Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 13:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение моделей массовой коммуникации, их разновидностей.
Задачи курсовой работы заключаются в том, чтобы:
изучить понятие моделей массовой коммуникации;
рассмотреть классификацию моделей массовой коммуникации;
рассмотреть модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды.
Каждая из описанных моделей
затрагивает лишь некоторые аспекты
взаимоотношений коммуникатора
и аудитории, и полное представление
о социально-психологическом
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ КОММУНИКАЦИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ, РЕКЛАМЫ И ПРОПАГАНДЫ
Различные рассматриваемые модели
коммуникации возникают исходя из разных
задач, которые стоят перед
Если сгруппировать факторы, которые
формируют процесс
Сообщение также можно представить как сосредоточие ряда факторов, например, содержание (факт) и конкретная техника воздействия. Задать информацию, что X богат, можно прямо и косвенно, используя разные варианты воздействия. Можно также построить "спасение" ситуации, если богатство является для аудитории негативным фактором, идя по модели "X богат, но...". Главным фактором для поиска аргументов при этом является модель мира аудитории, что в ее представлениях о мире является позитивом, а что – негативом.
Данный набор знаний позволяет коммуникатору прийти к нужным ему целям. В.Л. Музыкант дает следующее определение информационного оружия: "Информационное оружие представляет собой средства, позволяющие целенаправленно активизировать в информационной системе определенные процессы, т.е. те процессы, в которых заинтересован субъект, применяющий оружие" [6].
Фактор аудитории, знание ее модели мира все еще недооценивается. Точнее, мы не обладаем адекватным инструментарием для ее анализа. Аудитория всегда была важна в таких прикладных коммуникациях, как информационные или психологические операции. Это можно увидеть как по прошлым работам американских аналитиков, так и по современным. Крег Джоунз называет следующий минимальный набор знаний о целевой аудитории [7]:
• политические предпочтения;
• биографическая информация;
• процессы принятия решений;
•демографическая информация: возраст, пол, раса, религия, экономические доходы, культурные предпочтения;
• представления аудитории о благоприятных возможностях и возможном развитии событий;
• возможности аудитории в
• оценки действий аудитории по разным сценариям.
Для коммуникатора не менее важными, чем модель мира аудитории, являются возможности канала коммуникации. Условно говоря, мыльная опера как канал требует одного набора характеристик, газета – другого. При этом те или иные национальные или региональные характеристики могут требовать опоры на те или иные каналы. Незнание этих особенностей может приводить к ошибкам и к неэффективной коммуникации. К примеру, в случае военного конфликта в Боснии и Герцеговине страны НАТО направили усилия на развитие печатных СМИ, в то время как население предпочитало телевидение.
Коммуникация как
Успешный коммуникатор ведет свою
коммуникацию по заранее проверенному
пути. Это вариант актера, который
уже заранее знает, в каком
месте его аудитория засмеется,
а в каком заплачет, поскольку
у него есть опыт множества проведенных
спектаклей. Это также знание метакоммуникативного
плана профессионального
Обладая подобным метакомуникативным знанием, находясь одновременно в ситуации коммуникации и метакоммуникации, коммуникатор может настолько точно управлять процессом передачи информации, что уровень достижения нужного результата резко повышается.
Прикладное использование
Прикладной коммуникатор работает в сфере перекодировки вербальных в невербальные сообщения, поскольку его задачей является стимуляция нового поведения. Это в достаточной степени сложная задача облегчается тем, что коммуникатор должен не столько вводить новое поведение, сколько активировать типы поведения, уже присущие получателю информации.
Глобальные структуры, на которые он будет опираться, должны включать такие компоненты, как смерть, жизнь, страх и т.д. Подобные программы уже заложены в каждом из нас, поэтому вопрос состоит в том, чтобы более точно определить их. Реклама, к примеру, очень часто строится на решении подобных социальных проблем, поскольку прохладительные напитки или жевательная резинка могут подаваться как возможность познакомиться, понравиться, оказаться в привлекательном молодежном коллективе. Т.е. чисто физический параметр (например, гигиена рта) перекодируется в социальный. Аналогично листовки для солдат противника эксплуатируют чувство страха, предлагая возможности избежать его.
Коммуникатор отвечает даже на невысказанные сомнения получателя информации. Например, в период войны с Японией американским специалистам по психологическим операциям было сложно склонять японских солдат к плену из-за имеющегося у них стереотипа, что смерть почетнее плена. И одним из аргументов по работе против данного стереотипа стала демонстрация последующей успешной жизни японских солдат и офицеров, ставших военнопленными еще в период русско-японской войны. Или такой пример: поскольку солдаты боялись оказаться в одиночестве, выпускаемые для противника газетные листки демонстрировали фотографии военнопленных только в коллективе.
По сути и смена лозунга пропаганды среди немецких солдат со "Сдаваясь в плен, ты спасешь себя" на "Сдаваясь в плен, ты спасаешь свою семью" (для последующей жизни) также демонстрирует эффективность того типа сообщения, который соответствует ожиданиям получателя информации. Если первый лозунг не работал, т.к. дезертировали только маргиналы, то второй – привел к массовому дезертирству. И в том, и в другом случае была попытка вводить поведение, нужное для коммуникатора. Но только во втором случае оно стало в достаточной степени обоснованным также и для получателя информации. Поэтому и реклама жевательной резинки или тампонов решает не чисто физиологические задачи, а в первую очередь задачи социального толка.
Реально коммуникатор передает не сообщение, он передает "ключ" к новой программе действия, поэтому более удачным вариантом становится опора на уже записанные в сознании сходные или близкие программы. Т.е. это опора на уже известное, имеющее положительное окраску для получателя информации. Эта модель действует на любом уровне. Например, в свою избирательную президентскую гонку 2000 г. Дж. Буш-младший вовлек "крепкого орешка" Брюса Уиллиса, актрису Бо Дерек, певца блюза кубинского происхождения Джона Секеду, что было важно для завоевания голосов кубинской диаспоры. То есть "сообщение" (Буш) "упаковывается" в положительный контекст.
В принципе следует признать, что
если стандартные подходы (можно
сказать, что их изучению посвящены
лингвистика или
Таким образом, ключевыми для коммуникатора становятся следующие элементы процесса коммуникации: целевая аудитория, канал, метакоммуникативные знания, контекст. Успех коммуникации зависит от профессионального умения оперировать на этих уровнях коммуникации.
И последняя характеристика. Коммуникация
порождает объекты новой
Человечество в своей истории все время занято созданием новых типов порождения коммуникативных объектов. При этом они проходят один и тот же путь: сначала ими пользуется узкая группа лиц, затем этот механизм получает широкое распространение. Например, письмо. Ж.-П. Вернан пишет: "Наиболее древние известные нам записи с помощью греческого алфавита свидетельствуют о том, что начиная с VIII в. до н.э. письменность не предполагает больше специального умения, доступного только писцам, но получает широкое и свободное распространение среди народа" [5]. Аналогичный путь проходит книгопечатание, последний пример такого рода – Интернет, который также "вырвался" из военных рук, его первоначально создавших.
Все это говорит о сильной
самодостаточности
В целом следует признать, что разные типы наук направлены на разные объекты в самом процессе коммуникации. Условно можно подчеркнуть, что теория литературы делает акцент на коммуникаторе (авторе), прикладные коммуникации больше сориентированы на потребителя информации, теория коммуникации призвана объединить эти акценты в единое целое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги курсовой работы, следует отметить, что модель массовой коммуникации, как и любая абстракция, является упрощением, схематически воспроизводящим лишь наиболее существенные черты и внутренние связи реально действующего механизма. Потребность упрощенного осмысления может быть продиктована разными целями и в зависимости от этого создаются различные модели, которые сохраняют подобие с оригиналом только в определенном аспекте, игнорируя влияние многих других возмущающих влияний, связей и отношений. Специфика каждой конкретной модели обусловлена принадлежностью ее автора к той или иной научной школе, его взглядами и интересами.
В ходе выполнения курсовой работы была достигнута её цель – изучить модели массовой коммуникации, их разновидности, а также выполнены задачи: изучить понятие моделей массовой коммуникации, рассмотреть классификацию моделей массовой коммуникации, рассмотреть модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды.
Всем известно, что массовая коммуникация является одним из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений, поэтому актуальность, в том числе и изучения моделей коммуникации неоспорима как сегодня, так и в будущем. Очень важно авторам и создателям рекламы изучать и анализировать различные подходы к понятию моделей коммуникации, которые будут помогать ориентироваться в этом огромном потоке информации.