ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – собрать необходимые знания в области формирования и оценки конкурентоспособности фирмы, а также приобретение навыков исследовательской работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………...
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности фирмы…...
1. Понятие конкурентоспособности фирмы и её роль в маркетинговой деятельности................................................................
2. Факторы конкурентоспособности предприятия………...…….
3. Методы оценки конкурентоспособности...................................
4. Конкурентные стратегии……………………………………….

Файлы: 1 файл

К.Р. Ольги 2 курс.doc

— 946.00 Кб (Скачать)

     Эта методика позволяет рассчитывать показатель интегральной конкурентоспособности для предприятий, которые не присутствуют в данный момент на целевом рынке, но планируется их проникновение. 

1.4.Конкурентные  стратегии 

       По  вопросу формирования стратегий  организации много разработок. В  каждом источнике по маркетингу или менеджменту этот вопрос рассматривается. Некоторые из них рассмотрены ниже.

       В зависимости от количества сфер бизнеса  и уровня специализации деятельности организации П.В. Забелин и Н.К.  Моисеева предлагают следующую классификацию  стратегий конкуренции:

  1. Глобальные стратегии:
  • минимизация издержек;
  • фокусирования;
  • дифференциации;
  • инноваций;
  • быстрого реагирования.
  1. Корпоративные стратегии, внедряемые в нескольких сферах бизнеса:
  • связанной диверсификации;
  • несвязанной диверсификации;
  • откачки капитала и ликвидации;
  • изменения курса, реструктуризации, выживания;
  • международной диверсификации.
  1. Функциональные стратегии:
  • наступательные и оборонительные;
  • вертикальной интеграции;
  • для отраслевых лидеров;
  • для рядовых отраслевых организаций;
  • для слабых организаций;
  • конкуренции на различных стадиях жизненного цикла объектов.

       Стратегии классифицируют ещё и по степени  охвата товарного рынка и приспособления к нему на виолентную (силовую), патиентную (нишевую), коммутантную (приспособительную) и эксплерентную (пионерскую).

       М.И. Круглов приводит особенности этих стратегий (табл.1.1).

       Таблица 1.1

       Стратегии и факторы конкуренции на товарном рынке

    Факторы конкуренции Тип стратегии
    Виолентная (силовая) Патиентная (нишевая) Коммутантная (приспособительная) Эксплерентная (пионерская)
    1. Сущность стратегии
    • Доминирование на обширном
    • Доминирование в узком сегменте рынка
    • Удовлетворение
    • Привитие спроса на

Окончание таблицы 1.1

      рынке   нестандартного  спроса на локальном рынке принципиально новые товары
    1. Масштаб компании
    • Крупные
    • Крупные
    • Средние
    • Мелкие
    • Мелкие
    • Средние
    • Мелкие
    1. Фундаментальные особенности компании
    • Относительно малые издержки производства
    • Широкомасштабные НИР
    • Развитая сбытовая сеть
    • Крупные рекламные компании
    • Узкая специализация
    • Определенный круг потребителей
    • Нестандартная продукция
    • Локальй масштаб бизнеса
    • Простая продукция
    • Неспециализированное производство
    • Небольшой по объему спрос
    • Конкретный клиент
    • Поиск преобладающих решений
    • Повышенный риск
    • Внедрение радикальных нововведений
    1. Характеристика товара и спроса
    • Сравнительно дешевый товар
    • Среднее качество
    • Массовый спрос
    • Уникальный товар
    • Высокое качество
    • Ограниченный спрос
    • Высокая цена
    • Высокая гибкость производства
    • Небольшие объёмы производства
    • Локальный спрос
    • Непрерывное обновление товара
    • Расчет на привитие потребностей и рост спроса
    1. Факторы конкурентной борьбы
    • Высокая производительность
    • Приспособленность к особому рынку
    • Гибкость реакции
    • Многочисленность продавцов
    • Лидерство в нововведениях

       Источник:[34, с. 511]

       По  мнению Ф. Котлера, фирма в конкурентной борьбе может играть одну из четырех ролей:

  1. Лидер (доля на рынке порядка 40%). В зависимости от своих позиций лидер прибегает к различным действиям:
  • «оборона позиции» путем создания ценовых, лицензионных и других барьеров;
  • «фланговая оборона» путем выделения ключевых зон и укрепленных точек;
  • «упреждающая оборона» путем опережения конкурентов с использованием особых сигналов, нейтрализующих атаку, например, распространяет сведения о предстоящем снижении цен;
  • «контрнаступление», например, после наступления лидер делает паузу, а затем ударяет в слабое место конкурента, показав при этом свое превосходство;
  • «мобильная оборона» - лидер расширяет свое воздействие за счет разнообразия производства, выявления глубинных потребностей клиентов;
  • «сжимающая оборона» - лидер уходит с ослабленных сегментов при одновременном усилении наиболее перспективных.
  1. Претендент на лидерство (доля на рынке около 30%) использует следующие варианты атак:
  • «фронтальная атака» - ведется по многим направлениям (новым товарам и ценам, рекламе и сбыту), эта атака требует значительных ресурсов;
  • «окружение» - попытка атаковать всю или значительную рыночную территорию рынка;
  • «обход» - переход к производству принципиально новых товаров, освоению новых рынков;
  • «атака гориллы» - небольшие порывистые атаки не совсем корректными методами.
  1. Последователь или ведомый (доля 20%).
  1. Обитатели рыночных ниш (10%).

       Важнейшими  компонентами стратегии организаций  являются стратегии ресурсосбережения, повышения качества товаров, технического развития организации.

 

     Список  использованных источников

  1. Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.- 519с.
  2. Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент: Учеб. Пособие. – М.: МГТУГА, 1997.- 92 с.
  3. Бойкова В.В. Методические аспекты повышения конкурентоспособности продукции мукомольных предприятий: Дис…. к.э.н..- М., 1999.- 182с.
  4. Бондаренко Т.В. Стратегический менеджмент.- Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1997.- 99с.
  5. Ваксман А.А. Терминология разработки и поставки продукции на производство: Справочник. – М.: Изд-во стандартов, 1985.- 56с.
  6. Вдовенко З.В. Управление конкурентоспособностью химико-фармацевтических предприятий: Автореф. дис…. к.э.н.- Кемерово, 2000. – 25с.
  7. Власова А.Н. Организационно-экономический механизм обеспечения конкурентоспособности продукции в условиях рынка: (На материалах фарфорофаянсовой промышленности Украины): Дис…. к.э.н..- Киев, 1991.- 166с.
  8. Ворковецкий М.М. Количественное измерение качества продукции в текстильной промышленности.- М.: Легкая индустрия, 1976.- 102с.
  9. Воронов, А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия//Маркетинг, 2003, №4 С. 86-94.
  10. Герчикова И.Н. Маркетинг.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- С. 349-350
  11. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело.- М.: Внешторгиздат, 1990.-49с.
  12. Долинская М.Г., Соловьев И.А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции.- М.: Изд-во стандартов, 1991.-128 с.
  13. Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий//Маркетинг в России и за рубежом, 2001,№4 (24), С. 17-27.
  14. Иванов Ю.Б. Система факторов конкурентоспособности предприятия: (Препринт научного доклада).-Уфа: УНЦ РАН, 1995.- 32с.
  15. Йеннер Т. Интеграция маркетинга и стратегического менеджмента//Проблемы теории и практики управления, 1997, №7, С.106-112
  16. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства.- СПб.: СПбГИЭА, 1996.- 73с.
  17. Кларк Дж. Б. Проблемы монополий. – М., 1991.-28с.
  18. Кларк Дж. Б. Сущность экономической теории/Дж.Б.Кларк.-М., 1997.-390с.
  19. Конкурентоспособность российской промышленности.-М.: Агентство «Информарт», 1996. – 105с.
  20. Липсиц И.В. Экономика без тайн: Учебник.-М.:Дело, 1993.- 352с.
  21. Маккей Х., Карлофф Б. Как уцелеть среди акул. Деловая акула. – М.: Экономика, 1991.- 367 с.
  22. Марков В.К. Исследование конкурентоспособностью промышленного предприятия на примере машиностроительного и металлообрабатывающего предприятия: Дис….к.э.н.-Саратов, 2003.- 221с.
  23. Маршалл А. Принципы политической экономии: В 2 т.- М.: Прогресс, 1993.- 310с.
  24. Мельникова М.Н. Совершенствование оценки конкурентоспособности субъектов хозяйствования: Автореф. дис…к.э.н.- Хабаровск, 1996.- 17с.
  25. Мескон М.Х., Адьберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992.- 702с.
  26. Мошнов В.А. Методические основы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия: Дис…к.э.н.- Владимир, 2003.- 183с.
  27. Основы маркетинга: Методические указания к проведению практических занятий. Сост. Е.В. Борисюк.- Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2003. – 60с.
  28. Основы маркетинга: Методические указания по выполнению курсовых работ/ Сост. Е.В. Носкова. – Владивосток: Из-во ТГЭУ, 2005.-24с.
  29. Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория, маркетинг, финансовый менеджмент.- М., 1995.- 493с.
  30. Оценка конкурентоспособности: теоретические и практические аспекты: Учебное пособие/Коллектив авторов; ТГЭУ.-Вл-ок: Изд-во ТГЭУ, 2007.-144с.
  31. Портер М. Международная конкуренция.- М.: Междунар. Отношения, 1993.- 896 с.
  32. Портфель конкуренции и управления делами/ Под ред. Ю.Б. Рубина.- М.: Соминтек, 1996.- 734с.
  33. Радин А. А. Методы обеспечения и оценка конкурентоспособности промышленных предприятий на российском рынке: Дис….к.э.н.-СПб., 2002.-152с.
  34. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг: учебник для вузов/Р.А. Фатхутдинов.- М.:ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 2000.-640с.
  35. Хэдрих Г., Иеннер Т. Стратегические факторы успеха на рынке потребительских товаров// Проблемы теории и практики управления. 1997, №1, С.110-115
  36. Цветков С.В. Повышение конкурентоспособности как стратегия развития предприятия в условиях рынка (на примере предприятия промышленности строительных материалов): Автореф. дис….к.э.н.- Белгород, 1998.- 20с.
  37. Экономическая стратегия повышения конкурентоспособности развитых капиталистических стран.– М.: ИНИОН, 1988.-145с.
  38. Яшин Н.С. Исследование конкурентоспособности промышленного предприятия: Методология и опыт: Дис....д.э.н.-Саратов, 1997.-273 с.
  39. Амзин, А. Кроссовки за 3,8 миллиардов долларов / А. Амзин [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.lenta.ru/articles/2005/08/03/reebok/
  40. Информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.curs.ru/products/conjoint/shtml
  41. Информационный портал Дальнего Востока [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.farpost.ru
  42. Калп, Э. Adidas-Reebok хочет сбросить Nike с пьедестала / Э. Калп [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://www.media-online.ru/index.php3?id=13665
  43. Лаврентьева, Е. Боевые будни Nike / Е. Лаврентьева [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.soob.ru/n/2001/4/c/16
  44. Радаев, А. Маркетинговое управление – информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://www.iteam.ru/publications/it/section_91/article_3210/
  45. Сайт компании Рокос – обучение и работа за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.rokostravel.ru
  46. Сайт компании IEC – W&T – работа за рубежом для студентов [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.iec.ru
  47. Сайт компании STAR Travel – авиабилеты, обучение и работа за рубежом [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - www.startravel.ru
  48. Сайт nike-online – полный выбор товаров [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://www.nike-online.ru
  49. Силонов, А. Nike меняет маркетинговую стратегию / А. Силонов [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://www.outdoor.ru/print/index.php?id=4177&sku=qd3617888ef
  50. Сновости – информационный портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://pr.cnews.ru/prbody.shtml?cid=11571&pr=2006/05/30/42161
  51. Ярош, Ю. Nike делится вывеской с российскими дилерами [Электронный ресурс] / Ю. Ярош, Е. Виноградова. – Режим доступа: URL: - http://old.btl.su/news.php?news=view:540
  52. Nike: современные компьютерные технологии на службе [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: - http://www.sport-tovari.ru/texts/int/5/

Информация о работе ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ