Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 10:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – дать как можно более полное определение понятиям выкладки и размещения товаров в торговом зале, описать принципы выкладки товаров, которые необходимо соблюдать для максимального стимулирования продаж в книжных магазинах.
Введение 3
1. Планировка книготоргового предприятия 5
1.1 Планировка торгового зала 5
1.2 Книготорговое оборудование 7
1.3 Эффективность использования торговой площади 9
2. Размещение и выкладка книжной продукции в торговом зале 12
2.1 Размещение и выкладка книжной продукции как важный этап торгового процесса 12
2.2 Размещение книжной продукции 14
2.3 Выкладка и ее варианты 16
2.4 Зоны размещения книжной продукции 19
Заключение 23
Библиографический список 24
Московский государственный университет печати
факультет издательского дела и журналистики
кафедра
книжного бизнеса
Курсовая работа на тему: «Размещение
книжных товаров:
Проверила:
Каменская Н.Г.
Москва
2010
Оглавление
Торгово-технологический процесс в книжном магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения. На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются розничные покупатели, которые, в зависимости от применяемых методов продажи товаров, могут играть в нем весьма активную роль.
Структура
торгово-технологического процесса, последовательность
выполнения различных операций зависят
от степени хозяйственной
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций, относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Целью существования любого предприятия является получение прибыли. А как только оно получает прибыль, ему хочется увеличить ее. Этого можно добиться многими способами. Одним из них является создание эффективной выкладки и размещения товаров в торговом зале.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами стимулирования сбыта.
Рациональное
размещение товаров в торговом зале
позволяет правильно
Под
выкладкой товаров понимаются технологические
процессы, связанные с расположением,
укладкой и показом товаров на
торгово-технологическом
Цель
данной курсовой работы – дать как
можно более полное определение
понятиям выкладки и размещения товаров
в торговом зале, описать принципы
выкладки товаров, которые необходимо
соблюдать для максимального стимулирования
продаж в книжных магазинах.
Для создания необходимых для работы условий следует соблюдать конкретные технологические требования к устройству книжного магазина:
Устройство книжных магазинов должно обеспечивать функциональные удобства и отвечать эстетическим требованиям. Для главной функциональной зоны - торгового зала, который должен занимать 60-80 % всей полезной площади магазина, конкретными технологическими требованиями к устройству магазина, с точки зрения покупателя, являются свободный доступ покупателей к товарам, узлам расчета, входу и выходу.
Планировку торгового зала необходимо выполнять с учетом следующих рекомендаций:
Определяя
планировочное решение
Вариант технологической планировки торгового зала выбирается в зависимости от метода продажи, ассортимента товаров, архитектурно-планировочного решения торгового зала, типа оборудования.
Технологические схемы размещения оборудования в торговом зале должны обеспечивать следующие условия:
-четкую
ориентацию покупателей в
-оптимизацию
покупательских и товарных
-рациональное размещение и выкладку товаров в торговом зале;
-сокращение
времени на приобретение
-широкий
ассортимент товаров и
-эффективное
использование торговых
-удобства для персонала при пополнении товарных запасов в торговом зале и обслуживании покупателей.
При планировке торгового зала используются следующие основные формы размещения книготоргового оборудования: линейная (продольная, поперечная, смешанная), боксовая, выставочная, смешанная. Линейная планировка торгового пространства предполагает схемы размещения книготорговых стеллажей и проходов между ними в виде параллельных линий (продольных, поперечных или диагональных). При поперечном размещении мебели островные элементы с продукцией располагаются, в основном, параллельно входящему в зал покупательскому потоку.
Торговое оборудование для книжных магазинов – это стеллажи, витрины и прилавки, установка которых в каждом отдельно взятом магазине имеет свои особенности1. Все зависит от разбивки торгового зала на отделы. Например, для полных собраний сочинений более предпочтительны широкие стеллажи, а для детских книг – удобные тумбы. Также тумбы весьма удобны для представления новинок и бестселлеров. Стенды же чаще всего используют для размещения самых популярной продукции и рекламных материалов. Также в книжных магазинах часто применяются такие декоративно-рекламные элементы, как специализированные стеллажи и подиумы. Их преимущество заключается в выполнении нескольких функций. Во-первых, они являются элементами украшения интерьера. Во-вторых, применяются для показа новой продукции, или книг пользующихся большой популярностью. В целях более эффективного использования торгового пространства, расстояние между книжными стеллажами должно быть не менее 1,3 м, а в больших книжных магазинах – более 2-х м.
Прилавки – это еще одно торговое оборудование для книг, часто используемое в магазинах. Бывают они специализированными и универсальными. Первые имеют открытый сверху для покупателей доступ, вторые – выдвижную полку со стороны продавца.
Книжные витрины схожи по своим особенностям со стендами, однако на них, в основном, размещают различные буклеты, календари, открытки и книги небольшого формата.2 Сюда можно отнести и так называемые полки-вертушки. Эти полки используются для выставления тонких книг, которые нельзя показывать корешком. Они оснащены специальными пластиковыми карманами, что делает возможным размещение продукции обложкой к покупателю.
Для
демонстрации дорогих подарочных изданий,
зачастую используют различные витрины.
Витрины как торговое оборудование для
книг, имеют огромное количество модификаций,
и могут быть как горизонтальные, так и
вертикальные; как навесные, так и напольные;
как полного, так и лицевого обзора; как
центральные, так и пристенные; как с распашными,
так и с раздвижными затворками. А огромное
разнообразие форм, размеров и материалов
дает возможность выбрать витрину наиболее
подходящую под стиль каждого отдельно
взятого магазина. По желанию, витрины
могут быть укомплектованы раздвижными
дверцами, которые запираются на ключ,
что особо актуально при размещении редких,
раритетных и коллекционных изданий.
Эффективность использования торговой площади магазина оценивается следующими показателями: коэффициентами установочной и демонстрационной площади и пропускной способностью магазина.
Установочная площадь - площадь, занятая оборудованием. Она рассчитывается как сумма площадей оснований торгового оборудования. Она определяется по размерам внешних границ торгового оборудования или вспомогательных конструкций. По ней можно судить об эффективности размещения оборудования в торговом зале.
Специалисты пришли к выводу, что показателем эффективности размещения оборудования в торговом зале является коэффициент установочной площади (Ку), определяемый как отношение установочной площади к общей площади торгового зала.3
Ку=Sy/Sт.з.,
где Ку - коэффициент установочной площади;
Sy - установочная площадь (кв.м);
Sт.з. - площадь торгового зала (кв.м).
Оптимальная величина Ку в магазинах самообслуживания составляет 0,3-0,32. Иначе говоря, средний показатель близок к 0,3 по большинству групп товаров. Это норма, отклонение от которой должно заставлять задуматься о повышении эффективности работы зала.
Однако
эффективность использования
Площадь выкладки (экспозиционная) исчисляется как сумма площадей всех элементов оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и площадь, занятая под установку крупногабаритных товаров.
Показателем,
характеризующим степень
КВТ=Sвыкл./Sторг.з.
где КВТ - коэффициент использования площади торгового зала под выкладку товаров;