Понятие конкуренции и конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение путей повышения конкурентоспособности оптовой фирмы ООО «Марс».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретических основ конкуренции в целом и конкурентоспособности предприятия;
2) провести сравнительный анализ конкурентов исследуемого предприятия;
3) оценить конкурентоспособность анализируемого предприятия;
4) определить пути повышения конкурентоспособности предприятия.
5) разработать конкретные мероприятия и провести расчет их экономической эффективности.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Конкурентоспособность предприятия как фактор его 5
коммерческого успеха 5
1.1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 9
1.3. Анализ конкурентов и оценка конкурентоспособности предприятия 13
Глава 2. Анализ конкурентоспособности компании ООО «Марс» 21
2.1. Экономико-хозяйственная характеристика предприятия 21
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Марс» 27
1.3. Анализ конкурентных позиций предприятия на основе SWOT-анализа 30
Глава 3. Предложения по повышению конкурентоспособности предприятия 34
3.2. Мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия 34
3.2. Расчет экономической эффективности мероприятий 37
Заключение 40
Список использованной литературы 42
Приложения 45

Файлы: 1 файл

kursovaya_mars.doc

— 326.50 Кб (Скачать)

Обобщая все результаты, полученные в процессе анализа коммерческой работы ООО «Марс» составим таблицу 2.2.

По данным таблицы 2 видно, что в 2007 г., в основном из–за дополнительных расходов, связанных с содержанием вновь открытых мелкооптовых магазинов в других частях города, результаты деятельности, по сравнению с 2005 годом были ниже, прибыль от реализации снизилась на 12%.

 

 

Таблица 2.2

Основные экономические показатели ООО «Марс»

Показатель

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2007 к 2006 в %

2008 к 2007 в %

Товарооборот, млн. руб.

132

157,6

216,7

119,4

137,5

Валовой доход, млн. руб.

23,8

28,4

39,1

119,3

137,6

Издержки обращения, млн. руб.

19,8

24,9

32,7

125,8

131,1

Прибыль от реализации, млн. руб.

4

3,5

6,4

88

181,8

Балансовая прибыль, млн. руб.

4,32

3,8

6,9

88,9

180

Чистая прибыль, млн. руб.

3,28

2,9

5,2

88,9

179,8

Уровень рентабельности реализации, %

3,27

2,4

3,1

73,5

130,8


 

В 2008 г. было приложено максимум усилий для того, чтобы вновь улучшить показатели и достичь хотя бы уровня 2006 г. Как видно из данных, приведенных в таблице 2.2, цель была достигнута. В основном этому способствовало  повышения товарооборота, увеличения объемов продаж в новых магазинах, так как в нише покупателей, на которую они рассчитаны, сформировался устойчивый спрос на услуги данных сбытовых точек. Это дало предприятию  силы и стимулы для дальнейшего развития.

Сопоставление прибыли с произведенными затратами показывает, что доля прибыли  на каждый рубль расходов снизилась  с 17 копеек в 2006 г. до 12 копеек в 2007 г., а в 2008 г. снова выросла примерно до уровня 2006 г. Это объясняется тем, что ООО «Марс» арендовал склад большей площади. В связи с этим предприятие понесло большие издержки, а следовательно и значительно упала прибыль на каждый рубль расходов. Но в 2008 г. произошло расширение сегментов, на которых работает фирма, что способствовало росту товарооборота и снижению складских издержек на 1 рубль товарооборота.

В связи с ростом спроса на товары, реализуемые ООО «Марс» в обслуживаемой им сегменте рынка, было принято решение о закупке товара более крупными партиями. Благодаря принятию данного управленческого решения  поставщики товара предоставили организации большие скидки, а у предприятия появилась возможность увеличивать наценку.  В результате изменения объемов закупочной деятельности увеличился валовой доход ООО «Марс».

 Проводимая предприятием торгово-сбытовая  политика позволила ему постепенно  расширять долю рынка и увеличивать  прибыль.

2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Марс»

 

В целом, отрасль оптовой торговли находится в стадии зрелости. Это  влечет за собой необходимость совершенствовать методы менеджмента. Все фирмы формируют рыночный уровень цен и, в основном, конкурируют по таким параметрам как обслуживание, качество продукции, дополнительные услуги.

Также стоит учитывать, что методы дополнительного стимулирования покупателей  быстро копируются конкурентами, и  приходится прилагать немало усилий для сохранения положения в отрасли.

Количество фирм, стремящихся  в отрасль, стремительно растет, так как отрасль привлекает большим оборотом денежных средств.

Для выработки предложений  по повышению конкурентоспособности ООО «Марс» необходимо изучить работу фирм-конкурентов и товары-конкуренты. С этой целью ООО «Марс» собирает информацию по прайс-листам конкурирующих компаний или производителей товара-конкурента. С помощью прайс-листов проводится анализ цен, ассортимента и других факторов.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки конкурентов, которые представлены в таблице 2.3.

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Преимущества и недостатки основных конкурентов

Конкуренты

Преимущества

Недостатки

ООО «Фуд-трейд»

Широкий ассортимент продукции.

Долгий период работы на рынке.

Нехватка собственного автотранспорта.

 

ООО «Продлайн»

Широкий ассортимент продукции.

Долгий период работы на рынке.

Зарекомендовали себя как надежные поставщики.

Большие склады.

Склад и офис в разных местах.

 

ТФ «Май»

Огромные оборотные средства.

Большое количество продукции на складе.

Возможность поставки продукции  с отсрочкой платежа.

Склад и офис в разных частях города.

Нехватка собственного автотранспорта.

ТД «Домино»

Высокий уровень сервиса, работы с  покупателями.

Дают покупателям большую рассрочку  платежа.

Работают на рынке небольшой  период времени.

Занимаются в основном мясопродуктами.


 

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренты ООО «Марс» практически не превосходят его по объему продаж, торговому обороту, площади торговых складов. Однако, следует учесть, что на рынке работает серьезный конкурент ООО «Марс» - компания «Фуд-трейд», которая занимается не только дистрибуцией продуктов питания, но и полиграфической продукции, имеет сеть кафе, розничных магазинов им другие направления деятельности. В таких условиях конкурировать приходится только на максимально быстром и качественном удовлетворении потребности покупателя. Так, ТФ «Май» имеет длительную процедуру оформления документов из-за нахождения офиса и склада в разных местах, удлиняется время поставки из-за нехватки собственного автотранспорта.

На основании данной информации проведен оценку конкурентоспособности предприятия. Данная оценка представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4

Оценка конкурентоспособности  предприятия

№п/п

Показатель

Ранг коэффициента

Весомость коэффициента

Фуд-трейд

Продлайн

ТД Май

ТД Домино

Марс

1

Имидж фирмы

9

0,17

9

8

6

3

9

2

Ассортимент продуктов

8

0,15

9

9

7

2

9

3

Качество продуктов

7

0,13

8

7

6

5

9

4

Рыночная доля

5

0,09

8

6

4

2

8

5

Рыночная цена

4

0,08

4

4

6

6

6

6

Эффективность сбыта

8

0,15

8

5

6

8

4

7

Маркетинговая поддержка

6

0,11

7

3

3

3

3

8

Эффективность менеджмента

6

0,11

9

4

4

5

4

9

Интегральный показатель конкурентоспособности

   

8,02

6,06

5,40

4,23

6,68


 

На основании данных, представленных в таблице 2.5 построим многоугольник конкурентоспособности, представленный на рис. 2.3.

Рис. 2.3. Многоугольник конкурентоспособности

 

На основании данных таблицы можно сделать вывод, что ООО «Марс» достаточно конкурентоспособен на рынке, однако существуют области, где предприятие уступает конкурентам, а также области, где возможна утеря лидирующих позиций. В данной ситуации необходимо выявления слабых сторон предприятия и проведение мероприятий по повышению конкурентоспособности на рынке.

1.3. Анализ конкурентных позиций предприятия на основе SWOT-анализа

 

Для выработки обоснованных предложений по повышению конкурентоспособности ООО «Марс» проведем анализ сильных и слабых сторон организации, а также  возможностей и угроз внешней среды.

В процессе выработки  рекомендаций необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Для успешного применения данного анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.

Проведем анализ возможностей и угроз, которые воздействуют на предприятие из внешней среды.

Таблица 2.5

Внешние возможности  и угрозы

№ п/п

Возможности

Угрозы

1

Улучшение инвестиционного климата  в России

Изменение покупательских предпочтений

2

Изменение рекламных технологий

Рост темпов инфляции

3

Развитие информационной отрасли

Изменение правил ввоза продукции  из-за границы

4

Высокий барьер для входа на рынок  новых фирм-продавцов

Сбои в поставках продукции

5

Снижение цен на продукцию

Появление новых фирм на рынке

6

Разорение и уход фирм-продавцов

Изменение уровня цен

7

Совершенствование службы сбыта поставщика

Ужесточение законодательства

8

Неудачное поведение конкурентов

Скачки курсов валют

9

Улучшение уровня жизни населения

Рост налогов и пошлин

10

Предложения о сотрудничестве со стороны  производителей на выгодных для ООО  «Марс» условиях

Увеличение конкурентных преимуществ  со стороны конкурентов

11

Совершенствование технологии производства

Ухудшение политической обстановки

12

Снижение налогов и пошлин на ввоз продукции из-за рубежа

 

 

Внутреннюю структуру  организации называют еще внутренней средой. К ней относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и другие элементы.

Таким образом, анализ внутренней среды представляет собой управленческое обследование функциональных зон организации с целью определения сильных и слабых сторон организации, представленных в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Сильные и слабые стороны организации

п/п

Сильные стороны
Слабые стороны

1

Достоверный мониторинг рынка

Сбои в снабжении

2

Контроль качества реализуемой  продукции

Недостатки в рекламной политике

3

Широкий ассортимент продукции

Средний уровень цен

4

Складские площади находятся рядом  с офисом

Нехватка собственного автотранспорта

5

Собственный автопарк

Авторитарный стиль управления

6

Известность безупречной репутацией

Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений

7

Хорошая мотивация персонала

Отсутствие отдела маркетинга

8

 

Негибкость в отношениях с клиентами

9

 

Отсутствие у некоторых сотрудников  отдела сбыта специального образования 


 

Изучая внутреннюю среду  фирмы необходимо уделить особое внимание организационной культуре организации, то есть наличию таких  норм и правил, как, например, материальное вознаграждение, социальные гарантии.

Для выявления полного  спектра сильных и слабых сторон предприятия необходимо провести анализ внутренней среды компании ООО «Марс».

Анализируя организацию  общего управления, было замечено, что  организационная структура фирмы соответствует настоящему положению и существующим целям. Однако, следует отметить, что в структуре ООО «Марс» нет специального сотрудника, который бы осуществлял функции анализа конкурентной ситуации, ценообразования конкурентов, анализа покупателей, стимулирования сбыта продукции. Сбором информации частично занимаются сотрудники коммерческой службы, а всю информацию аккумулирует у себя Коммерческий директор. Но, следует учесть, что это не является его основной деятельностью, он выполняет также и другие функции. Вследствие чего анализ этих данных не является полным и исчерпывающим, что необходимо для эффективной работы ООО «Марс».

Информация о работе Понятие конкуренции и конкурентоспособности