Понятие и функции общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:48, реферат

Краткое описание

Общение представляет собой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми.

Оглавление

1. Понятие и функции общения …………………………... 3 – 4
2. Конвенциональный стиль общения …………………..... 5 – 7
3. Примитивный стиль общения ……………………….... 8 – 12
4. Манипулятивный стиль общения ………………….... 13 – 18
5. Духовный стиль общения ……………………………. 19 – 23
6. Список использованной литературы ………………………24

Файлы: 1 файл

Реферат по риторике.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

     

Институт  ______________________________________________________________ 

Кафедра   ______________________________________________________________ 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине

на тему 

 

Выполнил студент

заочной формы  обучения

специальности ___________________

специализации ___________________

____ курса ________________ группы

№ студенческого  билета

(зачетной  книжки) ______________      _______________  ___________________  
 
 

Руководитель  

_________________________                ________________   ___________________ 
 
 
 
 

Москва  – 2007

 

ПЛАН 
 

  1. Понятие и функции общения …………………………... 3 – 4
  2. Конвенциональный стиль общения …………………..... 5 – 7
  3. Примитивный стиль общения ……………………….... 8 – 12
  4. Манипулятивный стиль общения ………………….... 13 – 18
  5. Духовный стиль общения ……………………………. 19 – 23
  6. Список использованной литературы ………………………24
 

 

ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ 

     Общение представляет собой многогранный процесс  взаимодействия и взаимовлияния  людей друг на друга. Оно может  рассматриваться не только как акт  осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми.

     Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме  проявления. Оно может варьировать  от высоких уровней духовного  варьирования и взаимопонимания  партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере.

     Общение — категория социальной психологии, так как оно может осуществляться только в группах людей или животных как взаимодействие на основе взаимного психического отражения. Общение — необходимое условие развития и существования личности. Известно, что в экспериментах наиболее трудным для испытуемых является пребывание в термосурдобарокамере даже в течение сравнительно короткого промежутка времени (около 6 часов), и сами испытуемые связывают это прежде всего с отсутствием общения.

     Для человека наиболее естественный вид  межличностного общения – речевое  общение.

     Межличностное общение несет в себе три основные функции:

     1) Информационно-коммуникативная функция, то есть обмен информацией между людьми. Эта функция общения в той или иной форме и степени связана со всеми видами деятельности людей. Даже мыслительные процессы у индивида протекают более результативно при постоянном информационном общении (решение задач, вспоминание стихов и т.п.).

     2) Регулятивно-коммуникативная  функция. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства, мотивы поведения, усваиваются его нормы, оцениваются поступки, складывается иерархия ценностей, шкала социализации человека. Именно в общении человек познает и переживает свою значимость, именно через общение осуществляется регуляция поведения человека среди других людей.

     3) Аффективно-коммуникативная  функция. Общение регулирует уровень эмоциональной напряженности, создает психологическую разрядку.

     В реальном общении, независимо от формы, все его функции органически  сливаются. Часто все функции  общения присутствуют даже в отдельном  акте общения. Общение — сложная  форма человеческих отношений. Однако и в самых сложных отношениях люди должны придерживаться простых основополагающих норм, без которых общение перестает выполнять свои главные функции. Эти функции относятся к общечеловеческим началам культуры общения.

     Человек — высшая ценность. Это положение было сформулировано Иммануилом Кантом, немецким философом. Гуманистический смысл этого положения может быть реализован лишь в обществе, исключающем социальное и национальное неравноправие.

 

      КОНВЕНЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ 

       Конвенциональный уровень общения представляет собой полноценное человеческое общение.

     Фаза  взаимонаправленности для партнера, выходящего на этот уровень общения, имеет следующее содержание. Человек  испытывает потребность в контакте, у него возникает так называемая установка на внешнюю коммуникацию  («поговорить бы с кем-нибудь»), усиленная тем, что имеется реальный партнер. Человек при этот интуитивно готовится к пристройке «рядом»: в качестве условия контакта им заранее принимается, что он будет то говорящим, то слушающим. Ведь побуждая кого-то к контакту, следует обеспечить этому другому равноправные возможности пристройки «рядом». Таким образом, забота о партнере,  готовность стать на его место встроены еще в фазу, предшествующую отражению конкретного собеседника.

     А вот иной вариант вступления в контакт на этом уровне: человек не испытывает потребности контакта, он занят своими мыслями, в это время к нему обращаются. И он тут же побуждает себя переключить внимание на того, кто к нему обратился; ведь в противном случае этот другой почувствует себя пристроившимся «снизу», как бы выклянчивающим ответ… А пристраиваться партнерам по существующим правилам вежливо только «рядом». Логика обоюдной готовки к контакту тут проста: «Если я не забочусь о партнере, с какой стати ему заботиться обо мне?»

     В обоих вариантах мы встречаем, таким  образом, достаточно высокую культуру контакта, притом в фазе, когда контакт  собственно еще и не начался… Подобная предупредительность к партнеру еще до его отражения в сознании свидетельствует об этической состоятельности человека и одновременно о его коммуникативной грамотности.

     На  конвенциональном уровне общения «отразить партнера» означает, во-первых, уловить его актуальную роль. Во-вторых, что еще сложнее, уловить собственную актуальную роль его глазами.

     Третья  фаза – фаза взаимоинформирования – на конвенциональном уровне общения совсем не обязательно протекает гладко. В предыдущей фазе партнеры установили, каковы их ролевые ожидания друг к другу;  однако теперь каждый из них в праве не подтвердить эти ожидания. Если так, то данная фаза общения имеет вид «конфронтации».

     Если  в третьей фазе партнеры избирают путь «конгруэнции» (взаимосогласия),  то есть подтверждают взаимные ролевые  ожидания, то это на конвенциональном уровне общения обязательно ведет  к нарастающему раскрыванию своего «ролевого веера» каждым из партнеров. Однако обо не забывают считаться друг с другом и с ситуацией в целом. Один сделал первый шажок в самораскрытии; второй, отвечая, раскрывает свой «веер» лишь чуть-чуть больше, чем партнер. Иначе, ведь получается вызов партнеру: я, дескать, душа нараспашку, а ты?.. Нет, так не годится. Постепенно, делая, как в шахматах, ход за ходом, партнеры раскрывают свои «веера» до определенной ширины, уместной в данной ситуации. Но не более того!..

     Четвертая фаза контакта – взаимоотключение – на конвенциональном уровне общения опять-таки протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу. В случае конгруэнции (взаимосогласия) оба заботятся о том, чтобы не навязывать свою персону другому после того, как тема беседы окажется исчерпанной. Поэтому незадолго до ее исчерпания каждый уже заготавливает реплику под занавес, что-нибудь вроде: «Ну счастливо! Интересно было побеседовать». Уйти без такой фразы и соответствующего теплого взгляда значит нанести партнеру незаслуженный укол. В случае же конфронтации партнеры, свертывая контакт, оставляют друг другу право на собственное мнение. Прощальная реплика после дискуссии, не приведшей к единству взглядов, будет примерно так и звучать: «Знаете, я все же остаюсь при своем мнении… Всего доброго, интересно было побеседовать». Нередко не сошедшиеся во взглядах партнеры, свертывая контакт, дают понять друг другу, что спор следовало бы как-нибудь продолжить. И расходятся скорее оппонентами, чем врагами.

     Контакт на конвенциональном уровне, как видно из сказанного, требует от партнеров высокой культуры общения. Умение «держать» диалог на этом уровне, а тем более «приводить» его к такому уровню, можно уподобить сложному искусству, для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой.

     Конвенциональный  уровень общения можно считать  оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в  человеческих контактах. В реальном же общении людей обнаруживаются уровни, как лежащие ниже конвенционального, так и находящиеся выше него. Самый низкий уровень общения мы будем называть примитивным. Между примитивным и конвенциональным уровнями есть еще два: манипулятивный и стандартизованный.

     Самым высоким уровнем общения издревле считается духовный. Между духовным и конвенциональным уровнями располагаются еще два: игровой и деловой. Для постижения особенностей каждого из уровней эталоном будет оставаться только очерченный оптимальный уровень общений6 конвенциональный. 

 

      ПРИМИТИВНЫЙ СТИЛЬ  ОБЩЕНИЯ 

     Общая характеристика того, кто опускается до примитивного уровня в контакте, такова: для него собеседник не партнер, а предмет, нужный либо мешающий. Если нужный, надо им овладеть; если мешающий, надо его оттолкнуть. Отсюда все особенности фаз общения на примитивном уровне диалога.

     Фаза  направленности на партнера. Вариант первый: субъект испытывает потребность в контакте, тем более что перед ним реальный слушатель. Однако нашему субъекту при изготовке к контакту и в голову не приходит, что собеседника нельзя считать «предметом для слушания», что тот и сам должен в любую секунду иметь возможность высказаться. В этой возможности собеседнику заранее отказывается, так что, если он начнет что-то говорить в ответ, это будет «неправильно», и следует призвать его к порядку… Итак, в самой изготовке к контакту на примитивном уровне содержится пристройка «сверху». Вариант второй: к нашему субъекту обращаются, между тем он не расположен к контакту. А не расположен – значит, и не обязан отвечать! «Говорящий предмет» отвлекает от чего-то своего, раздражает: хорошо бы убрать его если не словом, то жестом, означающим «закрой рот». И снова – откровенная пристройка к собеседнику «сверху».

     Фаза  отражения партнера. Актуальная роль партнера нашим субъектом не улавливается; взамен этого идут шаблоны восприятия, с помощью которых можно описать данный «предмет», например: большой он или маленький (атлетического сложения или щуплый). Это существенно: если большой, с ним надо поосторожнее…  И тогда мимика и жесты нашего субъекта сразу переключаются на пристройку «снизу». Если щуплый, можно не церемониться, уверенно занимается позиция «сверху». Существенны наружность, одежда. «Очкарик», «в шляпе», «расфуфыренный» или «не из наших по внешности» - это, конечно, сразу дает дополнительные основания для пристройки «сверху». То же с возрастом, полом. «Бабуся», «дед-сморчок», «пацан», «соплячка», «фифочка», «лупоглазая зануда с книжкой» и т. п. – все это не те фигуры, перед коими следует пасовать. Что касается улавливания собственной актуальной роли глазами партнера, то до таких тонкостей дело не доходит; наш субъект, пристраивается ли он «снизу» или «сверху», наивно убежден: его видят таким, каким он сам себя видит или за кого себя выдает…

     Фаза  взаимоинформирования. Наш субъект без малейших ограничений изнутри выражает свою симпатии «предмету», который нравится, или антипатию тому, кто не нравится. Выражение симпатии в случае пристройки «снизу» льстивое, в случае пристройки «сверху» беспардонное. Почему бы, например, нравящуюся девушку тут же и не обнять?.. Почему бы щуплого гражданина, мешающего подойти к прилавку, попросту не оттолкнуть, да так, чтобы отлетел подальше? Очередь? … Ну, а что она мне сделает, эта очередь? Шуметь можете сколько угодно: что вам еще остается, слабакам…

Информация о работе Понятие и функции общения