Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ организации торгового обслуживания покупателей в современных условиях.
Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить роль торгового обслуживания покупателей как фактор конкурентоспособности торгового обслуживания;
проанализировать схему технологического процесса обслуживания (методом самообслуживания покупателей);
ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОБСЛУЖИВАНИЯ (МЕТОДОМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ) 11
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
Структура торгово-технологического
процесса, последовательность выполнения
различных операций зависят от степени
хозяйственной
Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации [3, c. 222].
В общем виде схема торгово-технологического
процесса в магазине самообслуживания
с отделом индивидуального
Таким образом, торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части:
Рис. 2. Примерная схема торгово-технологического процесса в магазине самообслуживания [3, c. 223]
На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям.
К ним относят:
Наиболее ответственную часть торгово-технологического процесса в магазине составляют операции непосредственного обслуживания покупателей. В зависимости от степени участия продавца в обслуживании и технологии выбора в практике деятельности предприятий розничной торговли используют две основные системы обслуживания: традиционную и прогрессивную.
Традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) – метод розничной продажи товаров, при котором продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товара, Традиционное обслуживание используется, если товар поступает не подготовленным к продаже, требует взвешивания, отмеривания и других операций, выполняемых продавцом. упаковывает и отпускает товар.
Пооперационная схема данного метода продажи может быть представлена следующим образом:
Встреча покупателя |
Выявление потребностей |
Предложение, демонстрация и сопутствующие консультации |
Услуги, связанные с реализацией: взвешивание, раскрой и др. |
Расчётные операции |
Упаковка и выдача купленных товаров. |
Рисунок 3. Схема традиционного обслуживания (2, с.416)
Рассмотрим более подробно
каждый элемент данного метода.
Процесс
торгового обслуживания начинается с
приглашения и встречи покупателя. Важную
роль в данном случае играют внутренние
и внешние средства рекламы, информации
и сервиса. Так, удачная вывеска, указатели
месторасположения магазина, эффектные
оконные витрины, наличие стоянки для
автомобиля являются «немым» приглашением
посетить магазин, так же чистая и ухоженная
территория.
Пришедший в магазин
Выявление намерения покупателей заключается в определении их отношения к моделям и другим признакам товаров. Эта операция должна выполняться торговым персоналом ненавязчиво, в вежливой форме. Выявление спроса должно осуществляться с особой тактичностью. При выявлении спроса не следует проводить тактику «навязывания покупок». Практика торгового обслуживания показывает, что навязывание, т. е. сверхактивное предложение товаров и услуг, приводит зачастую к противоположному эффекту: «отторжению» желания покупать и посещать данный магазин. Безусловно, как и в любом другом деле, здесь хороша «золотая середина».
Определив покупательские
На
выполнение технологических
Завершающей
операцией процесса продажи
Можно
сделать вывод о том, что
данный метод обслуживания
В
отличие от традиционного
Самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.
Технологический процесс
Встреча покупателя и его информирование |
Получение инвентарной корзины или тележки |
Самостоятельный выбор товаров и доставка их в узел расчета |
Расчет за товары и выдача чека |
Упаковка приобретенных товаров |
Возврат инвентарной корзины или тележки |
Рисунок 4. Схема прогрессивного метода обслуживания (2, с.417)
Опишем более подробно каждый элемент данного метода.
Встреча покупателя
и его информирование, осуществляется
с помощью организация внутримагазинной
рекламы и информации о размещении товаров
в торговом зале, оказываемых услугах,
правилах работы магазина и др.; в крупных
магазинах – организация бюро обслуживания
с оказанием в нем комплекса услуг; служба
информации (применение аппаратуры, снабженной
магнитофонной записью, справочно-информационных
данных для ответа покупателям, радио-
и телерекламы товаров, справок по телефону).
Обеспечение покупателей
индивидуальными корзинами, тележками,
лотками и другими средствами для отбора
товаров и доставки их к месту расчета,
осуществляется у выхода-входа в торговый
зал магазина.
Самостоятельный
выбор товаров используется с
применением оборудования, позволяющего
покупателям самостоятельно
Создание условий для самостоятельной
проверки покупателями (или при необходимости
с помощью продавцов) качества, правильности
массы и меры отобранных товаров (устройство
электророзеток, установка на доступном
месте контрольных весов, метров и других
измерительных приборов).
Организация
выкладки широкого
Расчёт за товары, получение
чека, а так же упаковка приобретенных
товаров, происходит аналогично традиционному
методу.
Возврат инвентарной
корзины или тележки,
Метод самообслуживания
применяется при продаже
Различают полное и частичное самообслуживание.
Полным считается самообслуживание, если все товары продают непосредственно продавцы. Частичным самообслуживание является в том случае, если некоторые товары продают непосредственно продавцы.
Методы |
Преимущества |
Недостатки |
Традиционный |
Обеспечивает сохранность товара; более квалифицированные консультации. |
Включает много операций; низкая пропускная способность; есть вероятность образования очереди; затраты на персонал. |
Прогрессивный (самообслуживания) |
Свободный доступ к товарам; увеличение пропускной способности; экономия времени покупателей; эффективное использование торговых площадей; рост объемов продаж |
Более высокие затраты на организацию технологического процесса продажи; система защиты от краж |
Таблица 1. Сравнительная характеристика традиционного (через прилавок) метода продажи и прогрессивного (самообслуживание).
Опыт продажи товаров
с помощью самообслуживания при
правильном решении ряда организационно-
Третья часть торгово-
Торгово-технологический процесс в магазине должен строиться на основе следующих основных принципов:
Основные принципы организации торгово-технологического процесса в магазинах позволяют:
Все эти принципы учитываются
при составлении торгово-
Технологический процесс обслуживания покупателей. Оказание услуг в магазине «Дисконт»
При продаже товаров посредством самообслуживания в магазине «Дисконт» товары открыто выложены на оборудование в торговом зале (Приложение 1).
Планировка торгового зала линейная. Покупатель входит в торговый зал самообслуживания магазина «Дисконт», оставив при необходимости на хранение вещи, принесённые с собой, получая взамен номерок от ячейки шкафа, куда помещают его вещи. Согласно основным правилам работы магазина «Дисконт» работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя он может оставить личные вещи. Магазин «Дисконт» обеспечивает их сохранность для чего установлено соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Также в магазине «Универсальная база» не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретённых в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки. Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролёры-кассиры вправе не обслуживать такого покупателя.
Контролёры-кассиры, ведущие
расчёт с покупателем, хорошо знают
ассортимент продаваемых