Понятие. Виды. История развития маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:38, контрольная работа

Краткое описание

Сущность и принципы маркетинга.
История развития маркетинга и эволюция его концепций.
Виды маркетинга.

Файлы: 1 файл

Лекции по маркетингу, Киблик (1).doc

— 514.50 Кб (Скачать)

 

 

Понятие. Виды. История развития маркетинга.

 

  1. Сущность и принципы маркетинга.
  2. История развития маркетинга и эволюция его концепций.
  3. Виды маркетинга.

 

  1. Сущность и принципы маркетинга.

 

Маркетинг рассматривается как вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена.

Маркетинг — это совокупность технических приемов изучения рынка, разработке товара, стимулирования спроса.

Маркетинг — это философия управления в условиях рынка провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

Маркетинг — система управления производственно- сбытовой деятельностью предприятия, направленная на достижение прибыли или других целей предприятия посредством учета рыночных условий и процессов, а также активного воздействия на них.

Из сущности маркетинга вытекают принципы (требования):

  • тщательное изучение потребности и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений;
  • создание условий для максимального приспособления производства к структуре спроса;
  • активное воздействие на рынок, т.е. на потребителей с помощью различных инструментов (реклама, стимулирование спроса, ценовая политика, совершенствование товара и т.д.).

 

  1. История развития маркетинга и эволюция его концепций.

 

Возникновение маркетинга относится к концу 19 в. и связано с формированием монополий и рынка заказов. Как научная дисциплина он возник в 1901 г., когда начал преподаваться в университетах (США, Мичиган, Иллинойс). Он содержал характеристику сбытовой деятельности и был учебным курсом для коммивояжеров.

1908 г. — появилась первая коммерческая фирма занимающаяся маркетинговыми исследованиями.

1911 г. — на ряде крупных предприятий возникли отделы маркетинговых исследований.

Главная особенность американского маркетинга: особое и главное внимание уделяется рекламе.

В других странах маркетинг зародился несколько позже и имеет ряд особенностей. Прежде всего это хорошо разработанные методы маркетинговых исследований.

Японский маркетинг появился еще позже. Главная характерность: акцент на качество и уникальность товара.

Для послевоенного времени характерно появление объединений, примером которого может служить “Европейское общество исследования общественных мнений и маркетинговых исследований”. Это некоммерческая организация, 2/3 участников которой — поставщики маркетинговых услуг, а остальные — потребители.

По мере развития маркетинга развивались и его концепции:

  1. совершенствование производства (начало 20 в. массовое производство) состоит в том, что выигрывает то предприятие, которое продает больше продукции по низким ценам во множестве торговых точек;
  2. совершенствование товара, согласно которой предполагается, что покупатель предпочитает товары более высокого качества и, следовательно, нужно уделять внимание совершенствованию товара;
  3. интенсификация продаж (появилась после кризиса 1928 - 30 гг.) в рамках концепции получили развитие методы продажи (психологическое воздействие), преимущество получали те предприятия, которые могли обработать покупателя и продать товар;
  4. концепция маркетинга возникла в 50-е г., согласно ей преимущество получают предприятия которые глубоко изучают запросы потребителей и более полно их удовлетворяют, используя все инструменты маркетинга;
  5. социально- этичный (“зеленый”) маркетинг — в ее рамках достигаются 3 цели: получение прибыли, удовлетворение запросов потребителей, учет проблем развития общества (охрана окружающей Среды, здоровье, экономия ресурсов, борьба с бедностью и т.д.).

 

  1. Виды маркетинга.

 

 

Классификацию маркетинга можно представить двумя направлениями:

  1. Вид товара
    • маркетинг потребительских товаров
    • маркетинг товаров производственного назначения
    • маркетинг услуг
    • маркетинг организаций (имидж)
    • маркетинг идей (направлен на изменение отношения к определенным явлениям, например, охрана окружающей Среды)
    • маркетинг мест (создание благоприятных отношений к различным местностям, например, при продажи жилья или земельных участков)
    • маркетинг отдельной личности
  2. Состояние спроса

Вид маркетинга

Состояние спроса

Задачи маркетинга

конверсионный

негативный

выяснить причины и изменить отношение посредством переделки товара, совершенствованию и активизации рекламы, снижения цен

стимулирующий

отсутствие

создание спроса за счет концентрации внимания потребителей на свойствах продукта в наибольшей степени соответствующих запросам потребителей, резкое снижение цен, активизация рекламы

развивающий

потенциальный

оценить размер потенциального рынка, оценить требования к товару и создать новые товары

поддерживающий

полноценный

постоянно заботится о качестве товара и его модифицировании

ремаркетинг

падающий

восстановить спрос на основе творческого переосмысления концепций маркетинга, придания товару новых свойств, проникновения на новые рынки, активизация рекламы

синхронизирующий

нерегулярный, сезонный

сгладить колебания с помощью гибких цен, методов продвижения товара

демаркетинг

чрезмерный

снизить спрос, повысить цены, сократить рекламу, продажа лицензий

противодействующий

вредный, нерациональный

убедить отказаться от потребления продукции


Содержание маркетинговой деятельности предприятия

 

  1. Анализ рыночных возможностей.
  2. Выбор целевых рынков.
  3. Разработка комплекса маркетинга.

 

 

  1. Анализ рыночных возможностей.

 

Рыночная возможность — это привлекательное направление деятельности, которая состоит из:

1. выявления этих возможностей

2. оценки их соответствия целям и ресурсам фирмы.

Чтобы выявить эти возможности необходимо собрать большое количество информации.

Матрица “продукт — рынок” состоит из четырех квандрантов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый квандрант соответствует рыночным возможностям.

 

1-ый: существующий продукт на существующем рынке — более глубокое внедрение на рынок;

 

2-ой: существующий продукт на новых рынках — требуются затраты на выход новых рынков;

 

3-ий: соответствует новому продукту на существующих рынках — разработка товара, модифицируем старый товар или продаем новый, но на старых рынках;

 

4-ый: диверсификация — продажа нового товара на новых рынках — можно открыть или купить производство, не связанное с нынешним ассортиментом и рынком.

 

Возможности

1

2

3

4

вероятность успеха

50%

20%

33%

5%

расходы

1

4

8

12 — 16


 

Оценка целей и ресурсов предприятия:

Ц1 — прибыль

Ц2 — доля рынка

Ц3 — имидж

Если возможность не соответствует одной из стратегических целей ее нужно отбросить. Затем оценивается соответствие этой возможности целям фирмы.

Р1 — финансовая

Р2 — научно-технический, ноу-хау

Р3 — кадры

Р4 — оборудование

Р5 — каналы распределения информации.

Если у предприятия нет какого-либо ресурса, то нужно определить, можно ли приобрети этот ресурс по приемлемым ценам, если нет, то возможность отбрасывается.

 

  1. Выбор целевых рынков

 

Включает следующие стратегии:

  1. определение текущего спроса — выявить все товары данного вида, продающиеся на рынке и оценить их объем продаж;
  2. прогнозирование спроса;
  3. сегментация рынка, т.е. разделение рынка на четкие группы потребителей (сегменты), которым необходимы разные товары и разные маркетинговые подходы;
  4. отбор целевых сегментов, т.е. тех сегментов, на которые следует сосредоточить усилия;
  5. позиционирование товара — это отбор места товара на рынке и в сознании покупателей путем концентрации на таких характеристиках товара, которые выгодно отличают его от конкурентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема потребительских предпочтений

 

 

Позиционирование является исходным пунктом для разработки всех инструментов маркетинга.

 

  1. Разработка комплекса маркетинга.

 

Комплекс маркетинга — это совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности, которые фирма использует, чтобы вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Эти средства объединяют в:

 

  1. товар (продукт) включает в себя такие инструменты, как уровень качества, эксплуатационные свойства, соответствие моде, технические характеристики, марка, оформление, упаковка, гарантия, послепродажное обслуживание;
  2. цены: инструментом являются ценовая стратегия, уровень цены, различные скидки, сроки оплаты;

 

  1. методы распространения товаров включают деятельность предприятия по доведению продукта до целевых покупателей. Инструменты: выбор посредников и типа канала распределения, определение зоны распространения товара, уровня и размещения запасов, эффективная транспортировка и складирование;

 

  1. продвижение продукта (комплекс маркетинговых коммуникаций) включает мероприятия по доведению информации о продукции до покупателей и стимулирование спроса на продукт. Инструменты:
    • реклама (1 — 6% объема реализации);
    • стимулирование сбыта (кратковременные меры воздействия, скидки, лотереи, бесплатные образцы, подарки);
    • пропаганда (формирование общественного мнения) с помощью средств массовой информации часто бесплатно для фирмы);
    • личная продажа (устная презентация товара в беседе с одним или несколькими потенциальными покупателями).

 

Маркетинговая среда предприятия

 

  1. Понятие маркетинговой среды.
  2. Анализ опасности и возможности внешней среды.
  3. Управленческое обследование сильных и слабых сторон предприятия.
  4. SWOT анализ.

 

 

  1. Понятие маркетинговой среды.

 

Маркетинговая среда предприятия — это совокупность условий, факторов и активных субъектов прямо или косвенно влияющих на деятельность предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цифрами на схеме обозначены:

1 —  покупатели, 2 — конкуренты, 3 — посредники, 4 — поставщики, 5 — контактные аудитории, 6 — макроэкономика, 7 — политика и право, 8 — демография, 9 — культура, 10 — НТП, 11 — экология.

Маркетинговая среда делится на микро- и макросреду. Микросреда делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя микросреда это сама фирма, ее подразделения, организация управления, ресурсы фирмы, культура предприятия. Внешняя микросреда представляется факторами, с которыми предприятие непосредственно взаимодействует и может влиять на них.

Контактные аудитории — это организации или группы лиц, которые проявляют или могут проявлять интерес к фирме и могут оказать положительное или отрицательное влияние на достижение ее целей. К ним относятся средства массовой информации, финансовые круги, муниципальные органы власти, различные организации потребителей, организации охраны окружающей среды.

Факторы макросреды не поддаются воздействию со стороны фирмы, их можно только учитывать в своей работе, чтобы снизить отрицательное влияние и усилить положительное.

 

  1. Анализ опасности и возможности внешней среды.

 

Такой анализ проводится для того, чтобы принимать стратегические решения. Стратегия — способ достижения поставленных целей, выбранный с учетом условий внешней среды, а также сильных и слабых сторон предприятия.

При проведении анализа надо:

выявить изменения во внешней среде, которые воздействуют на различные аспекты деятельности предприятия;

необходимо определить какие факторы представляют опасность для фирмы;

определить, какие факторы предоставляют больше возможностей для достижения целей фирмы.

 

Чтобы провести такой анализ составляют перечень факторов, а затем проводится оценка важности каждого фактора и степени воздействия на предприятие. Такую оценку проводят эксперты.

Информация о работе Понятие. Виды. История развития маркетинга