Понятие и функции товарного знака. Виды товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются в виду товарные знаки и знаки обслуживания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………....... 2
1 Понятие товарного знака……………………………………………. 3
2 Функции товарного знака………………………………………........ 4
3 Виды товарных знаков…………………………………………......... 7
Заключение…………………………………………………………...... 15
Список использованной литературы………………………………………. …... 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.86 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………….......

2

1 Понятие товарного знака…………………………………………….

3

2 Функции товарного знака………………………………………........

4

3 Виды товарных знаков………………………………………….........

7

Заключение…………………………………………………………......

15

Список использованной литературы………………………………………. …...

17  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и  символы, помогающие потребителям ориентироваться  в однородных товарах и услугах  различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются в виду товарные знаки  и знаки обслуживания.

В настоящее время в РБ наблюдается  тенденция развития так называемого  «пиратства». Эта практика известна во всем мире – «раскрученные» бренды регистрируются на имя компаний, которые  не занимаются выпуском соответствующей  продукции. Делается же это с целью  получения экономических выгод  от последующей продажи данного  бренда его же владельцу, т.е. компании, «раскручивавшей» этот бренд и вложившей  немалые деньги в его рекламу. Другой целью такой пиратской  регистрации может быть намерение  стать эксклюзивным диллером иностранной  фирмы – владельца знака. Однако, жертвой такой деятельности можно  стать только в том случае, если Ваш товарный знак не зарегистрирован  в установленном порядке и  вовремя.

Если вновь создающаяся компания или уже работающая компания намерена долго и серьёзно оставаться на рынке  и выпускать высококачественный товар, вкладывая большие средства в рекламную кампанию, то первое, что необходимо сделать – это  защитить свой товарный знак, слоганы  и прочие обозначения, использующиеся на товарах и в рекламе.

Определяя роль конкретного изготовителя на рынке, гарантируя качество продукции, товарный знак приобретает большую  экономическую ценность. Это приводит к тому, что подобные товарные знаки  становятся самостоятельными объектами  купли-продажи и передачи во временное  пользование, т.е. уже сами по себе способны приносить доход. При этом подобные сделки должны оформляться договорами, составленными и зарегистрированными  должным образом в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, товарный знак превращается в средство, способное не только информировать широчайшие круги  потребителей, но и вырабатывать у  них "автоматизм" в приобретении товаров определенных изготовителей 

 

 

 

 

1 Понятие товарного  знака

 

 

Словосочетание "товарный   знак"  известно  практически каждому. Однако далеко не всякий знает,  что оно обозначает.  Владеют  данным вопросом специалисты  -  патентные  поверенные,   патентоведы.  А что знают представители других профессий?  Думается, что не очень много, хотя   информация   о   товарных    знаках  может  быть  полезна   как производителям, так и простому потребителю.

Попробуем разобраться,  что представляет собой товарный знак  с юридической  и  экономической  точек   зрения и имеется ли какая-либо связь между   товарным  знаком,  конечной  целью   предпринимательской деятельности - получением прибыли и интересами потребителей.

Товарный  знак представляет собой обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

Важность товарного знака  на современном рынке сложно переоценить, ведь порой мы покупаем именно товарный знак, знакомый нам и гарантирующий  определенный уровень качества, в  котором можно быть уверенным.

В настоящее время Закон  Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» в редакции Закона от 27.10.2000 № 447-З (далее — Закон) определяет виды товарных знаков, регистрируемых в зависимости от формы выражения.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Хотя законодательные  акты в настоящее время не содержат каких-либо положений относительно регистрации в качестве товарных знаков иных от представленных выше обозначений, можно судить о положительной  тенденции в законодательстве относительно возможности введения в гражданский  оборот индивидуализирующих товары и услуги обозначений, регистрируемых в иной форме, отличной от графической. Так, например, позывные сигналы радиостанции представляется допустимым зарегистрировать в звуковом виде, а специфический  запах товара — как обонятельное обозначение. Также можно регистрировать определенные световые эффекты дискотеки как световое обозначение.

Отметим, что ранее Закон  предусматривал регистрацию не только поименованных форм выражения товарных знаков, но «и других обозначений», а  затем в Закон были включены слова  «В качестве товарных знаков регистрируются, в частности, обозначения…». Таким  образом, можно было сделать вывод, что перечень возможных видов товарных знаков не был исчерпывающим.

Попытка регистрации товарного  знака в звуковой форме в виде позывных сигналов радиостанции была осуществлена и в Республике Беларусь, но она не увенчалась успехом. В 2000 году была подана заявка на подобную регистрацию, а в 2002 году данная заявка не была принята  к рассмотрению. Национальный центр  интеллектуальной собственности счел невозможным существование в  Беларуси звуковых обозначений, а в 2004 году слова «в частности» были исключены  из приведенной выше нормы Закона. Так на законодательном уровне было закреплено положение, недопускающее регистрацию в нашей стране товарных знаков, выраженных в нетрадиционных формах.

Наиболее распространенными  нетрадиционными товарными знаками, регистрируемыми в зарубежных странах, являются звуковые, цветовые и обонятельные. Звуковые товарные знаки имеют применение на практике, как правило, в виде позывных радиостанций, радиопрограмм, мелодии какой-либо популярной и  устоявшейся телепередачи. Предлагается защищать от незаконного присвоения также известные голоса. Решения  судов в зарубежных странах по этому вопросу основываются на том, что голос, как и лицо, является отличительным и личным.

Для звуковой формы выражения  возникает вопрос: в каком виде должен быть представлен товарный знак? Так, в виде нотной записи может быть зафиксирован не любой звук, например, рычание зверя, шумовой эффект. Кроме  того, такое фиксирование лишает обозначения  различительной способности, поскольку  большинство потребителей воспринимает запись по-разному, в зависимости  от типа инструментов, на которых исполняется  мелодия.

По сравнению со звуковой формой охрана обонятельных знаков более проблематична. М. Соммерс отмечает, что регистрация запаха в качестве товарного знака может быть проведена лишь тогда, когда не требуется «тереть и нюхать» образец. При регистрации этой формы обозначения возникает ряд проблем. Например, возможность хранения образца, его публикация в Государственном реестре товарных знаков, правомерность отказа в регистрации неприятных запахов и т.д. Но главное — это возможность определения степени сходства, ведь применяемый в технике инфракрасный спектральный анализ не дает однозначного определения, а сравнение словесных описаний запахов имеет еще меньшее значение.

Полагаем, что, несмотря на все  изложенные проблемы, которые могут  возникнуть при регистрации нетрадиционных форм выражения товарного знака, спор, который ведется на страницах  юридических изданий, разрешится в  пользу возможности предоставления правовой охраны подобным нетрадиционным товарным знакам, например, в виде позывных сигналов радиостанций, специфического запаха товара, световых эффектов дискотеки  и т.д. Это будет иметь положительный  эффект для экономики Республики Беларусь. Ведь расширение перечня видов товарных знаков в нашей стране повлечет за собой увеличение товарооборота и будет способствовать привлечению иностранного капитала посредством увеличения количества иностранных владельцев обозначений.

 

 

2 Функции товарных  знаков

 

 

К функциям товарного знака относят:

Идентификационная – обеспечивает отличие товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя. При этом товарный знак позволяет определить источник происхождения товара. Данную функцию он может нести только, если обладает различительной особенностью. Подчеркиваем важный момент - далеко не каждое обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак.

Поскольку товарный знак служит ориентиром при выборе того или иного товара, то второй его функцией является информационная, которая обеспечивает донесение до потребителя товара сведений о качестве товара, позволяя потребителю делать осознанный выбор основанный на ожидаемых свойствах товара.

Еще одной немаловажной функцией товарного  знака является рекламная функция. Товарные знаки благодаря связи с товарами дают обществу информацию о товарах и услугах, помогая стимулировать и сохранять спрос на них, а предприятию и товару обеспечивают широкую известность.

Как уже было сказано основным отличием и преимуществом товарного знака  является гарантированное законодательством  наличие у владельца исключительных прав. Это означает возможность запрещения использовать идентичное или сходное обозначение в отношении однородных товаров или услуг. Таким образом, только регистрация всех используемых обозначений в качестве товарного знака позволяет использовать «раскрученный» бренд без опасения потерять вложенные в «раскрутку» деньги. При этом могут быть две причины такой потери:

- запрет использования при получении прав на этот знак другими лицами. 

- использование «раскрученного» Вами бренда на однородных товарах или услугах другими лицами

При этом чем раньше начинаются работы по регистрации, тем меньше материальных потерь. При выборе названия товара и фирмы, или слогана, или изобразительного обозначения, символа необходимо сразу  разобраться не зарегистрировано ли оно уже как товарный знак и  может ли оно быть зарегистрировано, т.е. соответствует ли оно закону.

В настоящее время в РБ наблюдается  тенденция развития так называемого  «пиратства». Эта практика известна во всем мире – «раскрученные» бренды регистрируются на имя компаний, которые  не занимаются выпуском соответствующей  продукции. Делается же это с целью  получения экономических выгод  от последующей продажи данного  бренда его же владельцу, т.е. компании, «раскручивавшей» этот бренд и вложившей  немалые деньги в его рекламу. Другой целью такой пиратской  регистрации может быть намерение  стать эксклюзивным диллером иностранной  фирмы – владельца знака. Однако, жертвой такой деятельности можно  стать только в том случае, если Ваш товарный знак не зарегистрирован  в установленном порядке и  вовремя.

Если вновь создающаяся компания или уже работающая компания намерена долго и серьёзно оставаться на рынке  и выпускать высококачественный товар, вкладывая большие средства в рекламную кампанию, то первое, что необходимо сделать – это  защитить свой товарный знак, слоганы  и прочие обозначения, использующиеся на товарах и в рекламе.

Определяя роль конкретного изготовителя на рынке, гарантируя качество продукции, товарный знак приобретает большую  экономическую ценность. Это приводит к тому, что подобные товарные знаки  становятся самостоятельными объектами  купли-продажи и передачи во временное  пользование, т.е. уже сами по себе способны приносить доход. При этом подобные сделки должны оформляться договорами, составленными и зарегистрированными должным образом в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, товарный знак превращается в средство, способное не только информировать широчайшие круги  потребителей, но и вырабатывать у  них "автоматизм" в приобретении товаров определенных изготовителей 

 

 

2 Виды товарных  знаков

 

В настоящее время Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» определяет виды товарных знаков, регистрируемых в зависимости  от формы выражения.

Классификация товарных знаков может  быть проведена по нескольким основаниям:

- по форме выражения различаются  словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые знаки.

- по числу субъектов права  на использование товарного   знака они делятся на индивидуальные  и коллективные.

- по степени известности среди  потребителей товарные знаки  подразделяются на обычные и  общеизвестные.

Информация о работе Понятие и функции товарного знака. Виды товарных знаков