Понятие и виды товарных знаков

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:10, реферат

Краткое описание

Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Чтобы быть признанным в качестве товарного знака обозначение должно отвечать ряду условий.

Файлы: 1 файл

товарный знак.docx

— 23.59 Кб (Скачать)

Понятие и  виды товарных знаков. 

 Действующее законодательство определяет товарный знак как обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц (ст.1 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара». Чтобы быть признанным в качестве товарного знака обозначение должно отвечать ряду условий. Прежде всего, товарным знаком признается легко запоминающееся условное обозначение, которое помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации. Не может считаться товарным знаком помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара.

 Необходимым  условием правовой охраны товарного  знака является его новизна.  С точки зрения действующего законодательства новыми будут считаться лишь такие условные обозначения, которые по своему содержанию не являются тождественными или сходными до степени смешения: а) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров. б) с товарными знаками других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров РФ, в частности так называемыми общеизвестными товарными знаками; в) с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам; г) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ. Кроме тех случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемым на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

 Новизна  товарного знака определяется  на дату приоритета. Дата приоритета  определяется по общему правилу  по дню поступления правильно  оформленной заявки на регистрацию  товарного знака в Патентное  ведомство РФ. Наряду с этим  приоритет товарного знака может  устанавливаться по дате подачи  первой заявки на товарный  знак в зарубежной стране-участнице  Парижской конвенции по охране  промышленной собственности (конвенционный  приоритет), если в

 Птентное ведомство заявка поступила в течении 6 месяцев с указанной даты.

 Приоритет  товарного знака, помещенного  на экспонатах официальных или  официально признанных международных  выставках, организованных на  территории одной из стран-участниц  Парижской конвенции по охране  промышленной собственности (выставочный  приоритет), может устанавливаться  по дате начала открытого показа  экспоната на выставке, если в  Патентное ведомство РФ заявка  на товарный знак поступила  в течении 6 месяцев с указанной даты. 

 Наконец,  приоритет товарного знака может  устанавливаться по дате международной  регистрации товарного знака  в соответствии с международными  договорами РФ.

 Тождественным  признается обозначение, которое  во всех своих элементах совпадает  с уже известным товарным знаком  и при этом относится к одному  и тому же классу товаров  независимо от различия в их  перечне. Обычно установление  тождественности обозначений не  вызывает больших затруднений.

  «Шнейдер  унд Корн» в регистрации в качестве товарного знака словесного обозначения «Chelios» для товаров по 14 классу. Причиной отказа послужило то, что заявленное обозначение было тождественно ранее зарегистрированному товарному знаку на имя швейцарской фирмы «Хелиос Дорложери» для товаров того же класса.

 Гораздо  сложнее решается вопрос о  сходных обозначениях. В действующем  законодательстве указывается в  общих чертах на недопустимый  уровень близости заявляемого  обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешения. Совпадение отдельных элементов не может служить причиной отказа в регистрации товарного знака. Поскольку товарный знак ориентирован прежде всего на потенциального покупателя товара, оценка сходства обозначений должна производиться не с профессиональных позиций, например . с позиций дизайнера, художника, графика и т.д., которые способны отметить мельчайшие различия, а с позиции простого потребителя.

 У  словесных знаков рекомендуется  обращать внимание на начало  и окончание слогов, число слогов; у изобразительных знаков - на  изобразительные мотивы; у комбинированных  обозначений - на восприятие изобразительных  и словесных элементов как  в овокупности, так и в отдельности.

 В  частности, буквы и слоги, прибавленные  к тождественным словесным товарным  знакам, не устраняют возможность  их смешения. Так, при экспертизе  словесного товарного знака «Cirisol», заявленного в СССР западногерманской фирмой для фармацевтических препаратов, было выявлено сходство этого знака с товарным знаком «Ceritol», зарегистрированного ранее на имя американской фирмы.

 Обозначение  может считаться товарным знаком  лишь тогда, когда оно в установленном  порядке зарегистрировано. Описание  порядка регистрации можно найти  в учебнике А.П.Сергеева «Право  интеллектуальной собственности  в

 Российской  Федерации». Но необходимо отметить, что Российское законодательство  не охраняет не зарегистрированные  в российском Патентном ведомстве  обозначения за исключением так называемых общеизвестных товарных знаков, которые охраняются в силу принятых Россией международных обязательств.

 Подведем  итог вышесказанному. Товарный знак - это обозначение, нужное для  того, чтобы потребитель мог различать  однородные товары разных производителей. По своему содержанию он не  должен быть тождественным или  сходным до степени смешения  с товарными знаками и иными  объектами интеллектуальной собственности  других фирм. Поэтому важным качеством  товарного знака является его  новизна. Она определяется на  дату приоритета, которая устанавливается  по общему правилу по дню  поступления правильно оформленной  заявки на регистрацию товарного  знака в Патентное ведомство  РФ.

 Кроме  того, существует конвенционный  и выставочный приоритеты.

3 Виды  товарных знаков.

 По  форме своего выражения товарные  знаки могут быть словесными, изобразительными, объемными, комбинированными  и другими.

  Словесные товарные  знаки чрезвычайно разнообразны. На более ранних этапах в качестве словесных товарных знаков чаще всего избирались имена известных людей, героев художественных произведений или мифологических персонажей (Наполеон, Гамлет, Прометей), Названия животных, птиц, растений, драгоценных камней (Лев, Сокол, Клен, Алмаз), наименования природных явлений, небесных тел, географических объектов (Рассвет, Комета, Эверест) и т.п. Широкое распространение получили также словесные товарные знаки, взятые как производные из древних языков (Laktos, Sanorin). В настоящее время в связи с тем, что указанные выше и подобные им наименования оказались практически исчерпанными, все чаще встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова (неологизмы). Они широко используются для обозначения новых веществ, препаратов, приборов и материалов, т.к. подчеркивают оригинальность и обладают большей охраноспособностью. Нередко словесные товарные знаки так или иначе связываются с фирменным наименованием предприятия, в частности производят все его существенные элементы. Иногда в качестве товарных знаков регистрируются словосочетания и даже короткие фразы. Так в 1994 году совместным российско-итальянским предприятием «Пронто-Москва» по 16 классу

 «Печатные издания, периодические газеты» зарегистрирован товарный знак «Из рук в руки», а АООТ Концерн « белый ветер» (г. Москва) - словосочетание

 «Маленькие  компьютеры для больших людей». При регистрации словесных товарных  знаков охраняется не только  сома слово или словосочетание, но и их шрифтовое решение.  Словесные товарные знаки являются  наиболее эффективными по общему  признанию специалистов. Их популярность  определяется тем, что они хорошо  запоминаются, удобны для рекламы  и легко различимы.

  Изобразительные  товарные знаки  - это обозначение в виде разнообразных значков, рисунков, орнаментов, символов, изображений животных и т.п. Хотя их эффективность оценивается ниже, чем у словесных товарных знаков, в

 России  на их долю приходится около  70% всех регистрируемых отечественных  товарных знаков. Успех изобразительных  товарных знаков в большей  степени определяется их простотой,  броскостью и эффективностью  с точки зрения рекламы, возможностью  использования на всевозможных  материалах, смысловой нагрузкой  и т.п.

  Объемные товарные знаки представляют собой изображения товарного знака в трех измерениях - его длине, высоте, ширине. Предметом объемного товарного знака может быть либо оригинальная форма изделия, например форма мыла, свечи, пилюли и т.д. либо его упаковка, например, оригинальная форма бутылки для я напитка или флакона для духов. Однако объемный товарный знак не может просто повторять внешний вид известного предмета, а должен характеризоваться новым и оригинальным внешним видом. Например.

Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Чаще всего такие знаки представляют собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, слов и цифр и т.д. Желательно, чтобы словесная и изобразительная части образовывали единое целое, связывались композиционно и сюжетно. Одним из самых распространенных видов комбинированных товарных знаков являются разнообразные этикетки, в которых, как правило, сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом решении.

 Помимо  приведенных видов товарных знаков, законодательство допускает к  регистрации и другие обозначения  товаров и услуг, в частности  звуковые, световые, обонятельные и  иные обозначения. В настоящее  время подобные иностранные знаки  регистрируются в основном на  имя иностранных пользователей,  так как в отечественной практике  они распространения не получили.

 Наряду  с подразделением товарных знаков  по форме их выражения они  делятся по иным основаниям. Так,  в зависимости от числа субъектов,  имеющих право на пользование  товарным знаком, следует различать  индивидуальные и коллективные  товарные знаки. Индивидуальный  товарный знак - это обозначение,  зарегистрированное на имя отдельного  юридического и физического лица. Коллективный товарный знак - это  товарный знак союза, хозяйственной  ассоциации или иного добровольного  объединения предприятий, предназначенный  для выпускаемого или реализуемого  ими вида товаров, обладающих  едиными качественными или иными  общими характеристиками.

 Правовой  режим коллективных товарных  знаков имеет ряд особенностей.

1. Такой  товарный знак может принадлежать  только объединению предприятий.  Коллективный товарный знак является  объектом исключительного права  объединения как такового, а не  права совместно принадлежащего объединенным в его составе предприятиям.

2. Субъектом  пользования коллективным товарным  знаком могут быть только такие  входящие в объединение предприятия  или организации, за которыми  по закону признается возможность  обладания индивидуальным товарным  знаком.

3. Предприятия-участники  объединения могут использовать  коллективный товарный знак в  качестве единственного средства  для обозначения товара либо  применять его наряду со своим  индивидуальным знаком.

4. Товары, которые будут обозначаться этим  знаком должны иметь единые  качественные или иные общие  характеристики.

При выборе и регистрации товарных знаков следует  помнить о существовании еще  одной близкой категории- промышленных образцов.  

В подавляющем  большинстве случаев промышленные образцы значительно отличаются от  товарных знаков. Во-первых,  словесные  товарные знаки никак не могут  быть признаны промышленными образцами. Во-вторых, товарный знак обычно неразрывно связан с товаром, который он обозначает. Товарный знак проставляется на товаре, ярлыке, упаковке. В отличие от этого  промышленный образец, как правило, неотделим от товара; как бы является формой существования промышленной продукции. В-третьих, промышленный образец  обладает собственной, внутренней ценностью, ценность промышленного образца  влияет на ценность самого промышленного  изделия, обычно повышая ее. 

Информация о работе Понятие и виды товарных знаков