Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 19:46, реферат
Маркетинг - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.Маркетинг - феномен XX столетия.
Введение………………………………………………………………………………………..….2
Предпосылки возникновения маркетинга………………………………………………….3
Условия возникновения и развития маркетинга…………………………………………..4
Этапы развития маркетинга…………………………………………………………………..7
Понятие и сущность маркетинга……………………………………………………………..9
История развития маркетинга за рубежом………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………………………………………….18
Введение…………………………………………………………
Введение.
Маркетинг - комплексная
система организации
1. Предпосылки возникновения маркетинга
Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению как в коммерческой, так и некоммерческой сферах. Выделившись в самостоятельную науку в начале прошлого XXв., он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики бизнеса. Успешная деятельность каждого субъекта рынка в конкурентной среде позитивно воздействует на общее благосостояние, что во многом зависит от результативного маркетингового управления соответствующих объектов.
Предпосылками возникновения маркетинга в конце XIX в. были «дикий рынок» (неорганизованная конкуренция, игнорирование потребностей потребителя, концентрация промышленного и торгового капитала, монополия и т. п.) и антимонопольное законодательство, т. е. государственное регулирование рынка.
В 1902 г. вводится преподавание маркетинга как науки в университетах США.
1910 – 1920 гг. ознаменованы
началом разработки стройной
теории об инструментах
Первоначально предполагалось организовать систему рыночного сбыта на научных основах, которая получила название дистрибуция. Дистрибуция – это распределение на рынке. В ходе своего развития теория начинает охватывать процесс продвижения товара, изучение спроса и его удовлетворение и т. д. И поэтому в начале 1920-х гг. экономистом А. Коксом было предложено другое название – «маркетинг».
2. Условия
возникновения и развития
Маркетинг следует рассматривать, прежде всего, как результат эволюции рыночных отношений, необходимую составляющую развитой рыночной экономики.
По соотношению между спросом и предложением различают 2 вида или состояния рынка:
рынок продавца (рынок производителя);
При рынке продавца спрос
значительно превышает
Рынок покупателя - наиболее развитый вид рыночных отношений.
Виды применения маркетинга:
Потребительский маркетинг (товары народного потребления).
Промышленный маркетинг (средства производства, сырье, топливо, материалы).
Маркетинг услуг (образовательные, бытовые, медицинские).
Маркетинг информации (маркетинговые исследования).
Потребительский маркетинг характеризуется
большим числом потребителей;
большим числом потребностей;
меньшими затратами;
генерированием идей;
индивидуальной ориентацией;
интенсивным косвенным подходом;
поточными продажами.
Промышленный маркетинг характеризуется:
ограниченным числом;
специфическим спросом;
высокой стоимостью сделки;
решением проблем;
отраслевой ориентацией;
интенсивным прямым подходом;
индивидуализацией продаж.
По области применения различают:
Международный маркетинг.
Некоммерческий маркетинг (метомаркетинг): связан с управлением политическими партиями, общественными и государственными органами. Объект продажи - не товар, а идеи, программы, взгляды.
Микромаркетинг (маркетинговая деятельность фирм).
Макромаркетинг (экономическая деятельность государства в сфере маркетинга).
Социальный маркетинг: это часть метомаркетинга по осуществлению социальных программ.
По степени развития маркетинга различают:
Распределительный маркетинг - торговая деятельность в широком смысле слова (сбытовая деятельность, реализация, транспортировка, реклама и т.д.);
Функциональный маркетинг
- система организационно-
Управленческий маркетинг - рыночная концепция управления созданием, производством и реализацией товара, где в основе принятия управленческих решений лежит информация о рынке.
Сферы маркетинга.
По отраслям |
По стадиям сбыта |
По рынкам |
По прибыльности |
-Маркетинг инвестиционных товаров, -Маркетинг потребительских товаров, -Маркетинг услуг |
-маркетинг изготовителя, -Маркетинг торговли |
-Национальный маркетинг , -Международный маркетинг. |
-Прибыльный, -Неприбыльный |
3. Этапы развития маркетинга
Этапы развития маркетинга как науки тесно связаны с этапами развития рынка и рыночной ориентацией деятельности фирмы.Первый этап связан с ориентацией на производство (длился примерно до 1930-х гг.), т.е. деятельность фирмы направлена на использование производственных возможностей. Так, в это время спрос намного превышает предложение и поэтому любой производитель может продать свой товар (важную роль играет количество товара, а не его качество). Существует конкуренция между покупателями.Другой характерной особенностью данного периода времени является монопольный рынок. В определенный момент монополия конкретного товара становится тормозом развития своего рынка, поэтому либо вмешивается государство (антимонопольная политика), либо фирма вынуждена переориентировать свою деятельность, препятствуя падению покупательского спроса. В результате появляется маркетинговая концепция совершенствования производства, где основной недостаток - узость товарного ассортимента. Данное направление применяется при производстве товаров массового спроса. В конечном итоге предложение начинает превышать спрос, возникает ситуация изобилия товаров. В 1929-1931 гг. наличие перепроизводства показывает, что недостаточно произвести товар, надо уметь его реализовать.
Второй этап связан с ориентацией на сбыт (1930-1959 гг.). Главной идеей этой концепции являлось то, что необходимо прилагать значительные усилия по сбыту, чтобы товар пользовался спросом. Фирмы стали применять различные методы реализации своей продукции - от агрессивных (принуждения к разовой покупки) до ориентации потребителя на долговременные покупки. Хорошо организованное производство и разветвленная сеть сбыта дает приоритет более дорогим или менее качественным товарам. Задачей производителя было произвести как можно больше товара и как можно изощреннее его продать. Все это привело к тому, что рынок перенасытился узким товарным ассортиментом, а усиление конкуренции заставило компании применять концепцию «совершенствование товара». Суть - товар будет пользоваться спросом, если он хорошего качества, а следовательно, ключ к успеху - постоянное совершенствование качества выпускаемого продукта. Недостатками являются: высокая цена, «увлеченность» фирмы своим товаром и многие другие.В последующем появляется «потребительская концепция» (конец 1970-х гг.), основанная на желаниях и предпочтениях потребителя. И сбыт будет успешен, если производству предшествует изучение конъюнктуры и потребностей рынка. Ориентация фирмы на сиюминутные потребности индивидуума часто противоречили долгосрочному благосостоянию всего общества, что привело к необходимости ориентации на социально-этический маркетинг (1980-е гг.) данная концепция характерна тем, что если производство товара вызывает негативные процессы в природе или каким-то образом вредит обществу, то такое производство должно быть ликвидировано или модифицировано. Все это возможно лишь в обществе с развитым рынком, прошедшим многолетний этап массовой ориентации на маркетинг. Каждая из вышеперечисленных концепций имеет свои плюсы и минусы. Соединить конструктивные элементы попыталась концепция маркетинга, предложенная Дж. Маккарти. Эта система включает в себяпять направлений рыночной деятельности фирм:
1) продавцы и покупатели (people);
2) товар (product);
3) цена (price);
4) стимулирование сбыта (promotion);
5) позиционирование товара на рынке (place).
Концепция возникла в 1960-х гг. как реакция на принятие однозначного маркетингового решения.
4..Понятие и сущность маркетинга
Маркетинг (от англ. market - «рынок») - это оригинальное единство строгой науки и умение эффективно работать на рынке.Маркетинг - это единый комплекс организации производства и сбыта товара (услуги), направленный на выявление и удовлетворение потребностей конкретной группы потребителей с целью получения прибыли.Маркетинг сравнительно молодая наука (около ста лет), но это не означает, что до признания данной науки никто не использовал ее методы. В основном это происходило на подсознательном уровнем: с момента появления товара и рынка каждый торговец был заинтересован в том, чтобы продать свой товар, используя различные попытки его продвижения (реклама, исследование покупателей и т.д.). Естественно, это все было на примитивном уровне. И лишь в последние десятилетия в науке управления появилось новое, с четко обозначенными границами, функциями, целями, методами течение под названием «маркетинг». Данный термин появился впервые в начале ХХ в. в США, а спустя всего лишь 15 - 20 лет он проник и начал активно использоваться и развиваться во многих странах мира. Свое развитие маркетинг начинает в 1960-1970 гг., влияние на это оказывают как внешние, так и внутренние факторы:
а) возросший уровень жизни;
б) увеличение части располагаемого дохода;
в) повышение качества предоставляемых услуг социальной сферы;
г) развитие систем сообщения (люди активно начинают путешествовать, привозя с собой не только новые товары, но и новые потребности);
д) желание с пользой для себя проводить свое свободное время.
В связи с этим предприниматели
начинают исследовать данные факторы
с целью совершенствования
Маркетинг является своеобразной
философией производства, которая постоянно
подчинена рынку, политическим, экономическим
и социальным воздействиям. При правильном
«понимании окружающей среды», умении
быстро реагировать на рыночные изменения,
умение принимать гибкость в решении
стратегических и тактических задач
маркетинг может стать
Товар - это то, что может удовлетворить потребность (нужду) и предлагается рынку с целью продажи.
Обмен - это акт получения чего-либо взамен на что-либо.
Коммерческий обмен двух сторон ценностями есть сделка.
Для совершения сделки необходимо наличие некоторых условий:
а) наличие объектов сделки;
б) наличие субъектов сделки;
в) определение условий совершения сделки;
г) определение времени и места совершения сделки.
Любая сделка происходит на рынке. В современном обществе рынок - не обязательно физическая величина (место).
Отсюда роль маркетинга для экономики - это повышение торгово-рыночной эффективности.
5.История
развития маркетинга за рубежом
В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он -- результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи и методы развития производства и сбыта. Стимулирование продаж, реклама, методы связей с общественностью (но под другими названиями) применялись еще в древнем Риме, а может быть, и раньше. Еще в далеком прошлом сапожный мастер, вбивший в косяк двери своей мастерской гвоздь и повесивший на него пару отремонтированных сапог, начал использовать отдельные методы продвижения продукта, хотя термин “маркетинг”, да и сама концепция маркетинга, появились значительно позже.Известный политэконом Адам Смит еще во второй половине XVIII века в своем труде “Богатство общества” писал о том, что у производителя нет большей заботы, чем удовлетворение запросов потребителей.По оценкам некоторых экономистов, время становления маркетинга относится к периоду, последовавшему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1923-- 1933 гг., другие считают, что это период начала 50-х годов XX столетия. Но его история гораздо старше. Появление маркетинга, с точки зрения Питера Друккера, связано с Японией. По его мнению, маркетинг появился в Японии примерно в 1650 г., когда первый член семьи Мицуи поселился в Токио и открыл там магазин, который может быть назван первым универмагом. Там он проводил политику, на 250 лет предвосхитившую то, что осуществляли потом крупнейшие торговые фирмы, а именно: