Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:48, дипломная работа
Цель работы - изучение организации и проведение маркетинговых исследований на предприятии (в туристской отрасли).
Задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
- изучить сущность, принципы и функции маркетинга;
- изучить методы, виды и типы маркетинговых исследований;
- изучить направления и этапы маркетинговых исследований;
- исследовать организацию и проведение маркетинговых исследований на туристском предприятии.
Введение……………………………………………………………………………...4
Глава 1. Сущность и содержание маркетинга………………………………......6
Определение, принципы и функции маркетинга………………….......6
Концепции маркетинга………………………………………………...10
Сущность и содержание маркетинга в туризме……………………...14
Глава 2. Организация и проведение маркетинговых исследований на предприятии (в туристской отрасли)..…………………………………..…….21
2.1. Сущность и задачи маркетинговых исследований…………………...21
2.2. Методы, виды и типы маркетинговых исследований………………..22
2.3. Направления и этапы маркетинговых исследований………………...27
Глава 3. Проведение маркетингового исследования на предприятии (в туристской отрасли)........................................…………………………………....37
3.1. Организационная структура туристической фирмы «АЭР-тур»….....37
3.2.Проведение маркетингового исследования туристической фирмы «АЭР-тур»…………………………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………….…42
Список используемой литературы………………………………………………...44
3. Сущность концепции
коммерческих усилий
Данная концепция используется также применительно к товарам пассивного спроса (страховки, энциклопедии, словари др.), т.е. к товарам которые покупатель в нормальных условиях обычно приобретать не собирается. Применяется данная концепция в сфере некоммерческой деятельности. Например, политическая партия навязывает избирателям кандидата как блестяще именно на эту выборную должность.
4.Согласно традиционной маркетинговой концепции, которая сформировалась в 50-е годы прошлого века, коммерческий успех может ожидать только то предприятие, которое уделяет достаточное внимание исследованию рынка и строит свою деятельность в соответствии с его особенностями. Основная цель в данном случае - узнать, что необходимо потребителям или определённой группе потребителей, чтобы затем предложить товар, способный удовлетворить эту потребность.
Как правило, данная концепция особенно эффективна в условиях насыщенного рынка. Таким образом, концепция маркетинга находит своё применение в условиях конкуренции продукции, когда перед предприятием возникает необходимость искать потребителя.
Эта концепция отличается от других концепций тем, что:
- предприятие начинает ориентироваться на конкретную группу потребителей;
- удовлетворение потребностей
требует о предприятия
- маркетинговая деятельность
предприятия постоянно
- предприятие предполагает,
что результаты его
Концепции коммерческих усилий маркетинга часто путают друг с другом. Концепция традиционного маркетинга во главу дела ставит целевых клиентов с их потребностями и нуждами. Предприятие производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счёт максимального удовлетворения его нужд. По концепции коммерческих усилий в центре внимания - существующий товар фирмы, на прибыльную реализацию которого направлены коммерческие меры стимулирования.
5. В настоящее время
всё более широкое
Стремление предприятия к удовлетворению запросов потребителей может привести к нежелательным последствиям с общественной точки зрения. Например, применение моющих средств приводит к загрязнению водной среды, использование фреона (баллончики с дезодорантами, лаком для волос и т.д.) влияет на изменение озонового слоя.
Всё это приводит к пересмотру концепции маркетинга и формированию концепции социально-этического маркетинга, которая утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворённости более эффективными и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновременным сохранением и укреплением благополучия потребителя и общества в целом. Эволюция маркетинга и возникновение концепции, нацеленной на сочетание учёта интересов производителей, потребителей и общества в целом, обуславливается постепенным повышением степени зрелости рыночного хозяйства, укреплением в них регулирующих начал и появления совокупного социально ориентированного рыночного хозяйства.
Для этой концепции характерны следующие черты:
- основная цель предприятия
должна состоять в
- предприятие должно
быть постоянно занято
- необходимо отказываться
от производства и продажи
товаров, наносящих вред
- потребители должны
поддерживать предприятия,
- потребители не должны покупать товары, которые изготавливаются по экологически не «чистым» технологиям.
Таким образом, концепция социально-этичного маркетинга отличается от концепции маркетинга тем, что её цель-обеспечение долговременного благополучия отдельного потребителя и общества в целом. Предприятие, организующее свою деятельность в соответствии с данной концепцией, должно учитывать и взаимоувязывать потребности покупателя, жизненно важные интересы потребителя, предприятия и общества [4].
Ни одна из концепций маркетинга не может дать полное объяснение того что происходит с любым предприятием или фирмой. Обычно приходиться учитывать множество факторов, а потому для деятельности предприятия не может существовать какого-то единого принципа. И совершенствование производства, приводящее к улучшению качества товаров и снижению их себестоимости, увеличение усилий по продвижению товара. Учёт интересов отдельных социальных групп и общества в целом - всё это средства, равные по своей значимости.
Они в разной степени применимы в различных условиях, однако от этого они не становятся неравноправными. И только хорошо подготовленный специалист в состоянии умело и уместно использовать эти средства [2].
1.3. Сущность и содержание маркетинга в туризме
Туризм по своим основным характеристикам не имеет, каких либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены в туризме.
В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценке специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров-25%),а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства.
В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. Туристский продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристкой индустрии. В широком смысле туристский продукт-это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку(тур). Основным туристским продуктом является пэкидж-тур (стандартный набор услуг). Они являются главным предметом деятельности большинства фирм. Следует отметить, что уровень спроса на пэкидж - туры существенно различаются по странам. Наибольшей популярностью они пользуются в Бельгии, Германии, Нидерландах, Великобритании и Дании, где их доля составляет до 38% всех путешествий. В Греции, Испании, Италии уровень спроса на пэкидж - туры - ниже и не превышает 30% [3].
Туристскому продукту присущи свои отличительные особенности:
Во-первых, это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.
Во-вторых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.
В-третьих, потребитель, как правило, не может увидеть турпродукт до его потребления, а само потребление в большинстве случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.
В-четвёртых, потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.
В-пятых, турпродукт зависти о таких переменных, как пространство и время, и для него характерны колебания спроса.
В-шестых, предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.
В-седьмых, туристский продукт создаётся усилиями многих предприятий, каждое их которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.
В-восьмых не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.
В-девятых, оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретённых услуг.
И, наконец, в–десятых, на качество туристских услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер(природные условия, погода, международные отношения и т.д.)
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризм. Как нет однозначного определения маркетинга в целом, так и отсутствует единое толкование маркетинга в туризме. Так, исходя из определения понятия «турист», данного Всемирной Туристской Организацией (ВТО), французские специалисты Р.Ланкар и Р.Оливье отмечают, что туристский маркетинг-это «серия основных методов и приёмов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены эти методы и приёмы, - выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение способов наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристскими организациями, позволяющих учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах. Такого рода потребности могут определяться либо мотивами отдыха (развлечение, отпуск, здоровье, обучение, религия и спорт), либо другими мотивами, которые нередко имеются у предпринимательских групп, семей, различных миссий и союзов».
Всемирная туристская Организация выделяет 3 главные функции маркетинга в туризме:
- установление контактов с клиентами;
- развитие;
- контроль.
Установление контактов с клиентами ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.1
Достаточно простое и в тоже время ёмкое определение даёт Д.К.Исмаев: «Маркетинг есть система торгово-производственной деятельности, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса и в целях получения максимальной прибыли».
Туристский продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижения такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристского маркетинга:
Маркетинг в туризме - это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.
Это довольно длинное определение содержит ряд идей, которые мы рассмотрим более подробно.
Первый момент, требующий внимание, заключается в том, что маркетинг-это не отдельное действие, а система деятельности. Следовательно, маркетинг-это не только реклама и продажа услуг или же просто разработка услуг. Это система, в которой должны быть объединены все функции и действия в соответствии с концепцией маркетинга.
Второй момент, который необходимо отметить в нашем определении,- это то, что маркетинг является непрерывным процессом, потому что рынок постоянно находится в движении, в динамике. Например, под влиянием различных факторов изменятся спрос потребителей, конкуренты также работают над внедрением на рынок новых услуг. Маркетинг, таким образом, предполагает взгляд в будущее, а не только сосредоточенность на настоящем.
Третий момент касается согласования.
Необходимо согласовать действия внутри
туристского предприятия с
Четвёртая идея, которая заложена в нашем определении, касается понимания, что в действительности представляет собой предлагаемая фирмой услуга. Такая постановка вопроса заставляет турфирму посмотреть на свои услуги с точки зрения потребителя. Другой вариант ответа на этот вопрос будет связан с рассмотрением ресурсов фирмы и с тем, что ещё можно с ним сделать (имеется в виду как материальные, так и человеческие ресурсы).
Пятый момент в нашем определении даёт понять о том, что делает маркетинг для удовлетворения запросов покупателей. Маркетинг должен быть деятельностью предвидения. Он включает прогнозирование или, по крайней мере, взгляда на то, что в большей мере может понадобиться потребителям. Он также даёт возможность оценить, можно ли заставить тех, кто не является клиентами фирмы, обратиться к услугам, предлагаемым ею.
Информация о работе Организация и проведение маркетинговых исследований