Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 01:49, реферат
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка. Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольно абстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономические агенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условиях несовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
Введение
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии
1.1.2 Дилемма олигополистов
1.1.3 Случаи возникновения сговора
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
1.2 Монополия
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
1.3 Монополистическая конкуренция
Заключение
Список использованной литературы
4. Вероятность продления
договорных соглашений тем
5. Сговор обусловливает
повышение цен и прибылей и
тем самым привлекает новые
фирмы. Чтобы сговор был прибыльным
в долгосрочной перспективе, необходимо
предотвратить проникновение
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
Даже если сговор
является эффективным в
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
Возможность вхождения
может оказывать влияние на
поведение олигополистов, имеющих
прочное положение в отрасли.
Они могут предпринимать
Как правило, «хищник» снижает цену очень резко до того уровня, при котором он теряет деньги, но при котором он надеется, конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Он готов пойти на убытки в краткосрочном периоде, с тем чтобы оттеснить другие фирмы и в результате получать сверхприбыль от своего положения в долгосрочной перспективе.
1.2 Монополия
Монополия является
полным антиподом совершенной
конкуренции. Здесь существует только
один продавец, причем он производит
товар, не имеющий близких
Характерные черты монополии:
единственный продавец (монополист);
реализуемый продукт
уникален, поэтому покупатель вынужден
платить установленную
для потенциальных
конкурентов монополист
Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Мы еще вернемся к рассмотрению естественных монополий.
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
Захватить рынок и
стать на нем монополистом
очень сложно, но удержать этот
рынок в своих руках еще
сложнее. Поэтому издавна монополисты
научились возводить барьеры
на входе в контролируемые
ими рынки. Именно эти барьеры
мешают проникновению на
Существует несколько типов таких барьеров.
Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Лицензия – это
право фирмы на исключительное
осуществление определенного
Авторское право контролирует продажу и распространение оригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкального воспроизведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизни автора (и еще 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие, путающие потребителя.
Патент – свидетельство,
удостоверяющее исключительные
права автора на распоряжение
созданным им благом (технологией);
если фирма имеет патент на
технологию производства
Конечно, все эти барьеры придуманы не для создания монополий – они решают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.
Естественные барьеры.
В некоторых случаях рождение
монополии оказывается
Итак, естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Бывают такие монополии двух видов:
природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и фирма купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.
технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти
невозможно (а точнее, крайне нерационально)
создание в городе двух сетей
канализации, подвода газа или
электроэнергии в квартиры.
Высокий уровень налогов,
подрывающий интерес к любой
коммерческой деятельности
К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами. Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:
контроля за ценами на своих рынках;
раздела рынков;
организации сбыта;
выторговывания у поставщиков
более выгодных условий
Надо сказать, что в этой области российские монополисты не изобрели ничего нового – они лишь воспользовались огромным арсеналом явных и тайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя от появления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них это:
корнер – способ, смысл которого заключается в следующем: производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход;
поглощение – метод,
состоящий в скупке
картель – метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;
отраслевые холдинги
– метод, заключающийся в скупке
контрольных пакетов
тресты – метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.
1.2.2
Методы и способы борьбы
Характер борьбы внутри
монополий определяется формой
монополии, будь это картель, синдикат,
трест или концерн. Внутри картелей
конкурентная борьба сводится
к следующим моментам. Так как
в картель могут входить
Информация о работе Понятие и формы несовершенной конкуренции