Понятие и функции товарного знака. Виды товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:11, реферат

Краткое описание

В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются в виду товарные знаки и знаки обслуживания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………....... 2
1 Понятие товарного знака……………………………………………. 3
2 Функции товарного знака………………………………………........ 4
3 Виды товарных знаков…………………………………………......... 7
Заключение…………………………………………………………...... 15
Список использованной литературы………………………………………. …... 17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 40.86 Кб (Скачать)
fy">Хотя законодательные акты в  настоящее время не содержат каких-либо положений относительно регистрации  в качестве товарных знаков иных от представленных выше обозначений, можно  судить о положительной тенденции  в законодательстве относительно возможности  введения в гражданский оборот индивидуализирующих  товары и услуги обозначений, регистрируемых в иной форме, отличной от графической. Так, например, позывные сигналы радиостанции представляется допустимым зарегистрировать в звуковом виде, а специфический  запах товара — как обонятельное обозначение. Также можно регистрировать определенные световые эффекты дискотеки  как световое обозначение.

Отметим, что ранее Закон предусматривал регистрацию не только поименованных  форм выражения товарных знаков, но «и других обозначений», а затем  в Закон были включены слова «В качестве товарных знаков регистрируются, в частности, обозначения…». Таким  образом, можно было сделать вывод, что перечень возможных видов товарных знаков не был исчерпывающим.

Попытка регистрации товарного  знака в звуковой форме в виде позывных сигналов радиостанции была осуществлена и в Республике Беларусь, но она не увенчалась успехом. В 2000 году была подана заявка на подобную регистрацию, а в 2002 году данная заявка не была принята к рассмотрению. Национальный центр интеллектуальной собственности счел невозможным существование в Беларуси звуковых обозначений, а в 2004 году слова «в частности» были исключены из приведенной выше нормы Закона. Так на законодательном уровне было закреплено положение, недопускающее регистрацию в нашей стране товарных знаков, выраженных в нетрадиционных формах.

Наиболее распространенными нетрадиционными  товарными знаками, регистрируемыми  в зарубежных странах, являются звуковые, цветовые и обонятельные. Звуковые товарные знаки имеют применение на практике, как правило, в виде позывных радиостанций, радиопрограмм, мелодии какой-либо популярной и  устоявшейся телепередачи. Предлагается защищать от незаконного присвоения также известные голоса. Решения  судов в зарубежных странах по этому вопросу основываются на том, что голос, как и лицо, является отличительным и личным.

Для звуковой формы выражения возникает  вопрос: в каком виде должен быть представлен товарный знак? Так, в  виде нотной записи может быть зафиксирован не любой звук, например, рычание  зверя, шумовой эффект. Кроме того, такое фиксирование лишает обозначения  различительной способности, поскольку  большинство потребителей воспринимает запись по-разному, в зависимости  от типа инструментов, на которых исполняется  мелодия.

По сравнению со звуковой формой охрана обонятельных знаков более проблематична. М. Соммерс отмечает, что регистрация запаха в качестве товарного знака может быть проведена лишь тогда, когда не требуется «тереть и нюхать» образец. При регистрации этой формы обозначения возникает ряд проблем. Например, возможность хранения образца, его публикация в Государственном реестре товарных знаков, правомерность отказа в регистрации неприятных запахов и т.д. Но главное — это возможность определения степени сходства, ведь применяемый в технике инфракрасный спектральный анализ не дает однозначного определения, а сравнение словесных описаний запахов имеет еще меньшее значение.

Полагаем, что, несмотря на все изложенные проблемы, которые могут возникнуть при регистрации нетрадиционных форм выражения товарного знака, спор, который ведется на страницах  юридических изданий, разрешится в  пользу возможности предоставления правовой охраны подобным нетрадиционным товарным знакам, например, в виде позывных сигналов радиостанций, специфического запаха товара, световых эффектов дискотеки  и т.д. Это будет иметь положительный  эффект для экономики Республики Беларусь. Ведь расширение перечня видов товарных знаков в нашей стране повлечет за собой увеличение товарооборота и будет способствовать привлечению иностранного капитала посредством увеличения количества иностранных владельцев обозначений.

Словесные товарные знаки - это оригинальные  слова,  названия,  сочетания букв,  цифр.  Такие знаки   составляют   большинство   товарных   знаков, регистрируемых  в зарубежных  странах.   Эти   знаки   наиболее   успешно запоминаются, их легко распространять.

 В высокоразвитых странах  удельный вес словесных знаков  достигает 70%  от общего количества  зарегистрированных знаков. В   настоящее  время  во  всем  мире используется около  3-4  миллионов  словесных  товарных  знаков;  это примерно в 6 раз  больше, чем полный  объем  лексики   любого  естественного языка.

В развитии словесных товарных знаков можно выделить ряд  групп:

- имена великих людей  (например,  Наполеон,  Колумб,  Страдивари,  Моцарт,    Эдисон, Gillette, Форд и др.);

- мифические герои (Геркулес, Прометей, Аполлон, Сатир,  Нептун,  Садко  и  др.);

- герои художественных  произведений  (Кармен,  Гамлет,  Отелло,  Жизель  и др.);

- названия животных и  птиц (Лев, Медведь, Зебра, Кондор, Колибри, Сокол  и др.);

- названия драгоценных  камней (Агат, Алмаз, Аметист и  др.);

- географические  названия  (Мадейра,  Шампань,  Эверест,  Арарат,  Волга, Монблан и др.);

- астрономические  и   метеорологические  явления  (Комета,  Марс,  Юпитер, Радуга, Заря и др.);

- знаки, взятые как  производные  из  древних   языков  (например,  Санитас, Laktos, Sanorin).

В настоящее время в  связи с  тем,  что  указанные  выше  и  подобные  им наименования оказались  практически  исчерпанными,  все  чаще  встречаются товарные знаки,  представляющие  собой  искусственно  образованные  слова.

Искусственно  образованные  слова  широко  используются  для  обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов. Как правило, они одчеркивают  новизну  и  оригинальность  товара  и  обладают  большей  охраноспособностью. Нередко  словесные  товарные  знаки так  или иначе связываются с фирменным  наименованием  предприятия,  в  частности воспроизводятся его  существенные  элементы.  Иногда  в  качестве  словесных товарных знаков регистрируются словосочетания  и  доже  короткие  фразы. При регистрации словесных товарных знаков охраняется не только само  слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.

В словесных товарных знаках учитывается не только их звуковой  характер, но и смысловое содержание. Смысловой характер  иногда  выявляется  даже  в суде. Например, в ФРГ  рассматривался вопрос о  смысловом  сходстве  знаков TAIFUN (Тайфун) и ORKAN (Ураган). В суде нередки случаи рассмотрения  дел, связанных с межязыковой  семантической  близостью  товарных  знаков.  Так, например, несмотря на  отсутствие  полной  эквивалентности  при  переводе, совпадающими знаками  были  объявлены  «His  Master’s  Voice»  («Голос  его хозяина»- известный  товарный знак на грампластинках) и  «Die Stimme  seiner Herrin» («Голос  его  хозяйки»),  а  также  «fifty-fifty»  («пятьдесят  на пятьдесят») и «Halb und Halb» («Половина и половина»).

Изобразительные знаки в  отличие  от  словесных  непременно  должны  быть построены по принципу художественной композиции.

К изобразительным знакам относятся рисунки на самые разнообразные  темы. Это  могут  быть  изображения  людей,   животных,   растений,   предметов, орнаменты, различные геометрические фигуры.

Хотя эффективность  изобразительных  товарных  знаков  по  сравнению  со словесными оценивается ниже, в  России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых  отечественных  товарных  знаков.   Успех   изобразительных товарных знаков в  большой степени определяется их простотой, броскостью  и эффективностью  с  точки  зрения   рекламы,   возможностью   использования  изображения  на  всевозможных  материалах,  смысловой  нагрузкой  и   т.п. Напротив,  излишне  сложный  и  перегруженные  деталями   товарные   знаки показывают свою малую эффективность.

Чтобы изобразительный знак мог выполнить свою задачу, он должен быть как можно более простым  и эффективным, а также должен производить эстетическое впечатление. Как правило, эффектные  и  популярные  изобразительные  знаки являются шедеврами графики. Они часто  исходят из характеристики товара или предприятий.  Для  которых  они  разработаны.  Если  это  невозможно,   то желательно  найти  такую  символику,  которая  вызвала   бы   определенные представления и могла бы в дальнейшем стать характерным  символом  товара.

 Изобразительные товарные  знаки  менее  эффективны,  чем  словесные  знаки, поэтому   их  в  международной  практике  применяют   сравнительно   редко. Несмотря  на  относительно  редкое  применение  изобразительных  знаков, имеется целый  ряд  общеизвестных  эффективных  знаков.  Среди  них  можно выделить товарный знак японского концерна «Mitsubishi» (знак известен  под названием  «три  алмаза»),  знак  акционерного  общества   «Daimler-Benz», который применяется на  автомобилях  «Mercedes»,  а  также  знак  чешского предприятия  «Шкода».  Известны  также  фотопортрет  изобретателя   лезвий безопасных бритв Жилетта и знак чешской фирмы Koh-I-Nor.

    Объемные товарные  знаки представляют собой изображения  товарного знака в трех измерениях - его длине,  высоте  и ширине.  Предметом оригинального товарного знака может быть  либо  оригинальная  форма изделия,  например, форма мыла,  свечи,  пилюли  и т.д.,  либо   его   упаковка,   например, оригинальная форма бутылки для напитка или флакона для духов.

Следует отметить, что часто  упаковка при регистрации  развертывается  на плоскости;  в  этом  случае  она  представляет  комбинированный   товарный знак.

Объемный товарный знак не может просто повторять внешний  вид  известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным  внешним  видом.

Кроме  того,  форма  изделия  не  должна  определяться  исключительно  его функциональным назначением.  Она  должна  быть  оригинальной  и  способной выделять изделие конкретного  изготовителя  из  ряда  однородных  товаров. Наиболее  часто  встречающийся   вид   объемных   товарных   знаков -   это оригинальная  упаковка  товара.  Например,  Таллинскому производственному объединению «Liviko» было выдано свидетельство № 80759 со сроком  действия до 7 февраля 1996 г. на право пользования товарным знаком,  представляющим собой оригинальную бутылку для ликеров,  напоминающую  старинную  башню  (ликер  «Vana  Tallinn»).  В   идеале   объемный   товарный   знак   должен соответствовать характеру маркируемого товара, стилю  предприятия,  вкусам потребителей и ряду других факторов.

Возможно  сочетание  объемного  товарного   знака   со   словесным   или изобразительным.

Комбинированные словесные  знаки представляют собой  различные  сочетания словесных  и  изобразительных  элементов.  Это   может   быть   сочетание, комбинация  таких   элементов,   которые   сами   по   себе   могут   быть зарегистрированы как словесный  или как изобразительный знак.

Законодательство рекомендует  подбирать такой комбинированный  знак, чтобы каждый его элемент  мог быть зарегистрирован  в  качестве  самостоятельного знака. Однако комбинированный  знак  может  состоять  из  сочетания  таких элементов, которые сами по себе не могут быть зарегистрированы. Так, очень часто в рисунок включаются одна или две буквы (обычно это начальный  буквы наименования предприятия).

Обе части - как словесная. Так и изобразительная- могут иметь смысловое значение. Как правило, изобразительная часть иллюстрирует словесную часть знака.  Комбинированные знаки должны   отвечать   требованиям,   которые предъявляются как словесным, так и изобразительным знакам.  Желательно, чтобы словесная и изобразительная части были взаимосвязаны композиционно и сюжетно, образовывали единое целое.

Комбинированные товарные знаки  можно разбить на разные подгруппы:

  - знаки, где превалирует  словесная часть;

  - знаки, в которых  имеет место совмещение  словесного  и  изобразительного    знаков  с целью их совместного воздействия;

  - знаки, где превалирует  изобразительная часть.[30]

В  качестве  товарных  знаков  могут  быть  зарегистрированы   этикетки.

Этикетка может быть зарегистрирована целиком в  качестве  комбинированного товарного знака (если предприятие  желает закрепить за собой исключительное право на  изготовление  изделий  с  такой  этикеткой).  Например,  на  имя Московской  экспериментальной  кондитерской  фабрики   «Красный   Октябрь» зарегистрирована в качестве  комбинированного  товарного  знака  красочная этикетка, служащая оберткой для конфет «Мишка-Косолапый».

Помимо приведенных видов  товарных знаков  законодательство  допускает  к регистрации и другие обозначения товаров и услуг,  в частности звуковые, световые, обонятельные и иные  обозначения.  В настоящее время подобные знаки регистрируются в основном на имя иностранных пользователей, так как в отечественной практике они распространения еще не получили.

Наряду с подразделением  товарных  знаков  по  форме  их  выражения  они делятся  и по иным основаниям.  Так,  в  зависимости  от  числа  субъектов, имеющих  право  на  пользование   товарным   знаком,   следует   различать:

Информация о работе Понятие и функции товарного знака. Виды товарных знаков