Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:12, доклад
На данный момент ни у одной из крупных розничных торговых компаний нет достаточного опыта работы в режиме национальной (межрегиональной) сети. Для такого развития есть объективные препятствия: отсутствие больших объемов инвестиций, трудность в подборе необходимых кадров и подходящих помещений. Но необычайно высокие темпы роста розничной торговли в последние годы в России позволяют говорить о возможном качественном скачке.
Недостатки франчайзера
Неудачи одного франчайзи распространяются на всю сеть. Франчайзер почти бессилен, в таких случаях, что-либо предпринять. Страхование от неудач может основываться на предвидение возможных рисков до подписания договора (для того, чтобы они были включены в него). В случае же серьезных нарушений, он будет вынужден расторгнуть договор или не продлевать его на новый строк. Таким образом, франчайзер зависит от желания и способности франчайзи соблюдать «правила игры».
Противоречивоcть положения франчайзи в системе франчайзинга . Франчайзи является независимым бизнесменом и, одновременно, обязан строго соблюдать стандарты, установленные франшизой. В некоторых случаях это может привести к отрицательным последствиям для франчайзера, особенно после того как бизнес стабилизировался и франчайзи не чувствует так остро необходимости в нем, а следовательно, перестает платить франшизные платежи, начинает отходить от системы и пр. Для того, чтобы этого не случилось, франчайзер должен постоянно занимать активную позицию, т.е. работать над развитием и совершенствованием системы, оказывать поддержку франчайзерам во внедрении всех новшеств.
Недостатки франчайзи
Стоимость франшизы. Начальный взнос, роялти и рекламные платежи являются иногда довольно обременительными, особенно, когда дела идут не столь хорошо.
Строгое соблюдение стандартизированных процедур. Хотя франчайзи – владелец бизнеса, он не является полностью независимым: соблюдение предписаний учебного пособия для него обязательно. Франчайзер строго следит за этим, осуществляя регулярные проверки и требуя письменные отчеты.
Ограничения, касающиеся закупок. Франчайзер часто обязывает франчайзи покупать оборудование, товары и материалы у себя или у угодных ему поставщиков.
Ограниченный ассортимент товаров. Согласно договору, франчайзи может продавать только те товары и оказывать только те услуги, которые предусмотрены предоставляемой франшизой и не более того.
Не соответствующие программы обучения. Франчайзеры обещают проведение интенсивного обучения и после начала деятельности франчайзи, но на практике курсы могут оказаться не столь эффективными и нужными.
Территорию франшизы невозможно навязывать потребителям. Покупатель не обязан покупать только на территории своего проживания, иногда он может осуществлять покупки и у франчайзи, находящихся на соседних территориях.
Франчайзи не вправе самостоятельно продать свою франшизу. Даже если по каким-либо экономическим и прочим соображениям это может быть выгодно для него, решение о покупателе франшизы и распределении полученной суммы между франчайзером и франчайзи принадлежит обычно франчайзеру.
Франчайзи располагает гораздо меньшим количеством рычагов воздействия на франчайзера . А в случае если товар/услуга или вся система получит отрицательную репутацию на рынке, это отразится даже на тех франчайзи, которые строго соблюдали предписания учебного пособия и договора.
Оценка франчайзингого бизнеса
Решения в области франчайзинга основываются на тщательном анализе информации о партнере (франчайзере или франчайзи) и бизнес среде. Эти данные могут быть получены как из традиционных (пресса, радио, ТВ), так и из специфических для данной области деятельности информационных источников. Что касается последних, необходимо отметить специальные журналы, Ассоциации франчайзинга и Торгово-промышленные палаты разных стран, а также непосредственные носители информации: франчайзи и франчайзеры. В последнее время Интернет предоставляет ряд веб-сайтов о франчайзинге и обо всем, что с ним связано, со всего мира. В том числе предоставляется возможность прямого выхода по Интернету на интересующие фирмы, работающие по франчайзингу. Анкеты оценки франшизы, франчайзера и франчайзи представлены в Приложениях 1 и 2.
Оценка франшизы
Основные факторы оценки франшизы:
I. Предложенные товары
или услуги. В первую очередь,
рассматриваются имидж и
II. Территория и
III. Пакет франшизы. Пакет франшизы представляет собой совокупность отношений между франчайзером и франчайзи. Его содержание отражается в учебном пособии, договоре франчайзинга и, частично, в рекламных материалах франчайзера на предоставление франшиз. Платежи являются одной из основных составляющих пакета франшизы. Стратегии их установления франчайзерами сильно отличаются. Таким образом, франчайзер, требующий высокий начальный взнос и низкий роялти, является достаточно опасным, так как его стратегия может привести к финансовой «пирамиде». Низкий роялти, в свою очередь, может служить признаком высоких надбавок на товары, материалы и оборудование, полученные от франчайзера. А низкий начальный взнос может означать либо то же самое, либо невысокий уровень роялти. Некоторые франчайзеры устанавливают постоянный уровень роялти в денежном выражении (а не в процентах), который необходимо выплатить независимо от продаж. В этом случае необходимо произвести тщательные расчеты для того, чтобы выявить экономическую обоснованность этого роялти для франчайзи. Затраты на рекламу обычно распределяются между франчайзером и франчайзи. Проблема заключается лишь в установлении соответствующей пропорции. Для того, чтобы она была справедливой, важно рассматривать такие аспекты, как: объект рекламы (франшиза вообще или предложение франчайзи на данной территории) и территория распространения рекламы (местный, региональный, национальный уровни).
Другая проблема из области «кто за что платит» относится к обучению франчайзи. Обычно основными направлениями начального обучения являются: операционные методы и процедуры, финансовый контроль, обслуживание машин и оборудования, отбор персонала, законодательная специфика. Кроме того, могут быть предусмотрены и некоторые периодические курсы повышения квалификации, связанные с конкретными практическими проблемами, с которыми сталкивается предприятие (менеджмент, маркетинг, законодательство, технические аспекты и пр.). Анализ необходимости таких курсов (классического типа или без отрыва от производства») осуществляется через призму соотношения затраты-результат.
Оценка франчайзера
Анализ франчайзеров ориентирован на выбор наиболее подходящего из них, сотрудничество с которым окажется самым успешным:
Опыт, репутация и планы на будущее. Хороший франчайзер с большой тщательностью отбирает своих франчайзи, одним из основных инструментов в этой процедуре является подробная анкета. В свою очередь, франчайзи также разрабатывает свою анкету для того, чтобы быть уверенным, что выбор франчайзера был осуществлен правильно. В начале рассматривается период деятельности франчайзера, в общем, и в системе франчайзинга, в частности. Важно, чтобы франчайзер в прошлом ликвидировал все недостатки бизнеса, поэтому опыт в 2-3 года в данной области обязателен. Статус франчайзера перед финансово-кредитными учреждениями является важным показателем качества его бизнес практики и может служить решающим преимуществом в получении кредитов. Успехи, достигнутые в прошлом (продажи, прибыли), наиболее ценны, если относятся к более длительному периоду времени, нежели к краткосрочному периоду, пусть даже они в последнем случае будут очень впечатляющими. Планы на будущее должны быть реалистичными. Грандиозные программы внушают меньше доверия, так как они требуют серьезных изменений действующих структур и системы, а это чревато серьезными ошибками и рисками. Анализ информации из независимых источников дополнит общую картину ценными данными. Так, изучение работников франчайзера, в том числе опыта лиц, занимающих ключевые должности, а также расписания работы, специфики найма на работу (на постоянной основе или по совместительству), организации процессов и производительности труда, искренности менеджеров относительно случаев неудач на рынке и предпринятых корректирующих действий, позволит франчайзи принять правильное решение, даже если существует несколько альтернативных вариантов.
Финансовое состояние. Целью финансового анализа является определение текущего положения франчайзера, с одной стороны, и оценка привлекательности шансов франшизы на успех, с другой стороны. Основные 7 областей анализа и финансового контроля представлены в Таблице 1-1, а методика расчета согласно НСБУ – в Приложении 1.
Таблица 1.1 Показатели финансовой оценки франчайзера
Показатели
Методика расчета
Прибыльность
Финансовая рентабельность
Чистая прибыль / Используемый капитал * 100%
Валовая маржа
Валовая прибыль / Продажи *100
Операционная маржа
Операционная прибыль / Продажи *100
Чистая маржа
Чистая прибыль / Продажи *100
Платежеспособность
Отношение Gearing
Заемный капитал / Используемый капитал *100
Покрытие банковского процента
Операционная прибыль / Проценты к уплате * 100
Ликвидность
Абсолютная ликвидность
Денежные средства / Текущие долги
Промежуточная ликвидность
Текущие активы – Запасы / Текущие долги
Общая ликвидность
Текущие активы / Текущие долги
Контроль дебиторской задолженности
Период сбора дебиторской задолженности
Торговые обязательства * дней в периоде/ Продажи
Контроль запасов
Период оборачиваемости запасов
Запасы товаров и материалов дней в периоде / Продажи
Контроль кредиторской задолженности
Средний период кредитования
Краткосрочные долги * дней в периоде / Продажи
Контроль потока денежной наличности
Прогнозы и фактическая ситуация по поступлению и расходу наличности (месячная, недельная, ежедневная)
Оценка франчайзи
Анализ в данном случае должен быть ориентирован на определение соответствия потенциала франчайзи выбранной области деятельности. Основными двумя направлениями анализа являются: (1) потенциал для организации и развития бизнеса; (2) предпринимательские характеристики.
Потенциал для организации и развития бизнеса включает в себя анализ текущего положения и перспектив развития по следующим основным направлениям:
Опыт франчайзи на данном рынке (производство, маркетинг и пр.)
Опыт управления аналогичными предприятиями
Необходимые специалисты и возможность найма с учетом сложившегося уровня оплаты труда
Начальный капитал для бизнеса и источники получения основных и оборотных средств.
Предпринимательские характеристики. Учитывая тот факт, что франчайзи представляет собой своеобразный компромисс между предпринимателем и наемным работником, основными характеристиками, которыми он должен обладать, являются: ориентация на рынок и продажи, энергичность, настойчивость и старательность, решительность и самоуважение, готовность соблюдать стандартные процедуры, невысокая предрасположенность к риску.
Общий лозунг франчайзи можно определить следующим образом: „Иметь собственный бизнес, не будучи в одиночестве ”. Франчайзи добивается своих целей и в то же время строго соблюдает правила и процедуры системы франчайзинга. Эффективный руководитель фирмы франчайзи умеет налаживать отношения с людьми, в том числе с клиентами, представителями франчайзера, поставщиками и собственными работниками. Он должен проявлять честность в бизнесе и разделять намерения франчайзера постоянно совершенствовать систему. Любая новая информация, относящаяся к этому, должна быть оперативно доведена до франчайзера для того, чтобы она была рассмотрена на предмет внедрения в практику.
Учитывая тот факт, что управление бизнесом требует очень много времени (иногда по 15-16 часов в сутки), важно чтобы труд не являлся тяжелой ношей, а приносил удовлетворение. Это случится тогда, когда деятельность не только будет приносить прибыль, но одновременно будет представлять и внутреннее стремление менеджера, связанное с его моральными, социальными ценностями и жизненными установками. Простое желание получать больше денег недостаточно для успеха.
Франчайзи, впервые начинающий заниматься бизнесом, должен заручиться поддержкой, как минимум моральной, со стороны семьи.
Факторы успеха в франчайзинге
Существует ряд факторов, обеспечивающих успех во франчайзинге. Четыре из них большинство специалистов считают самыми важными: (1) рализм; (2) работа с информацией; (3) резервы; (4) лояльность.
Реализм относится, в первую очередь, к объективной оценке, еще до начала деятельности, сильных и слабых сторон франчайзи, его целей и способностей. Уместной в данном случае окажется помощь соответствующих специалистов и организаций, работающих в данной области (консультационные и адвокатские фирмы, бизнес центры, ассоциации франчайзинга и пр.). Кроме того, франчайзинг – это не станок для печатания денег. Он требует больших усилий и труда, полной отдачи, преодоления барьеров и достаточно продолжительного времени. Поддержка со стороны франчайзера, разумеется, очень важна, но бизнес, в конечном итоге, принадлежит все же франчайзи, и последнему надлежит действовать больше как предприниматель, нежели как наемный работник.
Работа с информацией подразумевает тщательный сбор информации касающейся бизнеса до начала и в процессе деятельности. Известно, что не существует вечного бизнеса, и больше шансов на долговременный успех имеет тот, кто более гибок и умеет адаптироваться к изменениям бизнес-среды. Даже такая успешная компания как McDonald’s ищет новые возможности для улучшения деятельности своих ресторанов в разных странах (например, в Германии, Румынии и Молдове в меню включено и пиво).