Основные понятия и направления системных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы. Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. Системные исследования объединяют не только различные дисциплины, но и, как правило, программное обеспечение, данные, вычислительные ресурсы и людей.

Оглавление

Введение
1. Основные понятия системных исследований
1.1. Понятие исследования
1.2. Характеристики, типология исследования
1.3. Стадии и этапы исследования систем управления
2. Основные направления системных исследований
2.1. Общая теория систем
2.2. Системный подход
2.3. Системный анализ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

1ин.docx

— 52.84 Кб (Скачать)

 

1.3. Стадии и  этапы исследования систем управления

 

Проведение любого исследования на основе научного аппарата системного анализа в общем плане включает совокупность следующих последовательно  выполняемых работ:

определение объекта исследования;

постановка целей, задач  и определение критериев их достижения;

определение "границ" внутренней и внешней среды и осуществление  структуризации исследуемой системы;

разработка экономико-математической модели (параметризация, установление зависимостей между параметрами, моделирование) системы;

исследование модели системы;

сбор, обработка, анализ информации и обобщение результатов;

проверка обоснованности результатов исследования;

окончательная формулировка результатов исследования.

В ряде литературных источников для общего случая исследований рекомендуется  проводить следующий состав работ:

постановка целей и  задач;

предварительный анализ имеющейся  информации, условий и методов  решения;

формулировка исходных гипотез;

планирование и организация  экспериментов;

проведение эксперимента;

анализ и обобщение  полученных результатов;

проверка исходных гипотез  на основе полученных фактов;

окончательная формулировка новых фактов и законов, обоснований, научных прогнозов и т.д.

Приведенные составы работ  исследований во многом идентичны. Однако их конкретный перечень большей части  зависит от цели и вида проводимого  исследования, характера, содержания и  специфики его исследуемого объекта.

Системы управления, для которых  исследования носят прикладной характер (такие исследования составляют подавляющее  большинство всех исследовательских  работ управляющих подсистем  организаций), предназначаются для  использования или функционируют, в основном, в условиях:

действующих организаций, где  требуется систему систематически совершенствовать или преобразовать;

формирования новой организации  из числа действующих при их укрупнении или разукрупнении;

строительства новой организации, когда необходимо создать совершенно новую систему.

Могут быть и иные условия (например, при реконструкции организации, изменении производственного профиля  и т.п.), но все они являются частным  случаем предыдущих условий.

В процессе исследования (с  учетом работ по проектированию и  реализации) систем управления можно  выделить следующие последовательные стадии работ: подготовительную, исследовательско-проектную, реализации (внедрения) и совершенствования, включающие ряд соответствующих этапов. Подготовительную стадию исследований в случаях, предусматривающих внедрение его результатов, то есть включающих в том числе выполнение работ по проектированию систем и реализации всех проектных решений, можно не без оснований называть предпроектной. Конкретный же состав этапов работ каждой из стадий исследования систем во многом зависит от тех условий, в которых они осуществляются.

Общее руководство всеми  работами, связанными с исследованиями и созданием систем управления, целесообразно  осуществлять менеджерам высшего звена. Более того будет более эффективнее, если этими работами будет руководить непосредственно первый руководитель (генеральный директор) организации. От них во многом зависит, насколько  и в каком соответствии будут  заложены в систему и будут  выполняться в реальности процедуры, разработанные в соответствии с  принципами системного управления.

Таким образом, для успешной работы организаций в современных  условиях необходимо периодически проводить  исследования с целью совершенствования  действующих систем управления.

Проведение исследований осуществляется в соответствии с  выбранной целью и в определенной последовательности.

Исследования являются составной  частью менеджмента организации  и направлены на совершенствование  основных характеристик процесса управления.

При проведении исследований систем управления объектом исследования является сама система управления, которая характеризуется определенными  признаками и подчиняется ряду требований.

2. Основные направления  системных исследований

 

2.1. Общая теория  систем

 

Понятие "система" чаще всего определяется как совокупность взаимосвязанных элементов, определяющих целостность образования благодаря  тому, что его свойства не сводятся к свойству составляющих его элементов. Главными чертами системы являются: наличие разнообразных элементов, среди которых обязательно есть системообразующий, связи и взаимодействия элементов, целостность их совокупности (внешняя и внутренняя среда), сочетание  и соответствие свойств элементов и их совокупности в целом.

По этим признакам системы  можно увидеть в окружающей действительности множества объектов, которые можно  назвать системой, однако в этом случае понятие "система" становится, уравнивающим все объекты и явления  в мире и поэтому превращается в пустое понятие.[4]

Система — обобщающее понятие, но в любом обобщающем понятии  есть определенные границы обобщения, которые позволяют нам выделять явления и отождествлять их. На этом и построено и изучение явлений, и ипользование понятий в практической деятельности.

В практическом использовании  понятия "система" есть некоторая  двойственность. С одной стороны, оно используется для обозначения  некоторого реально существующего  явления (технического устройства, биологического организма, предприятия, общества и  т. д.). С другой стороны, оно используется как метод изучения и представления  этого явления.

В первом случае понятие системы  используется как конкретно-предметное, предназначенное для обозначения  реально существующего явления, которое нас интересует, которое  мы хотим исследовать и которое  лишь условно, лишь в первом приближении  можно назвать системой.

Во втором случае понятие  системы используется как методологическое, как комплекс подходов, принципов  и методов выделения, оценки и  исследования этого явления.

Под системой управления понимают совокупность действий, необходимых  для согласования совместной деятельности людей. Эта совокупность должна обладать всеми вышеперечисленными свойствами системы. И в реальной действительности она ими обладает. Но в исследовании мы не всегда это видим и учитываем.

При управлении в сравнительно крупных масштабах все действия группируются по функциям, которые  для их успешного осуществления (профессионализм, накопление опыта, создание необходимых условий и пр.) организационно обособляются в звенья, связанные  потребностью иметь определенный результат  и достигать определенную цель. Исходя из этого, можно определить понятие  системы управления следующим образом: совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними.

Действительно, при малых  масштабах система управления характеризуется  комплексом действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый  объект. Именно факт воздействия характеризует  в этом случае связанность и целостность  этих действий, реальность управления. Они закрепляются как статическая  основа деятельности менеджера, в чем  и находит свое выражение формирование системы управления. Такое понимание  системы управления наиболее ярко выражается в малом предпринимательстве, в  управлении сравнительно малым предприятием, где есть только менеджер и небольшая  группа производственных работников. Так понимается система управления при выделении ее в рамках отдельного подразделения (система управления отделом, бригадой, лабораторией, подразделением и пр.)

Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, если существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами или специализированными подразделениями, система управления предстает в  виде совокупности различных звеньев, связанных между собой определенным образом. Звенья системы управления выделяются по специфике, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности  распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному  обеспечению, возможностям территориального размещения сотрудников.

Все эти факторы в их совокупности и сочетании влияют на формирование и выделение звеньев  системы управления, ее структуру, целостность  и другие признаки.

Звенья, составляющие систему  управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией  функций и полномочий управления. Они определяют и важнейшие связи  соподчиненности, координации, согласования, консультаций, информирования и пр.

Звенья системы управления могут быть линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными. Комбинация различных звеньев в  системе управления определяет разнообразие ее типов.

В зависимости от того, из каких звеньев строится система  управления и, как эти звенья располагаются  друг относительно друга, статусное  взаимодействие как строятся связи  между ними, можно выделить системы  управления аналогичного названия: линейного, функционального, линейно-функционального  и функционально-линейного типов.

Особой формой сочетания  функций и полномочий в деятельности звена системы управления, допускающей  двойную, но разделенную подчиненность  звена, являются матричные системы  управления. Они оказываются наиболее эффективными в условиях диверсификации производства или услуг. Их достоинством являются также гибкость и адаптивность, сочетание широкой и узкой специализации персонала, оперативное реагирование на проблемы, эффективное использование высококвалифицированных специалистов.

Система управления должна быть предметом специального проектирования, которое надо осуществлять на основе исследования ее характеристик, а также изменяющихся условий и потребностей управления.

Наиболее общими показателями системы управления являются: состав и структура функций управления, звенья и их распределение по ступеням иерархии, структура системы управления, величины звеньев, распределение полномочий (централизация управления), информационное обеспечение, квалификационные требования, использование технических средств, равномерность нагрузки. В этих своих характеристиках система управления и предстает в качестве объекта исследования.

Но системное представление  объекта исследования должно быть дополнено  системным подходом к самому исследованию. Иначе может оказаться, что в  процессе исследования мы превратим  объект из системы в конгломерат  элементов, свойств, аспектов и признаков.

 

2.2. Системный подход

 

Примерно со средины 1950-х  гг. системный подход проникает в  самые разные исследовательские  области, как естествознания, так  и обществознания. К этому периоду  уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественнонаучным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.[5]

Историю развития системных  идей в менеджменте можно разделить  на три этапа, различающихся с  точки зрения лежащих в их основе философско-методологических принципов:

1-й этап. Становление и  развитие жесткого системного  подхода (средина 1950-х-средина  1970-х годов);

2-й этап. Становление и  развитие мягкого системного  подхода (средина 1970 годов - настоящее  время);

3-й этап. Комплементаризм в менеджменте (вторая половина 1980-х гг. - настоящее время).

Имея более чем полувековую  историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в  качестве инструмента для решения  практических проблем, продемонстрировал  мощный философско-методологический и  мировоззренческий потенциал. Однако это развитие носило противоречивый, некумулятивистский характер, что делает историю становления и развития системных идей в управлении особенно ценной в качестве эмпирического материала для методологических исследований в области менеджмента.

Значение системного подхода  для рационализации управленческой деятельности и проектирования организаций  возрастает также в связи с  необходимостью учитывать в управленческой деятельности новых реалий, вызовов, с которыми приходится сталкиваться организациям в современных условиях. К таким реалиям относятся  следующие.

1). Увеличение динамизма изменчивости среды существования организаций. Современные условия рынка, насыщенного товарами и услугами высокого качества, ведут к усилению конкурентной борьбы, быстрому возникновению новых сегментов рынка товаров и услуг, сокращению жизненных циклов продуктов. Эти обстоятельства требуют от руководителей оперативного принятия решений относительно организационных изменений, возникающих как ответ на текущие и прогнозируемые вызовы внешней конкурентной среды существования организаций. Как показывает практика, лучшие результаты в организационных изменениях достигаются в тех случаях, когда изменения запланированы, когда «просчитаны» последствия изменений в одних частях или функциях организации для других. Такие прогнозы и расчеты наиболее результативны при рассмотрении организаций как системы, где понятно, каким образом связаны между собой элементы, и как изменения одних из них влияют на изменения других.

2). Интернационализация бизнеса,  размывание национальных, региональных  границ, все большее доминирование  на мировых рынках транснациональных  корпораций порождает множество  проблем, тесно связанных с  традициями, этническими, социально-психологическими, политическими особенностями населения  крупных регионов мира. Такие  проблемы носят комплексный, системный  характер, где трудно выявить  иерархию важности действующих  сил и факторов развития. Решение  этих проблем (или, по крайней  мере, смягчение их остроты) возможно  на пути использования системного  подхода.

Информация о работе Основные понятия и направления системных исследований