ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – собрать необходимые знания в области формирования и оценки конкурентоспособности фирмы, а также приобретение навыков исследовательской работы.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………...
1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности фирмы…...
1. Понятие конкурентоспособности фирмы и её роль в маркетинговой деятельности................................................................
2. Факторы конкурентоспособности предприятия………...…….
3. Методы оценки конкурентоспособности...................................
4. Конкурентные стратегии……………………………………….

Файлы: 1 файл

К.Р. Ольги 2 курс.doc

— 946.00 Кб (Скачать)
  • коммерческие условия (кредиты, скидки, бартер);

 

       

Рис. 1.1. Факторы, влияющие на конкурентный потенциал предприятия [30]

 

  • организация сбытовой сети (размещение, доступность, выставки, ярмарки, реклама);
  • организация техобслуживания (объем услуг, сроки, стоимость);
  • представление потребителей о фирме (репутация, товарный знак);
  • воздействие тенденций развития конъюнктуры на положение фирмы на рынке.

      Такая классификация факторов конкурентоспособности  предприятия является неполной, т.к. совершенно не затрагивает факторы производства, и она скорее подходит к торговым предприятиям, а не к производственным [30].

      Известный исследователь в области конкурентоспособности  М. Портер, наоборот, напрямую связывает  факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства [31]. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Факторы конкурентоспособности предприятия (по М. Портеру) [31]

      Все факторы М. Портер предлагает делить на несколько типов. Во-первых, на основные и развитые.

      К основным относит: природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированную и  полуквалифицированную рабочую  силу, дебетный капитал.

      К развитым: современную инфраструктуру обмена информацией, высококвалифицированные  кадры, исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

      Преимущество, создаваемое основными факторами, нестойкое и особое значение имеет в основном для добывающих и связанных с сельским и лесным хозяйством отраслей.

      Более значительное влияние на повышение  конкурентоспособности предприятия  оказывают развитые факторы. Для  создания развитых факторов необходимы высококвалифицированные кадры и высокие технологии.

      Высокая конкурентоспособность многих предприятий  на мировом рынке напрямую связана  с мощной научной базой и высококвалифицированными специалистами.

      Называть  «основными» факторы, дающие преимущества на ранних стадиях, и причем – быстро утрачиваемые преимущества нелогично [30]. В работах исследователей ИМЭМО РАН используется та же градация, но с более удачной формулировкой: базовые (ресурсные) факторы и технологические [30].

      Другим  принципом деления факторов конкурентоспособности является степень специализации. Все факторы делятся на общие и специализированные.

      Общие факторы, как правило, есть в значительном количестве стран, поэтому они дают конкурентные преимущества ограниченного  характера.

      Специализированные факторы, напротив, образуют долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности.

      Таким образом, конкурентное преимущество, достигнутое  на базе основных и общих факторов, это преимущество низшего порядка, имеющее непродолжительный и  неустойчивый характер. А конкурентоспособность, достигнутая при использовании развитых и специализированных факторов, имеет продолжительный характер. Как правило, специализированные и развитые факторы формируют непосредственно сами предприятия, т.к. лучше других владеют ситуацией и больше других знают, что им необходимо в данный момент для обеспечения конкурентного преимущества.

      Успешная  деятельность любого предприятия на рынке зависит как от его внутренних возможностей, так и от умения взаимодействовать  с окружающей средой [30].

      Классическая  структура системы факторов окружающей среды, разработанная М. Портером, носит название «национальный ромб» [31]. В соответствии с этой структурой на уровень конкурентоспособности предприятия оказывают влияние 6 взаимосвязанных групп факторов («детерминант»). Четыре из них имеют отраслевой характер и определяют особенности конкуренции в отрасли, а группы «случай» и «правительство» выступают в качестве внешних по отношению к отраслям обстоятельств и оказывают влияние на общую экономическую ситуацию (рис.1.3)

Рис. 1.3. Детерминанты конкурентоспособного преимущества предприятия (по М. Портеру) [30]

     Внешние факторы конкурентоспособности  предприятия не поддаются влиянию  с его стороны, но требуют обязательного  учета в конкурентной стратегии предприятия. Особое внимание надо уделять отраслевым факторам (уровню конкуренции в отрасли, внутриотраслевым структурам; особенностям конкурентной стратегии соперничающих предприятий), т.к. именно они влияют на условия конкуренции, приоритетность факторов конкурентоспособности продукции.

     Классификация факторов конкурентоспособности на внутренние и внешние приложена  к работе отечественного экономиста Н.С. Яшина [37]. Такая классификация является наиболее полной и оптимальной, хотя имеет много общих моментов с предыдущими [30].

     К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия, исследователь относит потенциал  маркетинговых служб, финансово-экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; Уровень  материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пуско-наладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживании в постпроизводственный период; сервисного, гарантийного обслуживания. Т.е. к внутренним факторам исследователь относит потенциальные возможности самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности [38].

     Под внешними факторами Н.С. Яшин понимает, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; участие в международном разделении труда, разработке и финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизация экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем её создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований и стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). Т.е. все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке [38].

     Во-вторых, внешними факторами конкурентоспособности у Яшина выступают основные характеристики самого рынка продукции данного предприятия; его тип и ёмкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов предприятия.

     К третьей группе внешних факторов исследователь относит деятельность общественных и государственных  институтов.

     К четвертой группе – деятельность политических партий, движений, блоков и т.п., формирующих социально-политическую обстановку в стране [38]. Все эти факторы могут, как повышать, так и снижать конкурентоспособность предприятия. Но одного наличия факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Достижение конкурентных преимуществ зависит от того, насколько факторы конкурентоспособности используются и где применяются.

     Факторы конкурентоспособности являются важной составляющей при оценке предприятия  с помощью различных методов. Анализу методов конкурентоспособности  и посвящен следующий раздел. 

    1. Методы  оценки конкурентоспособности  фирмы
 

     В экономической литературе различают  множество методов оценки конкурентоспособности  предприятия [1, 2, 4, 10, 11, 21, 23, 24, 25]. Все их можно свести к 6 подходам (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [30]

     Каждый  из названных подходов имеет свои достоинства и недостатки, применим в определенных границах в зависимости от объекта исследования. Причем некоторые подходы имеют условные границы и в определенных пределах повторяют другие подходы [30].

     Классический  подход объяснения конкурентоспособности  представляет собой идея сравнительных  преимуществ. Адаму Смиту принадлежит  формулировка абсолютного преимущества, согласно которой страна экспортирует товар, если издержки, ниже, чем в других странах. Давид Рекардо усовершенствовал эту формулировку в виде концепции сравнительного преимущества, согласно которой рыночные силы сами направят ресурсы страны туда, где они могут быть применены наиболее продуктивно. Идеи, на которых строить теория сравнительных преимуществ на основе факторов, были актуальными в 18 и 19 вв., когда производство было трудоёмким и менее наукоемким, а торговля во многом отражала разницу между производителями в природных ресурсах, капитале и в условиях экономического роста. В настоящее время считается, что эта теория может быть использована для объяснения общих тенденций в структуре торговли. Недостатком этой теории является то, что она не учитывает масштабы экономики разных стран и дифференциацию товаров по рынкам сбыта, а так же предполагает, что технология производства везде одинакова и сочетание наличных факторов в стране жестко фиксируется. Кроме того, теория отрицает перемещение таких факторов, как квалифицированная рабочая сила и капитал из страны в страну [30].

     Использование теории сравнительного преимущества на практике имеет вид материальных моделей, на основе которых строятся предположения о структуре торговли и влиянии на неё изменений  в параметрах. Эти модели основываются на предположениях, которые весьма далеки от реальной конкуренции: из всех факторов производства часто рассматриваются только труд и капитал, произведенные во всех странах товары считаются идентичными, а процесс производства и продуктивность – постоянными [30].

     Во  многих отраслях теория сравнительных преимуществ уже не дает достаточного объяснения структуры торговли, особенно это касается высокотехнологичных наукоемких отраслей.

     В настоящее время подход к оценке конкурентоспособности предприятия с позиции сравнительных преимуществ предлагает определение перечня факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, затем определение показателей, по которым устанавливаются влияние каждого фактора. Сложность состоит в определении показателей. Очевидно, что состав показателей будет варьировать в зависимости от отраслевых особенностей предприятий. Увеличение числа исследуемых показателей повышает достоверность получаемого результата, с другой стороны, растет и статистическая ошибка. Оценка конкурентоспособности предприятий чаще всего проводиться путем сравнительного анализа предприятий-конкурентов по установленным показателям [30].

     М. Портер определяет позицию фирмы  по её конкурентным преимуществам, которые  делятся на два основных вида:

    • более низкие цены;
    • дифференциация товаров.

     Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой цене, что и конкуренты, фирма получает большую прибыль.

     Дифференциация  – это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках дает большую прибыль [34].

     Ж.-Ж. Ламбен разделяет конкурентные преимущества на две группы: внешние и внутренние.

     К внешним относятся преимущества, основанные на отличительных качествах  товара, которые образуют ценность для покупателя вследствие либо сокращения издержек, либо повышения эффективности.

Информация о работе ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ