Маркетинговый анализ продуктов конкурентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания курсовой работы изучить конкурентоспособность различных производителей одного товара на фармацевтическом рынке РБ.
В процессе написания курсовой работы выполнены следующие исследования:
1. Исследован рынок конкурентов.
2. Проведена оценка конкурентоспособности трех фармацевтических компаний на примере лекарственного средства «Лизиноприл».
3. Выявлены положительные и отрицательны стороны в маркетинговой стратегии компаний, отражающие уровень конкурентоспособности их продукции.

Оглавление

1. Конкуренция. Сущность и содержание…………………………………....5
1.1Понятие конкуренции, её виды……………………………………….……7
1.2 Особенностью конкуренции на рынке медицинских препаратов……..15
2. Методы исследования конкуренции на рынке……………………….…..25
2.1 Анализ динамики спроса на лекарственные средства……………………28
2.2 Методы анализа конкурентоспособности медицинских препаратов....32
3.Анализ конкурентной среды на фармацевтическом рынке Минска…………………………………………………………………………...35
3.1. Анализ продукции трех производителей лекарственного средства Лизиноприл 10 мг……………………………………………………………….35
3.2 Исследование конкурентоспособности «Лизиноприла», «Лизитара-ЛФ», «Диротона» на основе неценовых факторов………………………………..41
Заключение…………………………………………………………………….45
Список использованных источников………………………………………...48

Файлы: 1 файл

Моя курсовая.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

        Таким образом можно сделать  вывод о том, что лекарственные  средства,  как  и  продукты  питания  являются  товаром  на  который всегда  был  и  будет  спрос,  но  если  в  кризисный  период  человек  может  перейти  на более  дешевые  продукты  питания,  то  с  лекарствами  дела  обстоят  немного  иначе. Существуют  заболевания,  от  которых  есть,  например,  только  одно  и  весьма  не дешевое  лекарственное  средство.  В  таком  случае  человек   будет просто вынужден приобрести данное лекарственное средство.

     С каждым годом в нашей стране  увеличивается и количество заболеваний  и количество заболевших людей.  А это в свою очередь ведет  к увеличению спроса на лекарственные  средства, увеличению объёмов сбыта  фармацевтической продукции, и, конечно же, увеличению прибыли. Так в 2009 по официальным данным общий объем продаж на мировом фармацевтическом рынке превысил 500 млрд. долларов США. Ведь, как известно торговля лекарствами во всем мире стоит в одном ряду с торговлей оружием и наркотиками по прибыльности. Злая ирония, ведь все три направления в какой-то степени влияют на здоровье людей.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2.2 Методы анализа  конкурентоспособности  медицинских препаратов.

Важной  задачей для анализа конкурентоспособности товаров является количественное определение характеризующих ее показателей.

    Показатели конкурентоспособности могут быть измеримыми и неизмеримыми. Измеримые показатели имеют естественную физическую меру, выраженную в количественной форме в тех или иных единицах, и описывают важнейшие функции изделия, заданные конструктивными принципами. К ним относятся, например, производительность овощерезки, пылеочистительная способность пылесоса или полезный объем холодильника.

      Неизмеримые показатели, как правило, не имеют естественной физической меры, выражаются лишь в качественных описаниях и не имеют численных значений. К ним относятся показатели эргономические, эстетические, а также большинство организационно-коммерческих.

      Особенности методов определения показателей конкурентоспособности товаров обусловлены спецификой объекта измерения. Для определения измеримых показателей используются в основном измерительный, регистрационный и расчетный методы.

      Измерительный метод заключается в выявлении значений показателей конкурентоспособности с использованием технических измерительных средств. С его помощью определяются, например, значения массы изделия, силы тока, скорости автомобиля и др.

     Регистрационный метод основан на использовании информации получаемой путем подсчета числа определенных событий, случаев или затрат. Им определяются показатели стандартизации и унификации патентно-правовые, экономические (затраты на эксплуатацию изделия) и др.

      Расчетный метод заключается в установлении значений показателей с помощью эмпирических иди теоретических зависимостей их от других показателей. Он служит для нахождения значении, например, производительности, безотказности, долговечности, сохраняемости, ремонтопригодности изделия и др.

     Определение неизмеримых показателей требует выбора способа их количественной оценки. Для этого используются эвристикоаналитические методы: органолептический, экспертный, социологический.

    Органолептический метод построен на субъективном восприятии человеком того или иного свойства изделия. Выражение восприятия обычно осуществляется по шкале желательности (в баллах), например очень красивый внешний вид — 5, красивый — 4, хороший — 3, удовлетворительный —2, плохой — 0.

     В некоторых случаях оценке показателя в баллах предшествует качественное описание его выраженности, т.е. измерение по шкале интенсивности, например, выражен очень сильно, сильно, умеренно, мало, совсем не выражен.                Органолептический метод используется в тех случаях, когда охарактеризовать значения показателей с помощью расчетно-измерительных методов невозможно, нецелесообразно или затруднительно. С его помощью устанавливаются показатели пищевых продуктов, эстетические показатели и др.

       Определение значений показателей конкурентоспособности экспертным методом осуществляется группой специалистов-экспертов. При этом эксперты ориентируются не столько на непосредственное восприятие свойств изделия, сколько на опыт работы на рынке, на понимание (часто интуитивное) роли свойств изделия в удовлетворении потребностей покупателя.

     Экспертный метод применяется: при оценке неизмеримых показателей (эстетических, некоторых эргономических, организационно-коммерческих и др.); для упрощения процедуры оценки конкурентоспособности, снижения ее сложности и трудоемкости при одновременном сохранении заданной точности оценки; при выполнении отдельных операций оценки конкурентоспособности (при классификации изделий и потребителей, выбора базовых показателей и образцов, назначении коэффициентов весомости, построении шкал оценки).

     Профессиональный состав, численность экспертов, порядок, содержание и процедуры оценки и обработки полученных результатов подробно описаны в литературе по квалиметрии.

Установление  значений показателей конкурентоспособности социологическим методом осуществляется фактическими или потенциальными потребителями. Этот метод применяется для: непосредственной оценки конкурентоспособности того или иного товара; определения наиболее значимых показателей, указывающих на конкурентоспособность изделия у различных групп потребителей; выявления требований потребителей к товарам; своевременного снятия с производства изделий, не пользующихся спросом; оценки перспективности производства новых товаров и т.д.

     Социологический метод основывается на результатах обследования потребителей с использованием различных процедур опроса, социологических шкал и способов измерений. Наибольшее распространение получили так называемые балльные шкалы оценок. Так, для выяснения общего отношения потребителя к товарам обычно используют систему оценок по шкале Озгуда: 1 — замечательный, 2 — очень хороший, 3 — хороший, 4 — посредственный, 5 — плохой, 6 — очень плохой, 7 — никуда не годный.

    Полученные от потребителей ответы суммируются и выводится средняя оценка. Чем ближе средняя оценка к единице, тем выше конкурентоспособность товара с точки зрения потребителей.

   Для выяснения более конкретных характеристик товара и отношения к ним

потребителей  можно использовать систему оценок Стейпеля. Согласно ей перечисляются наиболее существенные характеристики товара, оценка которых потребителями представляется наиболее важной.

     Определение показателей конкурентоспособности чаще всего осуществляется с использованием совокупности перечисленных методов (комбинированный метод). В зависимости от вида показателей (измеримые и неизмеримые) или условий оценки (ограниченное время и трудозатраты, отсутствие экспериментальной базы и т.п.) при анализе конкурентоспособности товаров одни показатели или группы показателей. могут определяться, например, с использованием измерительно-расчетных методов, другие — экспертных, социологических, а итоговое оценочное суждение выносится на основе мнений специалистов-экспертов. Комбинированный метод обеспечивает получение более точных и объективных результатов.

     Выбор того или иного метода определения показателей зависит от целей оценки конкурентоспособности, вида товаров и конкретных условий оценки. Выбранный метод должен обеспечивать ее проведение в заданные сроки с необходимой точностью и полнотой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Анализ  конкурентной среды  на фармацевтическом рынке Минска.

    Конкурентная среда на фармацевтическом  рынке Минска очень жесткая.  В настоящее время на территории  Республики Беларусь зарегистрировано  около 4 тысяч различных лекарственных средств и около 10 тысяч различных лекарственных форм.

    В своей курсовой работе я  взял для рассмотрения трех  производителей одного  антигипертензивного лекарственного средства -Лизиноприл 10 мг. Для лучшего понимания, на белорусском фармацевтическом рынке в настоящий момент присутствует около тысячи антигипертензивных лекарственных средств,  в различных лекарственных формах  и дозировках.  Сужает круг конкурирующих лекарственных средств то, что для каждого из них характерна эффективность действия в тех или иных органах и системах человеческого организма. У рассматриваемого мною лекарственного средства «Лизиноприл» в Беларуси зарегистрировано восемь различных производителей, производящих четырех различные дозировки лекарственного средства.

     Ниже я предлагаю к рассмотрению  трех производителей, пользующихся  наибольшим успехом на фармацевтическом  рынке нашей страны. 

3.1. Анализ продукции трёх производителей лекарственного средства Лизиноприл 10 мг.

      Для анализа продукции производителей я взял данные в государственной фармацевтической организации, имеющей в подчинении шесть аптек занимающихся розничной торговлей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, о продаже одного лекарственного средства (Лизиноприл 10мг), трёх различных производителей (Фармленд, Лекфарм,Гедеон Рихтер). Для анализа мною будут использованы основные экономические показатели необходимые для отчетливого отображения конкурентоспособности каждого производителя.

( Источник- собственная разработка, по данным ЦМИ фармэксперт). 

       Лизиноприл  10 мг  за период: с 01.11.2009г. по 31.01.2010г.
Торговое

название  препарата

 
Название  фирмы производителя
Кол-во Сумма опт.  
Сумма розн.
Прибыль Цена

Розн.

Лизиноприл  №30 Фармленд 5330 57137600 71422000 14284400 13400
Лизитар-ЛФ № 30 Лекфарм 1780    16945600 21182000 4236400 11900
Диротон №28 Гедеон Рихтер 2430 56181600 70227000 14045400 28900
 
 
 

Рис.3

     Как мы видим по рис.3 по количеству  проданных упаковок лидирует с явным преимуществом лекарственное средство с торговым названием «Лизиноприл», произведенное совместной белорусско-голандской фармацевтической компанией «Фармленд».Продукция выпускаемая рассматриваемой компанией производится в Индии . На территорию Беларуси поступают уже готовые таблетки и капсулы. Сама же компания «Фармленд» занимается лишь фасовкой уже произведенной продукции. Но, тем не менее, производство считается белорусским, так как выпуск уже готовой к розничной реализации  продукции происходит на территории нашей республики. Для продукции выпускаемой этой компанией на фармацевтическом рынке нашей страны характерны все преимущества белорусского производителя. Весомым положительным фактором, влияющим на увеличение показателей спроса, является высокий уровень качества выпускаемой продукции, а также осведомленность об этом как фармацевтических, так и медицинских работников. В добавок ко всему, сравнительно не высокая, а следовательно и доступная цена, которая также влияет на увеличение спроса, так как она была и остаётся главным критерием при выборе лекарственного средства для основной массы белорусских потребителей.

Рис.4

               По рис.4 видно, что лекарственный препарат (далее ЛП) «Лизиноприл», приносит значительную прибыль как предоставившей мне данные организации так и компании производителю. Такие показатели являются результатом высокого спроса на данный ЛП, который мы рассматривали выше.

Рис.5

 

         Второе место  в группе рассматриваемых ЛП занимает ЛП с торговым названием «Диротон» произведенный венгерской фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер».

   Отличительной особенностью данного  ЛП  является Европейский производитель.    Для компании «Гедеон Рихтер» характерно высокое качество выпускаемой продукции, престиж компании, известность на мировом фармацевтическом рынке. Главной движущей силой в продвижении ЛП на фармацевтическом рынке нашей республики является высокий уровень организации рекламных и маркетинговых мероприятий проводимых компанией «Гедеон Рихтер».

    Всё выше перечисленное, а также  данные отображенные на рисунках 1,2 свидетельствуют о высоком  уровне конкурентоспособности данного  ЛП.

Информация о работе Маркетинговый анализ продуктов конкурентов