Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:12, доклад
На данный момент ни у одной из крупных розничных торговых компаний нет достаточного опыта работы в режиме национальной (межрегиональной) сети. Для такого развития есть объективные препятствия: отсутствие больших объемов инвестиций, трудность в подборе необходимых кадров и подходящих помещений. Но необычайно высокие темпы роста розничной торговли в последние годы в России позволяют говорить о возможном качественном скачке.
В процессе своей эволюции современный франчайзинг прошел через два основных этапа:
I. Этап традиционного франчайзинга характеризуется использованием франчайзинга в следующих трех отраслях:
Продажа автомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма «Singer» взяла на вооружение схему франчайзинга еще с 1860 года, а американская компания General Motors – с 1911 года. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции.
Розлив и продажа
Реализация нефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям свою продукцию на условиях франчайзинга, освобождая таким образом себя от функции розничной торговли.
II. Этап франчайзинга бизнес формата - Business format franchising -характеризуется тем, что сделки франчайзинга начинают регламентироваться ассоциациями франчайзинга различных стран. Этот период начинается в 50-е годы в США и в 60-е – в Европе. Одновременно франчайзинг получил широкое распространение в сфере услуг, особенно таких, как рестораны быстрого обслуживания, услуги по поддержанию и ремонту домов, автомобилей и пр.
Основными характеристиками франчайзинга бизнес формата, признанными большинством ассоциаций франчайзинга различных стран, являются:
Подписание контракта (лицензии) передачи права использования имени, торговой марки, эмблемы франчайзера на определенной территории и в течение определенного периода времени.
Предметом франчайзинга обычно является определенная деятельность (чаще - услуга), проверенная на определенном рынке и показавшая себя успешной.
Франчайзинг предоставляет всю концепцию бизнеса в форме «Учебного пособия», предписания которого должны быть строжайшим образом соблюдены. Франчайзи получает учебное пособие только после окончания переговоров и подписания договора франчайзинга.
Франчайзер передает франчайзи свой опыт ведения бизнеса в соответствии с принципами и процедурами, описанными в учебном пособии. Первоначально это осуществляется на курсах обучения, организованных после подписания договора франчайзинга.
Франчайзер обеспечивает предоставление различного рода услуг и поддержку с целью способствования успеху франчайзи, в том числе:
Помощь в организации бизнеса, в том числе в получении необходимого финансирования
Реклама и продвижение торговой марки и названия фирмы на рынке
Маркетинговые исследования (оценка потенциала рынка и потребительских предпочтений, а также выбор места для размещения торговых помещений)
Получение разрешений и лицензий,
необходимых для своей
Помощь в получении (аренде) земельного участка, проектировании, строительстве и дизайне помещений
Участие в переговорах с поставщиками оборудования, материалов, товаров и т.д.
Помощь в организации эффективной системы бухучета
Взамен полученной помощи и услуг, франчайзи обязуется выполнить следующие виды платежей:
Начальный франчайзинговый взнос за вступление в экономическую группу и получение права деятельности на соответствующей территории
Роялти (периодическая плата за использование объектов интеллектуальной собственности, установленная в процентах от объема продаж)
Плата за рекламу (за рекламу, мероприятия по продвижению торговой марки и франшизы на территории франчайзи)
Иногда франчайзи обязуется покупать товары, материалы и оборудование от поставщиков рекомендованных франчайзером. В таких случаях франчайзер, как правило, извлекает финансовую выгоду из таких сделок и взамен идет на снижение роялти.
Сотрудничество с франчайзером не должно ограничивать самостоятельность франчайзи, так как бизнес принадлежит именно последнему. Франчайзи может распорядиться им как считает правильным. Однако в случае продажи действующей франшизы преимущественное право принимать решение часто принадлежит франчайзеру (кому продавать, принимать ли покупателя предложенного со стороны франчайзи или аннулировать полностью франшизу на данной территории).
Франчайзинг в сущности представляет собой бизнес практику наравне с дилерством, сетевым маркетингом, производством по лицензии и пр. Однако франчайзинг представляет собой наиболее благоприятную форму для начинающих предпринимателей. Это объясняется тем, что между франчайзером и франчайзи устанавливаются отношения постоянного сотрудничества. В результате риск неудач намного снижается по сравнению с индивидуальным предпринимательством. В США лишь 5% франчайзинговых предприятий терпят неудачи в первые пять лет, в то время как 90% других мелких и малых предприятий за тот же период времени терпят банкротство.
Статистика распространения франчайзинга по всему миру представляет собой убедительное доказательство его эффективности. Так, в США доля франчайзинга в общем объеме розничного товарооборота составляет 34%, в странах Западной Европы - 5 – 12%, а количество франчайзинговых сетей постоянно растет.
Франчайзинг, как современное экономическое явление, которое получило свое развитие преимущественно во второй половине ХХ века, реально претендует на универсальную бизнес практику. Этот метод сочетает опыт, профессионализм, репутацию и желание дальнейшего развития франчайзеров и предпринимательский талант, амбицию, желание работать и развиваться франчайзи.
Отношения между предпринимателем и наемным работником представляют собой символ человеческой личности в начале нынешнего тысячелетия. Люди все больше и больше претендуют на то, чтобы стать предпринимателями и собственными хозяевами. Франчайзинг позволяет им осуществить это превращение человека из инструмента и обладателя рабочей силы, в предпринимателя и собственника прямых результатов своего труда. Глубоко понимая это, франчайзер и франчайзи устанавливают настоящие отношения партнерства, основанные на доверии, взаимопомощи и честности в бизнесе.
Формы франчайзинга
В международной бизнес практике
франчайзинг принимает
1. Профиль экономической деятельности
Промышленный (производственный).
Договор промышленного
Франчайзинг распределения. В данном случае франчайзер является либо производителем, либо оптовиком, реализующими товары под своей маркой через франчайзинговую сеть. Обязанности франчайзера заключаются в предоставлении консультаций, подготовке персонала, предоставлении прав использования марок товаров, являющихся предметом франшизы. Широко известными франшизами в данной области являются: Santal, Veritas, Unic, Yves Rocher, Christiansens.
Франчайзинг услуг. Франчайзинг в области услуг заключается в том, что франчайзер, обладающий специфическим методом или практикой предоставления определенных услуг, уполномочивает франчайзи использовать эти же методы или практики в предоставлении таких же услуг. Наиболее распространенными франчайзинговыми сетями в области услуг являются: McDonald’s, Pizza Hut, Fast-Foods, Hertz, Avis, Rent a car, Sheratton, Hilton, Holiday Inn.
2. Уровни посредничества
Прямой франчайзинг
Мастер франчайзинг
3. Степени участия партнера в уставном капитале
Франчайзи – учредитель. В своей классической форме франчайзинг не предполагает участия франчайзера в уставном капитале. Соответственно, в качестве учредителей выступают физические или юридические лица, представляющие франчайзи. Суть франчайзинга в том и состоит, что привлекаются лица, желающие и умеющие управлять бизнесом, но предпочитают минимизировать предпринимательский риск посредством сотрудничества с опытным партнером.
Совместное учреждение предприятия. В практике бизнеса встречаются такие условия, когда предпочтение отдается совместному участию партнеров (франчайзи и франчайзера) в создании предприятия - франчайзи. В качестве примера таких условий могут быть: недостаток финансовых ресурсов у франчайзи (доля франчайзера – в денежной форме, но чаще – в виде оборудования для бизнеса), желание франчайзера получить дополнительные рычаги для контроля. Обычно доля франчайзера в уставном капитале меньше 50%, так как его первоначальной целью не является полный контроль бизнеса, тем более, что договор франчайзинга предоставляет ему широкие возможности в этом направлении.
Привлечение органов местной власти в качестве учредителя. В данном случае в учреждении предприятия участвуют франчайзер, с одной стороны, и местная публичная власть, с другой. В качестве примеров таких франшиз являются рестораны McDonald’s Москве, которые в конце 80-ых годов представляли собой совместные предприятия (50% x 50%) иностранного партнера и московской мэрии. Это представляло собой условие, характерное для советского периода, имеющее целью установление контроля над деятельностью иностранных компаний. В то же время, эта модель может быть использована и сегодня, особенно в случаях, когда зарубежный партнер хочет получить гарантии защиты инвестиций со стороны государства или местных органов. Основной риск подобных предприятий состоит в излишнем вмешательстве публичного партнера в деятельности предприятия. Поэтому определенные ограничения в этом отношении должны быть оговорены в учредительных документах.
Преимущества и недостатки франчайзинга
Франчайзинг совмещает в себе преимущества характерные малым предприятиям, с одной стороны, и крупным компаниям, с другой. И франчайзи, и франчайзер получают друг от друга то, что у них по отдельности отсутствует, быстрее чем это можно достигнуть в обычной практике предпринимательства.
Преимущества франчайзера
Расширение бизнеса с минимальными инвестициями. Организация производства и реализация продукции в условиях франчайзинга осуществляется гораздо быстрее, так как используются предпринимательские усилия и капитал франчайзи. Иногда франчайзинг предоставляет, таким образом, единственную возможность проникновения на зарубежные рынки.
Получение дополнительных доходов. Платежи, осуществляемые франчайзи (первоначальный взнос, роялти и рекламная плата) представляют собой серьезный источник доходов для франчайзера.
Избежание законодательных барьеров. Антимонопольное законодательство предусматривает определенные ограничения относительно договоров по разделению территорий между различными компаниями и согласования цен. Система франчайзинга позволяет обойти эти препятствия.
Экономия общехозяйственных расходов. Так как франчайзер нуждается в меньшем количестве менеджеров, сокращаются и затраты, связанные с оплатой за их труд, и прочие общехозяйственные расходы.
Преимущества франчайзи
Присоединение к успешно развивающемуся бизнесу. Так как имя франчайзера и его товар/марка широко известны, успех сопутствует франчайзи с самого начала его деятельности. Следовательно, риск банкротства намного ниже по сравнению с обычным индивидуальным бизнесом.
Обучение персонала и контроль над ведением бизнеса со стороны франчайзера. Заинтересованность в успехе бизнеса проявляется с обеих сторон, поэтому франчайзер обеспечивает обучение менеджеров и персонала франчайзи до начала бизнеса и в процессе его деятельности.
Распространение успешного опыта в рамках франчайзинговой сети. Франчайзер никогда не остается один на один с проблемами бизнеса. Опыт других франчайзи систематизируется и обобщается франчайзером и используется в разработке новых деловых решений.
Предоставление других выгод со стороны франчайзера. Они включают в себя и другие услуги, которые не были отмечены выше: использование результатов исследований франчайзера, выгоды от общенациональных рекламных компаний франчайзера, услуги по проектированию и размещению зданий и помещений, юридические услуги и пр.
Частичное финансирование со стороны франчайзера. Оно может осуществляться в прямой форме (кредиты, участие в капитале), но чаще – в косвенном виде (оборудование по лизингу, материалы и товары с отсрочкой платежа или оплаты частями).
Преимущества, связанные
с высокой покупательной
Выгоды, связанные с эксклюзивными
правами распределения. Если это
условие предусмотрено в
Преимущества, которые предоставляет франчайзинг, не уступают перед его недостатками, тем более, что эффект последних может быть значительно уменьшен путем правильной разработки франчайзингого договора и четкой организации работы франчайзера. Поэтому их дальнейшее перечисление имеет целью предупредить некоторые ситуации, в которые может попасть франчайзер в связи с нелояльной деловой практикой менее серьезных франчайзи.