Понятие и функции конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 04:22, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция является неотъемлемым явлением рыночной экономики. Методы и модели конкурентного поведения компаний меняются под воздействием институциональных и законодательных изменений, происходящих в развивающейся российской экономике. Изменение темпов роста потребительского спроса, приход на рынки иностранных компаний формируют необходимость выработки конкурентной стратегии для предприятий. Опыт западных компаний различных сфер бизнеса свидетельствует о важности формировании конкурентной стратегии не только для крупных корпораций, но для средних и даже небольших предприятий, производящих разнообразную продукцию и оказывающих услуги.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2
Глава 1. Понятие и функции конкуренции………………………….3
1.1. Определение конкуренции как экономического явления…... 3
1.2. Функции конкуренции………………………………………….7
1.3. Основные модели рынка………………………………………10
Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы………………...17
2.1. Добросовестная конкуренция………………………………..18
2.2. Недобросовестная конкуренция……………………………..21
Заключение……………………………………………………………30
Список использованной литературы………………………………...32

Файлы: 1 файл

конкуренция..docx

— 50.41 Кб (Скачать)

3. Единственный потребитель  товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый  потребитель приобретает весь  объем предложения товара, который  поставляется всем множеством  производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется  единственный производитель (двусторонняя  монополия),вообще не является  конкурентной, но также не является  и рыночной.

По Смиту сущность конкурентного  поведения производителей составляло "честное"- без сговора - соперничество  производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену, является ключевым моментом в  современной трактовке понятия  конкуренции.

Рассмотрим подробнее  основные из вышеперечисленных рыночных структур.

Полиполия (совершенная  конкуренция).

Большое число продавцов  и покупателей одного и того же товара. Изменения в цене какого-либо продавца вызывают соответствующую  реакцию только среди покупателей, но не среди других продавцов.

Рынок открыт для каждого. Рекламные компании не так важны  и обязательны, т.к. на продажу предлагаются только гомогенные (однородные) товары, рынок прозрачен и отсутствуют  какие-либо предпочтения. На рынке с  подобной структурой цена - это заданная величина. На основании вышеизложенного  можно вывести следующие варианты поведения участников рынка:

Акцептант цены. Хотя цена и  формируется в процессе конкуренции  среди всех участников рынка, но в, то, же время отдельно взятый продавец не оказывает никакого прямого влияния  на цену. Если продавец запрашивает  более высокую цену, все покупатели сразу же переходят к его конкурентам, так как в условиях совершенной конкуренции каждый продавец и покупатель обладают полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах и спросе на рынке

Если же продавец запрашивает  более низкую цену, то он окажется не в состоянии удовлетворить весь спрос, который будет ориентирован на него, в силу его незначительной доли на рынке,  при этом прямого  влияния на цену со стороны этого  конкретного продавца не происходит.

Если покупатели и продавцы поступают одинаковым образом, то они  оказывают влияние на цену.

Регулятор количества. Если продавец вынужден согласиться с  преобладающими на рынке ценами, то он может приспособиться к рынку  путем регулирования объема своих  продаж. В этом случае он определяет количество, которое он намерен продать  по заданной цене. Покупателю также  остается лишь выбрать, сколько он захочет  получить по заданной цене.

Условия совершенной конкуренции  определяются следующими предпосылками:

- большое количество продавцов  и покупателей, ни один из  которых не имеет заметного  влияния на рыночную цену и  количество товара 

- каждый продавец производит  однородный продукт, который ни  в каком отношении не отличим  от продукта других продавцов

- барьеры для входа  на рынок в долгосрочном аспекте  либо минимальны, либо вообще  отсутствует

- никаких искусственных  ограничений спроса, предложения  или цены существует и ресурсы  - переменные факторы производства - мобильны

- каждый продавец и  покупатель владеет полной и  правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах  и спросе на рынке.

Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет  всем перечисленным условиям. Поэтому  схема совершенной конкуренции  имеет в основном теоретическое  значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур . И в этом ее ценность.

Для участников рынка в  условиях совершенной конкуренции  цена - это заданная величина. Поэтому  продавец может лишь решать, какое  количество товара он захочет предложить по данной цене. Это означает, что  он одновременно акцептант цены и  регулятор количества.

Монополия.

Один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным  производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких  товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные  черты:

а) продавец является единственным производителем данного товара (продукта)

б) реализуемый продукт  уникален в том смысле, что нет  его заменителей

в) монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок (монополист является законодателем  цены, т.е. монополист назначает цену и покупатель при заданной монопольной  цене может решать, какое количество товара он может закупить, но в большинстве  случаев монополист не может назначать  произвольно высокую цену, т.к. по мере роста цен спрос снижается, а при падающих ценых спрос  возрастает)

г) на пути входа в рынок  монополистом устанавливаются непреодолимые  барьеры для конкурентов - как  естественного, так и искусственного происхождения,

примерами естественных монополий  могут служить предприятия общественного  пользования - электрические и газовые  компании, предприятия водоснабжения, линии связи и транспортные предприятия. К искусственным барьерам относятся  патенты и лицензии, предоставляемые  некоторым фирмам на исключительное право функционировать на данном рынке

Монополистическая конкуренция.

Относительно большое  число производителей предлагает  похожую, но не идентичную продукцию, т.е. на рынке присутствуют гетерогенные товары. В условиях совершенной конкуренции  фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, в условиях монополистической конкуренции  производится дифференцированная продукция. Дифференциация затрагивает, прежде всего, качество продукта или услуг, благодаря  чему у потребителя складываются ценовые предпочтения. Продукция  может быть дифференцирована также  по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного использования), по близости к покупателям, по интенсивности  рекламы и т.п.

Таким образом, фирмы на рынке  монополистической конкуренции  вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемирной дифференциации продукции и услуг. Монопольность  в такой модели заключается в  том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает в некоторой мере монопольной  властью над своим товаром; она  может повышать и понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов, хотя эта власть и ограничивается наличием производителей аналогичных  товаров. Кроме того на монополистических рынках наряду с мелкими и средними достаточно крупные фирмы.

При такой модели рынка  фирмы стремятся расширять свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит, прежде всего, с помощью товарных знаков, наименований и рекламной  компании, которые однозначно выделяют различия товаров.

Монополистическая конкуренция  отличается от совершенной полиполии  по следующим признакам:

- на совершенном рынке  продаются не гомогенные, а гетерогенные  товары;

- для участников рынка  нет полной прозрачности рынка,  и они действуют не всегда  в соответствии с экономическими  принципами;

- предприятия стремятся  расширить свою область предпочтений  путем индивидуализации своей  продукции;

- доступ к рынку для  новых продавцов при монополистической  конкуренции затруднен в силу  наличия предпочтений.

Олигополия.

Немногочисленность участников конкуренции - когда относительно малое (в пределах десятка)  число фирм господствует на рынке товаров или  услуг. Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер".

Олигополии могут производить  как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает  на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских  товаров.

Немногочисленность фирм способствует их монополистическим  соглашениям: по установлению цен, разделу  или распределению рынков или  по другим способам ограничения конкуренции  между ними. Доказано, что конкуренция  на олигополистическом рынке тем  интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот.

Важную роль в характере  конкурентных отношений на таком  рынке играют объем и структура  той информации о конкурентах  и об условиях спроса, которой фирмы  располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет  поведение фирмы. Основное отличие  олигополистического рынка от рынка  совершенной конкуренции  связано  с динамикой цен. Если на совершенном  рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости  от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию  к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство  в ценах, когда их преимущественно  диктует одна ведущая фирма, остальные  же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам  затруднен. В случае соглашения олигополистов  по поводу цен, конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Способы ведения конкурентной борьбы.

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит "сталкиваться" и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция  выполняет роль регулятора темпов и  объемов производства, побуждая при  этом производителя внедрять научно-технические  достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию  труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному  использованию ресурсов, предотвращает  диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.Добросовестная конкуренция.

Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война  цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного  обслуживания

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование  ценами, т.н. "война цен". Она  осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями  цен, сезонными распродажами, предоставлением  большего объема услуг по действующим  ценам, удлинением сроков потребительского кредита и др. В основном ценовая  конкуренция используется для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный  рынок.

Более эффективной и более  современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. "формирование" качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма "SONY" осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью  которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и  послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие  производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей  и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров  по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными  частями, ремонт и т.п. 

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий  пример:

Во времена существования  ФРГ у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское  пиво. Западногерманские производители  делали все, чтобы не допустить французское  пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама  немецкого пива, ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами, ни к  чему не привели. Тогда пресса ФРГ  стала делать упор на то, что французское  пиво содержит различные вредные  для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы  является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

Информация о работе Понятие и функции конкуренции