Отчет по практике в аптеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:36, отчет по практике

Краткое описание

Основной целью прохождения производственной практики является закрепление и углубление знаний, полученных во время обучения в университете, приобретение практических навыков работы по специальности в условиях перехода предприятия к рыночным отношениям.
Задачи:
- изучение и анализ видов деятельности предприятия в условиях перехода к рыночной экономике;
-ознакомление с содержанием методик технико-экономического
планирования;
- приобретение практических навыков анализа экономических процессов, выбора и обоснования управленческих решений в конкретных производственных ситуациях;
- сбор, систематизации и анализ фактической информации для ее дальнейшего использования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Характеристика предприятия розничной торговли………………...4
1.1. Форма собственности……………………………………………………….4
1.2. Организационная структура………………………………………………..5
1.3. Основные технико-экономические показатели (товарооборот, издержки, прибыль, численность работающих, торговая площадь)…………………7
Раздел 2. Организация торгово-технологического процесса………………..14
2.1. Особенности планировки торгового зала и организации движения покупательских потоков…………………………………………………………….14
2.2. Организация количественной и качественной приемки товаров.……...15
2.3. Организация хранения товаров на складе магазина…………………….17
2.4. Организация размещения товаров в торговом зале……………………..20
2.6. Организация продажи……………………………………………………..21
Раздел 3. Организация коммерческой работы………………………………..25
3.1. Изучение конъюнктуры рынка и принципы выбора целевых сегментов.25
3.2. Организация формирования торгового ассортимента. Факторы и критерии, влияющие на формирование торгового ассортимента…………………30
Заключение……………………………………………………………………...36

Файлы: 1 файл

отчет по практике.doc

— 329.50 Кб (Скачать)

     Рынок подразумевает наличие конкуренции – экономической борьбы между предпринимателями за лучшие условия хозяйствования: за наиболее выгодные условия производства, закупки и реализации товара и получение максимального дохода. Конкуренция способствует через наибольшее удовлетворение запросов потребителей улучшению социально-экономического положения своего предприятия. Согласно  закону не допускается недобросовестная конкуренция, под которой понимается:

- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации;

- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара;

- некорректное сравнение предприятием  в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;

- самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего вида товара другого предприятия;

- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны без согласия ее владельца.

     Конкуренция имеет две формы  – ценовую и неценовую. Через  ценовую конкуренцию  влияют на  спрос посредством  изменений в цене т.е. установление розничной цены в пределах определенных размеров наценки, исходя из издержек аптеки и планируемого финансового результата, расширение возможных условий оплаты: по бесплатным и льготным рецептам, по безналичному и за наличный расчет, по товарообмену и т.д. Неценовая конкуренция минимизирует цену, как фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса и других маркетинговых факторов, тем самым снижая затраты покупателя на приобретение нужного товара.

     Аптека использует разные методы  конкурентной борьбы, которые представляют совокупность экономических, технологических, психологических и других приемов, позволяющих ей в условиях рынка получить преимущество перед аптеками-соперниками.  

     В Киренском районе МУПП «Киренская  районная аптека» является 

монополистом, так как производством лекарств больше никто не занимается. Конкуренцию ей составляют только частные аптеки, которые занимаются исключительно перепродажей готовых лекарственных средств.   В 1998году подобных конкурентов у аптеки не имелось. В 1999году образовалась одна частная аптека. Ее доля на рынке и доля МУПП «Киренская районная аптека» отображается следующей диаграммой: 

Предлагаю построить диаграмму исходя из показателя годовой выручки:

2009года.

МУПП  «КРА»          2730 тыс.руб

ЧП “Минтюк”              336тыс.руб.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Организация формирования  торгового ассортимента. Факторы и критерии, влияющие на формирование торгового ассортимента. 

       Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его более полного удовлетворения. Формирование ассортимента в розничных аптечных предприятиях - сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и базируется на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления его развития. Это определяет ассортиментную политику организации.

   Формирование  ассортимента и покупательский спрос  в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте. Процесс формирование ассортимента товаров в аптечных организациях складывается из трех этапов:

   - На I этапе: Устанавливается групповой ассортимент товаров в аптеке (тем самым определяется его ассортиментный профиль). Эта работа проводится на основе маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль аптеки в общей системе медицинского обслуживания населения города, района.

   - На II этапе: Производится расчет структуры группового ассортимента, то есть определяются количественные соотношения отдельных групп товаров. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения, и других факторов.

   - На III этапе: Определяется внутренний групповой (развернутый) ассортимент, то есть осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Это наиболее ответственный этап, так как происходит процесс преобразования производственного ассортимента в торговый.

        В рыночной экономике формирование ассортимента является прерогативой самих аптечных предприятий. По мнению экспертов, будущее за аптечными супермаркетами, в которых можно будет купить всё: медикаменты, предметы ухода за больными, изделия медицинского назначения, детское питание, минеральные воды, продукты лечебного питания, пищевые добавки, лечебную косметику, лекарственные травы, оптику и прочее.

       Показатель ассортимента — количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

   При формировании ассортимента осуществляется регулирование комплекса свойств и показателей ассортимента, что требует понимания их сути и знания номенклатуры свойств и показателей ассортимента.

   Сокращение  ассортимента – количественные и  качественные изменения набора товаров за счёт уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения могут быть падение спроса, недостаточность предложения, низкая прибыльностью отдельных товарных позиций.

   Расширение  ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счёт его наращивания или насыщения. Наращивания происходит за счёт производства или продажи новых видов товаров помимо существующей номенклатуры, а насыщение – вследствие добавления новых изделий в пределах существующей номенклатуры.

   Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор возможных его путей.

   Гармонизация  ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реальности ассортимента к оптимальному или к лучшим зарубежным и отечественным аналогом, наиболее полно соответствующие целям организации.

   Неотделимы  друг от друга понятия ассортиментной политики и товарной политики, включающей в себя инновационную политику (нововведения), саму ассортиментную политику, исключение из производственной деятельности выпуска товаров, потерявших потребительский спрос, совершенствование товаров, тары, упаковки и т.д.

   Формирование  товарной политики может идти:

   1) путем расширения товарной номенклатуры  за счет включения новых ассортиментных групп товаров;

   2) за счет достижения гармоничности  товаров различных ассортиментных групп;

   3) за счет углубления товарной номенклатуры, т.е. увеличения насыщенности уже существующих ассортиментных групп;

   4) путем оптимизации рационального  набора обязательного перечня  лекарственных средств.

   Ассортиментная  политика — цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации

   Цель  организации в области ассортимента — формирование реального и прогнозируемого  ассортимента, максимально приближающегося  к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли

   Для этого должны быть решены следующие  задачи:

   - установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;

   - определение основных показателей ассортимента и анализ его рациональности;

   - выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;

   - оценка материальных возможностей организации для выпуска, распределения и реализации отдельных товаров;

   - определение основных направлений формирования ассортимента. 

     Основными задачами ассортиментной политики являются:

   1) удовлетворение запросов потребителей;

   2) завоевание новых покупателей;

   3) оптимизация финансовых результатов  предприятия.

      Определение потребности в лекарственных средствах и предметах медицинского назначения непосредственно связано с их товарными характеристиками, с фактическим их потреблением и выявлением закономерностей изменения спроса на них.

   Определением  потребности решаются два основных вопроса: что именно должно быть предложено из огромного множества различных  товаров, услуг и в каких количествах, и  для кого необходимы эти товары, или насколько они будут востребованы. 

   Факторы, влияющие на формирование аптечного  ассортимента 

   Факторы можно подразделить на общие  - не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия и специфические - отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия.

   Факторы формирования торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация предприятия оптовой или розничной торговли, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса. Ассортимент предприятий оптовой торговли и аптек неизбежно формируется под воздействием промышленного ассортимента, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако, существует и обратная связь, когда потребительский спрос выступает в качестве стимула производства новых товаров.

   К общим факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в аптеках, относятся покупательский спрос и производство товаров.

   К специфическим факторам, оказывающим  влияние на построение ассортимента товаров в каждой конкретной аптеке относятся: размер аптеки, условия товароснабжения, специализация аптеки, наличие других розничных аптечных предприятий, численность и состав обслуживаемого населения, тип аптеки, материальные и технические ресурсы аптеки, количество поставщиков, характерные заболевания для района деятельности аптеки, возможности и условия поставки товара, ограничение торговых и складских помещений,      процентное соотношение групп покупателей, экономические факторы (оборачиваемость запасов, возможные размеры торговых надбавок, налогоёмкость и т.д.), взаимная дополняемость товаров, финансовая устойчивость и авторитет аптеки, методы обслуживания населения, степень обновления товарного ассортимента, уровень квалификации персонала, возможность сбыта и продвижения товара, территориальное расположение, информационный круговорот в системе «пациент–врач – аптека», устойчивость и гибкость ассортимента.

   Все вышеперечисленные параметры являются очень важной составляющей удачного фармацевтического бизнеса.

   Размер  аптеки. Работа над оптимизацией ассортимента в первую очередь зависит от формата аптечного предприятия и определяется тем, в какой нише (для мало-, средне- или высоко обеспеченных покупателей) оно работает. Доказано, что покупательские предпочтения даже в аптеках одной сети, но в разных районах города, могут заметно отличаться, поскольку очень многое зависит от контингента покупателей, которые живут здесь.

   Кроме того, на работу над ассортиментом  влияет торговая площадь  аптеки. Если она небольшая, то возможности в работе с ассортиментом ограничены, хотя при умелой организации и на небольших площадях можно разместить значительное количество товарных групп.

   Условия товароснабжения и ограничение  складских помещений. Широкий ассортимент - это признак профессионализма команды аптечного предприятия. Проблема заключается и в возможностях логистики аптеки, как часто и своевременно можно выставлять закончившийся товар в зале. Если есть подсобные помещения, то шансов работать с большим количеством товаров больше.

   Тип аптеки. Тщательно разработанная  ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, стратегическим направлением на которое должна ориентироваться компания, что в свою очередь позволяет сотрудникам работать с наибольшей отдачей. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. Многообразие типов розничных аптечных предприятий обусловлено:

Информация о работе Отчет по практике в аптеке