Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 01:49, реферат
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка. Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
Введение
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии
1.1.2 Дилемма олигополистов
1.1.3 Случаи возникновения сговора
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
1.2 Монополия
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
1.3 Монополистическая конкуренция
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Понятие
и формы несовершенной
1.1 Олигополия
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии
1.1.2 Дилемма олигополистов
1.1.3 Случаи возникновения сговора
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
1.2 Монополия
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
1.3 Монополистическая конкуренция
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и три ее формы: олигополию, монополию и совершенную конкуренцию.
Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия – форма
рынка, на котором присутствует
один производитель или
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной конкуренции. Олигополия и монополистическая конкуренция являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция и монополия.Будет рассмотрены барьеры вхождения на несовершенный рынок: юридические, экономические, естественные. Существует несколько точек зрения относительно эффективности монополий, о которых тоже будет сказано в работе. Во втором разделе работы будут на примере ОАО «Газпром» рассмотрены пути развития естественных монополий. Эти монополии в современных рыночных условиях и условиях пристального внимания государства идут по пути реформирования, с целью превращения части отрасли в конкурентную.
В третьем разделе будет рассказано о несовершенной конкуренции на страховом рынке. Страховой бизнес требует большого стартового капитала, поэтому сейчас на рынке присутствует относительно небольшое количество страховых компаний, которые образовались в результате концентрации капитала и различного рода слияний. Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка. Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму поподробнее.
1.1Олигополия
Олигополия является
преобладающей формой
Ее характерные черты:
Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг – эта отрасль называется олигополистической.
Производство
Эффект масштаба означает,
что только крупные фирмы
1.1.1
Сговор и соперничество в
Важной чертой олигополии,
отличающей её от других видов
несовершенной конкуренции, является
взаимозависимость фирм в
Сговор – это явное
или тайное соглашение между
фирмами в отрасли с целью
установления фиксированных
Явный сговор подразумевает
фактическое соглашение между
фирмами в отрасли, тогда как
молчаливый сговор
Вторая сила, влияющая
на поведение олигополиста, - это
эгоистическая
Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре.
Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удается, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.
1.1.2 Дилемма олигополистов
Рисунок 1 помогает понять, почему сговор является трудным делом. На нем представлена следующая ситуация. Две фирмы, «Альфа» и «Бета», являются единственными продавцами на рынке. Каждая может установить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую, монопольную цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 млн. руб., тогда как если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждой составят только 15 млн. руб. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, но также и стремление к обману соперника. Если одна фирма устанавливает высокую цену, а другая низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получает 30 млн. руб., а фирма, имеющая высокую цену, получает только 10 млн. руб.
Рисунок 1.
Если «Альфа» и «Бета»
могут действовать сообща, то
ясно, что они обе назначат
высокую цену. Но что если каждая
действует независимо, стремясь
максимизировать свою
Допустим, «Альфа» и «Бета» предпринимают попытку сговориться. Их руководители встречаются тайно (и нелегально) и договариваются о назначении высокой цены. Решает ли это проблему? Вовсе нет, поскольку в соответствии с только что упомянутыми аргументами каждая фирма имеет побудительный мотив к нарушению соглашения и назначению низкой цены вне зависимости от того, допускает ли она или нет, что ее соперник также пойдет на обман. Для эффективного сговора требуются как само соглашение, так и некоторые меры для предотвращения обмана.
1.1.3 Случаи возникновения сговора
Центральная проблема
анализа олигополий состоит в
предсказании того, в каком случае
будет иметь место сговор. Это
требует прогноза ситуаций, в
условиях которых фирмы будут
в состоянии как договориться
об ограничении соперничества, так
и предотвратить нарушения
1. Вероятность сговора
тем выше, чем в большой степени
правовая система
2. Вероятность сговора
тем выше, чем меньшее число
фирм должно быть к нему
причастно. Когда в некое дело
вовлечено множество лиц, договориться
труднее, и труднее выявить нарушения
в рамках договорного
3. Вероятность сговора
выше в том случае, когда фирмам
легко договориться о
Информация о работе Понятие и формы несовершенной конкуренции