размещения товаров в торговом зале.

     Размещение  и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.

     Рациональное  размещение товаров в торговом зале позволяет правильно формировать  потоки покупателей и сокращать  время их обслуживания. Постоянные покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.

     Под выкладкой товаров понимаются технологические  процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная  и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

     Цель  данной курсовой работы – дать как  можно более полное определение  понятиям выкладки и размещения товаров  в торговом зале, описать принципы выкладки товаров, которые необходимо соблюдать для максимального стимулирования продаж в книжных магазинах. 
 
 

  1. Планировка книготоргового предприятия

                                     1.1 Планировка торгового зала

      

     Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству книжного магазина:

      • обеспечение беспрепятственного рационального движения покупательских потоков;
      • выделение зон (помещений) в соответствии с содержанием технологического процесса, использованием прогрессивных технологий, интенсивностью покупательских и грузовых потоков;
      • организация кратчайших путей движения книжной продукции в торговый зал и исключение перекрестных потоков.

     Устройство  книжных магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.

     Планировку  торгового зала необходимо выполнять  с учетом следующих рекомендаций:

  • Размещение и выбор ширины входов и выходов из магазина следует осуществлять таким образом, чтобы была обеспечена возможность свободного движения покупателей, не должно быть встречных, перекрещивающихся потоков покупателей.
  • Расстановка оборудования в торговом зале должна не препятствовать эвакуации из магазина, способствовать эффективному использованию торговой площади, создавать максимум удобств для показа и отбора товаров покупателями.

     Определяя планировочное решение торгового  зала, следует учитывать метод  продажи товаров и виды услуг, оказываемых покупателям. По функциональному  назначению в торговом зале выделяются площади под оборудование, для размещения товаров, проходы для покупателей, для узлов расчета, для дополнительных услуг и т. д.

     Вариант технологической планировки торгового  зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.

     Технологические схемы размещения оборудования в  торговом зале должны обеспечивать следующие  условия:

     -четкую  ориентацию покупателей в торговом  зале;

     -оптимизацию  покупательских и товарных потоков;

     -рациональное  размещение и выкладку товаров  в торговом зале;

     -сокращение  времени на приобретение товаров;

     -широкий  ассортимент товаров и удобства  при совершении покупки;

     -эффективное  использование торговых площадей  при соблюдении требований СНиП;

     -удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.

                            1.2  Книготорговое оборудование

 

     При планировке торгового зала используются следующие основные формы размещения книготоргового оборудования: линейная (продольная, поперечная, смешанная), боксовая, выставочная, смешанная. Линейная планировка торгового пространства предполагает схемы размещения книготорговых стеллажей и проходов между ними в виде параллельных линий (продольных, поперечных или диагональных). При поперечном размещении мебели островные элементы с продукцией располагаются, в основном, параллельно входящему в зал покупательскому потоку.

     Торговое  оборудование для книжных магазинов – это стеллажи, витрины и прилавки, установка которых в каждом отдельно взятом магазине имеет свои особенности1. Все зависит от разбивки торгового зала на отделы. Например, для полных собраний сочинений более предпочтительны широкие стеллажи, а для детских книг – удобные тумбы. Также тумбы весьма удобны для представления новинок и бестселлеров. Стенды же чаще всего используют для размещения самых популярной продукции и рекламных материалов. Также в книжных магазинах часто применяются такие декоративно-рекламные элементы, как специализированные стеллажи и подиумы. Их преимущество заключается в выполнении нескольких функций. Во-первых, они являются элементами украшения интерьера. Во-вторых, применяются для показа новой продукции, или книг пользующихся большой популярностью. В целях более эффективного использования торгового пространства, расстояние между книжными стеллажами должно быть не менее 1,3 м, а в больших книжных магазинах – более 2-х м. 

     Прилавки  – это еще одно торговое оборудование для книг, часто используемое в  магазинах. Бывают они специализированными  и универсальными. Первые имеют открытый сверху для покупателей доступ, вторые – выдвижную полку со стороны продавца.

     Книжные витрины схожи по своим особенностям со стендами, однако на них, в основном, размещают различные буклеты, календари, открытки и книги небольшого формата.2 Сюда можно отнести и так называемые полки-вертушки. Эти полки используются для выставления тонких книг, которые нельзя показывать корешком. Они оснащены специальными пластиковыми карманами, что делает возможным размещение продукции обложкой к покупателю.

     Для демонстрации дорогих подарочных изданий, зачастую используют различные витрины. Витрины как торговое оборудование для книг, имеют огромное количество модификаций, и могут быть как горизонтальные, так и вертикальные; как навесные, так и напольные; как полного, так и лицевого обзора; как центральные, так и пристенные; как с распашными, так и с раздвижными затворками. А огромное разнообразие форм, размеров и материалов дает возможность выбрать витрину наиболее подходящую под стиль каждого отдельно взятого магазина. По желанию, витрины могут быть укомплектованы раздвижными дверцами, которые запираются на ключ, что особо актуально при размещении редких, раритетных и коллекционных изданий. 
 
 

                    1.3 Эффективность использования торговой площади

 

     Эффективность использования торговой площади  магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.

     Установочная  площадь - площадь, занятая оборудованием. Она рассчитывается как сумма площадей оснований торгового оборудования.       Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций. По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.

     Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.3

     Ку=Sy/Sт.з.,

     где Ку - коэффициент установочной площади;

     Sy - установочная площадь (кв.м);

     Sт.з. - площадь торгового зала (кв.м).

     Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала.

     Однако  эффективность использования площади  торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку  оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может быть достигнуто при оснащении торгового зала оборудования, имеющим достаточно большую площадь выкладки.4

     Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется  как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.

     Показателем, характеризующим степень использования  площади торгового зала под выкладку товаров, является коэффициент выкладки товара. Он определяется как отношение площади выкладки товаров к площади торгового зала:

     КВТ=Sвыкл./Sторг.з.

     где КВТ - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;

Информация о работе Размещение книжных товаров эффективность использования торговой площади и варианты выкладки