Пути совершенствования и повышения коммерческой деятельности оптово-розничного центра «Спутник»

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение коммерческой деятельности по оптовым закупкам на материалах оптово-розничного центра «Спутник» и разработка коммерческой стратегии.
Задачи дипломной работы:
рассмотрение сущности коммерческой деятельности по оптовым закупкам;
изучение источников поступления и поставщиков;
анализ хозяйственных связей и оценка их эффективности;
оценка результатов коммерческой деятельности по оптовым закупкам;
выявление тенденций развития коммерческой деятельности по оптовым закупкам.

Оглавление

Введение
Глава 1. Сущность коммерческой деятельности
1.1. Сущность, задачи и содержание коммерческой деятельность
Факторы, влияющие на коммерческую деятельность по оптовым закупкам

Глава 2. Анализ коммерческой деятельности по оптовым закупкам оптово-розничного центра «Спутник» и оценка ее эффективности
Источники поступления и поставщики
Хозяйственные связи и их эффективность
Оценка результатов коммерческой деятельности

Глава 3. Пути совершенствования и повышения коммерческой деятельности оптово-розничного центра «Спутник»
Тенденция развития коммерческой деятельности
Разработка коммерческой стратегии

Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Коммерция.DOC

— 83.58 Кб (Скачать)

       Проведем  анализ динамики объемов поставки товаров  оптово-розничного центра в разрезе  источников поступления (табл. 2.1.2).

       Оптово-розничный центр «Спутник» имел в1996 году фонды у следующих предприятий: Жабинский сахарный завод, Речицкий пивзавод Слуцкий сахарорафинадный комбинат, открытое акционерное общество «Спартак», Гомельский ликероводочный завод, Гомельский жировой комбинат, фабрика «Красный мозырянин», открытое акционерное общество «Красный пищевик», Рогачевский завод безалкогольных напитков, Гомельский винзавод, Бобруйский хлебозавод, открытое акционерное общество «Коммунарка», Чечерский винзавод, Гомельский комбинат хлебопродуктов, Рогачевский молококонсервный завод.

       В 1997 году кроме выше перечисленных  предприятий (исключение составили  Жабинский сахарный завод, Слуцкий сахарорафинадный комбинат, Речицкий пивзавод, Гомельский жировой комбинат) фонды были   предоставлены Мозырским заводом кормовых дрожжей, обществом с ограниченной ответственностью «Боримак», Новобелицкий комбинат хлебопродуктов, ПО «Лидапищеконцетратпромом», кондитерской фабрикой «Слодыч», ВКК «Витьба», Витебской макаронной фабрикой и Рогачевским хлебозаводом.

       Доля  поставщиков в 1997 году, представляющих фондируемую поставку, увеличилась на 3.2% по сравнению с прошлым годом и соответственно снизился удельный вес поставщиков, у которых товары были закуплены в децентрализованном порядке.

       В 1997 году фонды составили 14324,4 млн. рублей (44.89%), а   прошлом всего лишь - 3932,7 млн. рублей (26.21%). Абсолютный прирост     +10391,7 млн. рублей. Причины: рост цен на товары и увеличение объемов фондируемой поставки за счет вовлечения новых поставщиков.  

                Таблица 2.1.2  
                   
Динамика  объемов поставки товаров оптово-розничного центра
"Спутник"  в разрезе источников  поступления за 1996-97 г.г.
                   
Источник  Удельный  вес Измене-           19 96          19 97 Абсолютный Отклонение 
поступления поставщиков, % ние 1996 Объем поставки Объем поставки прирост удельного веса
    1996 1997 от 1997 в млн. р. уд. вес, % в млн. р. уд. вес, % в млн. р. 1997 от 1996, в  %
Фондируемая поставка 13,76 16,96 3,2 3932,7 26,21 14324,4 44,89 10391,7 18,68
Децентролизован-ный  закуп 86,24 83,04 -3,2 11073,2 73,79 17585,8 55,11 6512,6 -18,68
Всего: 100 100 - 15005,9 100 31910,2 100 16904,3 -

 

Удельный  вес объемов поставки по фондам увеличился на 18.68%. Можно сделать вывод о  том, что в 1997 году фондируемая поставка приобретает немаловажное значение в оптовой закупке товаров оптово-розничного центра «Спутник». Следствием этого является снижение удельного веса объемов децентрализованного закупа товаров на 18.68%. Абсолютный прирост увеличился на 6512,6 млн. рублей за счет ценового фактора и увеличение объемов деятельности.

       Перейдем  к рассмотрению поставщиков товаров. Всех их можно подразделить на две  категории: поставщиков-изготовителей  и поставщиков-посредников, закупающих продукцию у ее производителей для дальнейшей ее реализации.

       При закупке товаров коммерческий работник (товаровед) оптово-розничного центра «Спутник», конечно же, отдает предпочтение предприятиям-изготовителям, потому что цена у них ниже, чем у поставщиков-посредников, и есть возможность забрать весь размер валового дохода. Но не всегда возможно закупить нужный товар непосредственно у производителя, так как часть товаров производится за пределами территории Республики Беларусь. При закупке товаров у посреднических организаций учитывается, чтобы они были первыми продавцами данного товара в республике. И только в редких случаях товар закупается у оптовых предприятий: торгово-розничный центр «Орбита», МРБ им. Одерихо, торгово-розничный центр «Верас», торговая МРБ Гомельского ОПС (Приложение 1).

       Проведем  анализ объемов поставки в зависимости  от пути продвижения товаров (табл. 2.1.3).

       В 1997 году по сравнению с 1996 годом доля поставщиков-изготовителей увеличилась  на 2% и составила 54%,  удельный вес поставщиков-посредников снизился на 2%. Объем поставки товаров, закупленных напрямую, увеличился в абсолютной сумме на 13122,3 млн. рублей, изменение удельного веса от прошлого года составило +5.53%, что повлекло снижение удельного веса объема поставок, закупленных через посредников.

       Следует отметить, что оптово-розничный центр «Спутник» имеет постоянных поставщиков: их 35, половина из которых поставляют товары по фондам. С остальными же поставщиками хозяйственные связи утрачиваются  по причине того, что у них нет четкой ассортиментной политики. Поэтому отсутствует уверенность в том, что отношения будут поддерживаться и в следующем году. Как следствие этого постоянный поиск новых поставщиков, наработка хозяйственных связей.

       При оптовой закупке товаров немаловажное значение уделяется району, откуда поставляется продукция, особенно если транспортные расходы относятся за счет покупателя.

       Проанализируем  динамику объемов поставки оптово-розничного центра «Спутник» в территориальном  разрезе (табл. 2.1.4). 

       Поставщики  города Гомеля и Гомельской области  занимают лидирующее положение: их доля составляет 54%, по сравнению с прошлым годом она увеличилась на 8%. Объем поставки также увеличился на 12134,9 млн. рублей, а удельный вес - на 20.11%.

       Доля  поставщиков города Минска и Минской  области снизилась на 9%, что сказалось на удельном весе объема поставок: -12.73% - отклонение 1997 года от 1996, хотя абсолютный прирост составил +2199,6 млн. рублей.

       Доля  поставщиков Гродненской области  возросла на 5.2% в 1997 году по сравнению  с прошлым. Объем поставки из этого  региона увеличился на 3200,2 млн. рублей, а удельный вес - на 7.71%.

       Доля  поставщиков города Могилева и Могилевской  области снизилась на 4.9% и составила 7.1%, объем поставки также уменьшился на сумму в 184,8 млн. рублей, а изменение удельного веса объема поставки по сравнению с прошлым годом составило -8.25%.

       Несмотря  на то что, что доля поставщиков Брестской области возросла на 2.7% и составила 3.6%, объем поставки увеличился на 193,7 млн. рублей, удельный вес объема поставки снизился на 0.68%.

       Удельный  вес поставщиков Витебской области  остался без изменения, но объем поставки снизился на 52,7 млн. рублей  и изменение составило -1.21%.

       Под прочими поставщиками понимаются поставщики, находящиеся за пределами Республики Беларусь. Их доля снизилась на 2.8%, абсолютный прирост поставок составил -585,4 млн. рублей, а изменение - -4.95%. Это объясняется тем, что оптово-розничный центр «Спутник» практически не устанавливает хозяйственные связи со странами СНГ. Причинами являются отсутствие единой денежной единицы, обесценивание национальной валюты, постоянный рост курса конвертируемых валют. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.2. Хозяйственные связи  и их эффективность 

       После того как изучены источники поступления  продовольственных товаров и  поставщики оптово-розничный центр  начинает работу по установлению хозяйственных связей, которые представляют собой взаимоотношения субъектов хозяйствования на рынке товаров и услуг по поводу купли-продажи, поставки товаров народного потребления.

       Хозяйственные связи делятся по структуре и  числу участников на простые и  сложные.

       Простые хозяйственные связи (иначе прямые) представляют собой непосредственные взаимоотношения между поставщиками-изготовителями и покупателями. Эти связи, как правило, длительны по срокам, но ежегодно их необходимо продлевать, пересматривая и корректируя условия договора. Их эффективность складывается из:

    • возможности прямых контактов с поставщиками по вопросам непосредственного согласования всех условий договора;
    • возможности ускорения товароснабжения и товарооборачиваемости;
    • возможности использования покупателем торговой надбавки.

       Сложные хозяйственные связи предполагают участие в них посредников. Для  оптово-розничного центра «Спутник»  в основном характерна однозвенная  связь, и реже двухзвенная и многозвенная связи. Иначе эти связи называют опосредованными. Структурное подразделение «Спутник» в своей деятельности использует местные источники поступления товаров, то есть основные поставщики находятся на территории РБ. Но дело в том, что часть товара представляет импорт, и поэтому приходится обращаться к посредникам для закупки товаров и формированию ассортимента. Использование сложных хозяйственных связей экономически оправдано для организации: нестабильная экономическая ситуация, отсутствие единой рублевой зоны, обесценивание национальной валюты, рост конвертируемых валют.

       Проведем  анализ системы хозяйственных связей (табл. 2.2.1).

       За 1996-97годы структура хозяйственных  связей практически не изменилась. Удельный вес прямых хозяйственных  связей увеличился на 2% и составил 54%. Удельный вес опосредованных связей снизился на 2% и составил 46%.

       Можно сделать вывод о том, что структура хозяйственных связей имеет постоянный характер и четкой тенденции в развитии тех или иных связей нет.

       Для поставщиков-посредников, особенно негосударственной форм собственности, характерно их непостоянство, то есть они не имеют четкой ассортиментной политики. Поэтому многие хозяйственные связи были утрачены в 1996 году и восполнены новыми в 1997 году.

 

       

       Основными юридическими документами, регулирующими хозяйственные связи, являются договор купли-продажи,  а также договор поставки.

       Отличие договора поставки от договора купли-продажи  заключается в том, что по первому поставщик обязуется в обусловленные сроки (срок), не совпадающие с моментом заключения договора, передавать (передать) покупателю в собственность (полное хозяйственное ведение или операционное управление) товар, предназначенный для предпринимательских целей, не связанных с личным (семейным, домашним) потреблением, а покупатель обязуется принимать (принять) товар и платить (уплатить) за него определенную сумму.

       В торговой практике используются различные  виды договора поставки, которые классифицируются по следующим признакам:

    • в зависимости от срока, на который заключается договор:
      1. разовые;
      1. краткосрочные (до 1 года);
      2. долгосрочные.

       Для оптово-розничного центра «Спутник»  характерны все виды договоров, но долгосрочные ежегодно пересматриваются, корректируются и заключаются с учетом изменений.

    • по сложности договора бывают:
      1. прямые;
      1. прямые с долевым участием;
      2. сложные.

       В практике организации применяются  прямые и сложные договора.

    • по ведомственному признаку различают:
      1. межсистемные договора;
      1. внутрисистемные договора.

       Оптово-розничный  центр «Спутник» заключает в  основном межсистемные договора, но так организация является структурным подразделением ОРП «ОБЛТОРГСОЮЗ», то имеют место внутрисистемные договора (Например, с торгово-розничным центром «Верас», с торгово-розничным центром «Орбита»).

       При заключении договоров используются различные формы взаиморасчетов:

                   1) оплата в денежной форме;

      1. бартер, то есть оплата в товарной форме (товарообмен).

       Основная  часть договоров, заключенных организацией с поставщиками, предусматривает оплату в денежной форме, и только малая часть договоров является бартерными.

Информация о работе Пути совершенствования и повышения коммерческой деятельности оптово-розничного центра «Спутник»