Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:22, курсовая работа
Конкуренция является неотъемлемым явлением рыночной экономики. Методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием институциональных и законодательных изменений, происходящих в развивающейся российской экономике. Изменение темпов роста потребительского спроса, приход на рынки иностранных компаний формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий. Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формировании конкурентной стратегии не только для крупных корпораций, но для средних и даже небольших предприятий, производящих разнообразную продукцию и оказывающих услуги.
Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и функции конкуренции………………………….3
1.1. Определение конкуренции как экономического явления…... 3
1.2. Функции конкуренции………………………………………….7
1.3. Основные модели рынка………………………………………10
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы………………...17
2.1. Добросовестная конкуренция………………………………..18
2.2. Недобросовестная конкуренция……………………………..21
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………...32
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие и функции конкуренции………………………….3
1.1. Определение конкуренции как экономического явления…... 3
1.2. Функции конкуренции………………………………………….7
1.3. Основные модели рынка………………………………………10
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы………………...17
2.1. Добросовестная конкуренция………………………………..18
2.2. Недобросовестная конкуренция……………………………..21
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………...32
Введение.
Конкуренция является неотъемлемым явлением
рыночной экономики. Методы и модели
конкурентного поведения
Развитие российской экономики постепенно приводит к смене «рынка продавцов» на «рынок покупателей», но зачастую компании реагируют на подобные изменения рыночных условий только активизацией сбытовой политики. Хотя, на наш взгляд, одним из условий долгосрочной конкурентоспособности компании, ее устойчивого положения на рынке в современной ситуации становится формирование компанией конкурентной стратегии.
Необходимо отметить, что при всей значимости формирования стратегии конкуренции для компании само понятие конкурентной стратегии не нашло своего единообразного определения в литературе и практике бизнеса. Широкий круг вопросов, связанных с разработкой стратегии конкуренции, их дискуссионность дополняются также отраслевой спецификой рынков, которая оказывает существенное влияние на выработку стратегических решений.
Глава 1 Понятие и функции конкуренции.
1.1. Определение конкуренции как экономического явления
Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной
данной проблеме, присутствует три
подхода к определению
Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.
Второй подход рассматривает
конкуренцию как элемент
Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Первый подход основывается
на повседневном понимании конкуренции
как соперничества за достижение
лучших результатов на каком-либо поприще.
Конкуренция, хотя и в различной
интерпретации, все же определяется
как соперничество
- состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
- состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
- это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
- соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
- соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;
В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.
Конкуренция выступает в
качестве силы, обеспечивающей взаимодействие
спроса и предложения, уравновешивающей
рыночные цены. В результате соперничества
продавцов и покупателей
Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.
В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.
Понятие конкуренции настолько
многозначно, что оно не охватывается
каким-либо универсальным определением.
Это и способ хозяйствования, и
такой способ существования капитала,
когда один капитал соперничает
с другим капиталом. В конкуренции
усматривается как главная
Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.
Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.
1.2. Функции конкуренции.
Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые
предлагают лучшую по качеству
продукцию или производят ее
с меньшими производственными
затратами, получают
-предприятия, которые
не реагируют на пожелания
клиентов или нарушения правил
конкуренции своими
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция
ограничивает и контролирует экономическую
силу каждого предприятия. Например,
монополист может назначать цену.
В то же время конкуренция
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функцию. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс
в отношении изделий и
- предприятия гибко
Масштаб интенсивности конкуренции
определяется тем, как скоро преимущества
в прибыли теряются в результате
успешного воспроизведения
В соответствии с руководящим
принципом оптимальной
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:
- качество конкуренции;
- само существование
- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;
- предлагаемая услуга
должна быть соразмерной по
цене и другим договорным
- защищенные правовыми
нормами товарные знаки и
- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
1.3. Основные модели рынка.
Для того что бы лучше понять способы реализации конкуренции, уточним основные модели рынка, на котором она реализуется.
В зависимости от соотношения
между количеством
1. Большое количество
самостоятельных
2. Огромное число обособленных
потребителей и малое