Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 20:25, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы. Рассмотрение управления как системы является одним из достижений современной науки. Это обуславливается, прежде всего, как необходимое требование учета многофакторных проявлений управления как деятельности, находящейся в сложной структуре отношений, сформированных как внутри самой системы управления, так и в отношениях с внешним миром, с внешними системами и надсистемами. Системные исследования объединяют не только различные дисциплины, но и, как правило, программное обеспечение, данные, вычислительные ресурсы и людей.
Введение
1. Основные понятия системных исследований
1.1. Понятие исследования
1.2. Характеристики, типология исследования
1.3. Стадии и этапы исследования систем управления
2. Основные направления системных исследований
2.1. Общая теория систем
2.2. Системный подход
2.3. Системный анализ
Заключение
Библиографический список
3). Для успешной и эффективной
работы организаций в XXI веке
необходимы постоянные и
4). Успешная работа организаций
в современных условиях
Системный подход в менеджменте
- быстро развивающаяся совокупность
теоретических представлений и
созданных на их основе методических
рекомендаций для решения организационных
проблем. Системный подход не только
быстро адаптируется к новым вызовам
теории и практики менеджмента, но и
служит эвристикой и методологией,
оценивающей теоретический и
практический потенциал новых подходов
в менеджменте. Разнообразие системных
методов анализа
Сформулируем аспекты актуальности проблемы становления и развития системного подхода в теории управления следующим образом.
Во-первых, актуальность проблемы определяется необходимостью совершенствования и развития теории менеджмента. Во-вторых, существует реальная проблема адаптации управленческих теорий к российской действительности с учетом специфики этой действительности. В-третьих, важная задача состоит в разработке методов и методик адаптации системных подходов к существующим учебным курсам подготовки специалистов-управленцев. В-четвертых, необходимо всемерно развивать усилия по укреплению в культуре в целом системной идеологии, понимания ценности системного анализа проблем и тенденций развития действительности. Разумеется, не все из перечисленных выше проблем детально проанализированы в диссертации. Это невозможно уже вследствие того, что системный подход изначально носит мультидисциплинарный характер, сфера его применения поистине безбрежна, поэтому в каждой дисциплине, где применяется системный подход, существуют частные методологические проблемы, которые требуют не меньших исследовательских усилий для своего осмысления и анализа, чем и десятилетия назад.
Системный подход в исследовании управления можно представить в совокупности принципов, которым необходимо следовать и которые отражают как содержание, так и особенность системного подхода.
А. Принцип целостности
Он заключается в выделении объекта исследования целостным образованием, т. е. отграничении его от других явлений, от среды. Это можно сделать только посредством определения и оценки отличительных свойств явления и сравнения этих свойств со свойствами его элементов. При этом объект исследования не обязательно должен носить название системы. Например, система управления, система работы с персоналом и т. д. Это может быть механизм, процесс, решение, цель, проблема, ситуация и пр. Напомним, что системный подход — это установка на изучение, это комплекс принципов и методов исследования.
Б. Принцип совместимости элементов целого
Целое только тогда может
существовать в качестве целого, когда
совместимы между собой составляющие
его элементы. Именно их совместимость
и определяет возможность и наличие
связей, их существование или
В. Принцип функционально-
Этот принцип заключается
в том, что при исследовании систем
управления необходимо анализировать
и определять функциональное строение
системы, т.е. видеть не только элементы
и их связи, но и функциональное содержание
каждого из элементов. В двух идентичных
системах с одинаковым набором элементов
и их одинаковым строением может
быть различным содержание функционирования
этих элементов и их связи по определенным
функциям. Это часто и оказывает
влияние на эффективность управления.
Например, в системе управления могут
быть неразвитыми функции
Особым фактором использования этого принципа является фактор развитости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.
Исследование функционального содержания системы управления обязательно должно включать и определение дисфункций, которые характеризуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям целого и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции — это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при исследовании.
Г. Принцип развития
Любая система управления,
которая является объектом исследования,
находится на определенном уровне и
этапе развития. Все ее характеристики
определяются особенностями уровня
и этапа развития. И это нельзя
не учитывать в проведении исследования.
Как это можно учесть? Очевидно,
посредством сравнительного анализа
прошлого ее состояния, настоящего и
возможного будущего. Конечно, здесь
возникают трудности
Д. Принцип лабилизации функций
Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целостности, при относительной стабильности внутренних, т. е. их состава и структуры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций системы управления. В реальной действительности нередко приходится наблюдать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрицательные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.
Е. Принцип полуфункциональности
В системе управления могут быть функции полифункционального назначения. Это функции, соединенные по определенному признаку, для получения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать принципом функциональной совместимости. Но совместимость функций определяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функцию. Часто функции, казалось бы, несовместимые по своему содержанию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специалиста. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя забывать о человеческом факторе управления.
Ж. Принцип итеративности
Любое исследование является процессом, предполагающим определенную последовательность операций, использования методов, оценки результатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характеризует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.
З. Принцип вероятностных оценок
В исследовании не всегда существует
возможность достаточно точно проследить
и оценить все причинно-
И. Принцип вариантности.
Этот принцип вытекает
из принципа вероятности. Сочетание
вероятностей дает различные варианты
отражения и понимания
Но эти принципы системности
только тогда могут быть полезны
и эффективны, могут отражать действительно
системный подход, когда они сами
будут учитываться и
Существует несколько разновидностей системного подхода: комплексный, структурный, целостный.
Комплексный подход предлагает
наличие совокупности компонентов
объекта или применяемых
Структурный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта. При таком подходе еще нет соотнесения подсистем (частей) и системы (целого).Декомпозиция систем на подсистемы производится не единым образом. Динамика структур, как правило, не рассматривается.
При целостном подходе изучаются отношения не только между частями объекта, но и между частями и целым. Декомпозиция целого на части единственна. Так, например, принято говорить, что "целое - это то, от чего ничего нельзя отнять и к чему ничего нельзя добавить". Целостный подход предлагает изучение состава (подсистем) и структур объекта не только в статике, но и в динамике, т. е. он предлагает изучение поведения и эволюции систем. целостный подход применим не ко всем системам (объектам). а только к таким, которым свойственна высокая степень функциональной независимости.
К числу важнейших задач системного подхода относятся:
1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем;
2) построение обобщенных
моделей системы, моделей
3) исследование структуры
теорий систем и различных
системных концепций и
2.3. Системный анализ
Наиболее распространенным
направлением системных исследований
считается системный анализ, под
которым понимают методологию решения
сложных задач и проблем, основанную
на концепциях, разработанных в рамках
теории систем. Системный анализ - это
научный метод исследования сложных,
многоуровневых, многокомпонентных
систем и процессов, опирающийся
на комплексный подход, учет взаимосвязей
и взаимодействий между элементами
системы, а также совокупность методов
выработки, принятия и обоснования
решений при проектировании, создании
и управлении социальными, экономическими,
человеко-машинными и
Термин "системный анализ" впервые появился в 1948 г. в работах корпорации RAND в связи с задачами внешнего управления, а в отечественной литературе широкое распространение получил после перевода книги С. Оптнера.[6]
Системный анализ – это есть не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Системный анализ используется в тех случаях, когда стремятся исследовать объект с разных сторон, комплексно. Системный анализ определяется и как "приложение системных концепций к функциям управления, связанным с планированием"[7], или даже со стратегическим планированием и целевой стадией планирования.
Процедуры и методы системного
анализа направлены именно на выдвижение
альтернативных вариантов решения
проблемы, выявление масштабов
Интенсивное расширение сферы
использования системного анализа
тесно связано с
Системный анализ деятельности предприятия либо организации проводится на ранних стадиях работ по созданию конкретной системы управления.
Конечной целью системного анализа является разработка и внедрение выбранной эталонной модели системы управления.
Информация о работе Основные понятия и направления системных исследований