Маркетинговые исследования:их виды,организация и порядок проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» - рынок, рыночная деятельность.
Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей, в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, а также с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок, и нивелировать, сглаживать его негативные моменты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…....3
1. Маркетинговые исследования: их виды и порядок проведения……………….…5
1.1. Выявление проблем и формулирование целей исследования……….….6
1.2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
Информации……………………………………………………………………...7
1.3. Планирование и организация сбора первичной информации………….9
1.4. Систематизация и анализ собранной информации………………………20
1.5. Представление полученных результатов исследования………………...20
2.Организация маркетинговых исследований………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Содержание следующей процедуры зависит от выбранного исследователями метода сбора данных и орудия исследования.

Так, если в качестве метода выбран эксперимент, то исследователи должны провести его тщательную подготовку, включая определение места или мест его про­ведения, длительности проведения, состава факторов, маркетинга и их значений, ко­торые должны поддерживаться неизменными или меняться строго определенным образом на протяжении всего эксперимента.

Подготовка наблюдения предусматривает определение мест наблюдения; его длительности, мер обеспечения скрытности, подробный инструктаж наблюдателей по вопросам истолкования возможных различных вариантов поведения исследуемых объектов.

Подготовка проведения сбора информации методом имитации состоит, прежде всего, в разработке модели функционирования объекта и проверке ее адекватности.

Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:

-          выбор способа связи с аудиторией;

-          подготовка анкеты;

-          проведение тестирования и доработка анкеты.

 

 

Различают три основных способа связи исследователя с объектом при прове­дении опроса; по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками.

Так, достоинствами опроса (интервью) по телефону является относительно вы­сокая оперативность и дешевизна проведения опроса, а также возможность, а отли­чие от опроса по почте, разъяснить задаваемый вопрос.

К недостаткам этого метода относятся:

       возможность опроса только тех, у кого есть телефон, что нередко не позволяет

обеспечить адекватность выборки;

       относительно высокая вероятность получения отказа от ответов (по сравнению с личным интервью), особенно на вопросы личного характера, а также в связи с необходимостью уточнения в ряде случаев личности опрашиваемого уже в начале беседы;

       вынужденная краткость беседы, обусловленная занятостью опрашиваемого, ожиданием им телефонного звонка, потребностями в использовании телефона други­ми его пользователями, не расположенностью опрашиваемого к продолжительным телефонным разговорам и другими причинами.

Достоинство опроса по почте, т.е. производимого с помощью рассылаемых по почте анкет, состоит в устранении всякого влияния интервьюера, в обеспечении наи­лучших предпосылок для ответов на вопросы личного характера, а также в относи­тельной дешевизне охвата географически рассредоточенной аудитории. К недостат­кам этого способа относятся:

       низкая оперативность:

       возможность не возврата значительной доли разосланных анкет (обычно исследо­вателям не возвращается более половины разосланных анкет) и обусловленная этим возможность самоотбора опрашиваемых;

       отсутствие возможности разъяснить вопрос, что требует от исследователя ограни­читься лишь простыми и четко сформулированными вопросами;

       возможность ответа на вопросы не тех лиц, к которым они адресованы.

Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону. К достоинствам этого способа относятся:

       относительно небольшая доля отказов от ответов, обеспечиваемая высокой квалификацией интервьюеров;

       относительно высокая точность обследования, обеспечиваемая применением более сложных и длинных анкет (чем при опросе по телефону или по почте), что обусловлено возможностью и способностью опытного интервьюера разъяснить все непонятные вопросы;

       возможность совмещения личного опроса с наблюдением, позволяющая получить дополнительную информацию об опрашиваемых.

Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возмож­ность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опраши­ваемых при наличии у него определенных пристрастий.

Анализ рассмотренных выше достоинств и недостатков различных способов связи с аудиторией, с одной стороны, а также особенностей аудитории, содержания опроса и возможностей исследователей, с другой стороны, позволяет выбрать наи­более рациональный способ связи с аудиторией при проведении опроса. Решение этой задачи позволяет исследователям приступить непосредственно к разработке анкеты, представляющей собой перечень вопросов, на которые опрашиваемому предстоит дать ответы.

Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходи­мой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формули­ровками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос.

При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражаю­щие его цель. Преимущество такого опроса состоит в возможности исключить трак­товки опрашиваемым вопросов, не соответствующие целям исследования. Основ­ным недостатком является стремление опрашиваемого в ряде случаев избежать от­кровенного ответа и, прежде всего на вопросы личного характера.

 

Скрытый опрос позволяет избежать отмеченного выше недостатка, повысить степень искренности ответов, но может привести к нежелательным смещениям в от­ветах в связи с неправильной трактовкой опрашиваемым заданного вопроса.

В зависимости от формы различают два типа вопросов: открытые и закрытые. Открытые вопросы имеют форму, открывающую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа (например, «Укажите важные для Вас характеристики компь­ютера»).

Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных от­ветов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отра­жающих его позицию (например: «Укажите две наиболее важные для Вас характери­стики компьютера: быстродействие, объем оперативной и постоянной памяти, раз­решение монитора, надежность, стоимость»). Эти вопросы могут требовать однознач­ного ответа ("да" или "нет") или предоставлять множественный выбор.

Открытые вопросы предпочтительней при предварительных исследованиях, направленных на выяснение характера проблемы. Их недостаток состоит в том, что возникают трудности перед исследователем при анализе ответов из-за расхождений оттенков слов и выражений и невозможности их однозначной интерпретации. Поэто­му на практике наибольшее распространение при проведении маркетинговых иссле­дований нашли закрытые вопросы.

Формулировки вопросов анкеты должны быть тщательно разработаны, и отве­чать следующим требованиям:

1. Вопрос должен быть ясным и понятным опрашиваемому и не допускать двусмысленности. Для этого важно, чтобы слова, включенные в формулировку вопроса были понятны опрашиваемому.

2. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует…").

3. Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20:21-30; 31-40 и т.д.).

4. Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "ред­ко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.

 

Состав и последовательность вопросов анкеты также не должна носить произвольного характера и при их определении следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Следует избегать вопросов, носящих праздный характер.

2. В целях проверки искренности и устойчивости позиции опрашиваемого в анкете следует предусмотреть несколько контрольных вопросов, позволяющих выявить возможные противоречия в его ответах.

3. Последовательность вопросов должна учитывать их логическую взаимосвязь, в основе которой следует положить принцип "от общего — к частному".

4. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых и направленные на выяснение лич­ных качеств, помещаются в самом конце анкеты, т.к, при их постановке возрастает вероятность отказа опрашиваемого продолжать беседу.

5. Первые вопросы анкеты должны быть простыми, не носящими личного характера, т.к. призваны расположить опрашиваемого к беседе и вызвать у него интерес. Трудные и личные вопросы не следует задавать в начале интервью.

6. Следует избегать вопросов (без крайней необходимости) о точном возрасте, точ­ном доходе и точном месте жительства. Следует ограничиваться указанием "вил­ки".

7. Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стара­ются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

После разработки анкеты важно провести ее опробование в реальных услови­ях, т.е. провести тестирование с ее помощью небольшого количества людей, отно­сящихся к той же категории, которая подлежит исследованию. Необходимость этой работы обусловлена стремлением исключить возможные двусмысленность, недоста­точную ясность для опрашиваемых или некорректность с их точки зрения включен­ных в анкету вопросов. Опыт показывает, что даже если разработка анкеты произво­дилась высококвалифицированными и опытными специалистами, ее опробование позволяет им выявить отдельные недостатки и на этой основе произвести ее дора­ботку, т.е. лучше адаптировать ее к подлежащей опросу аудитории. Игнорирование же этой работы может привести к неожиданным трудностям в сборе информации, к искажениям ответов и даже росту числа отказов от участия в опросах. В конечном итоге это приводит к потерям, несоизмеримым с затратами на проведение пробного тестирования.

Организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос.

Ответственность обусловлена, прежде всего, опасностью получения в резуль­тате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:

       труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;

       отказы опрашиваемых участвовать в опросе;

       неискренность или пристрастность опрашиваемых;

       неискренность или пристрастность интервьюера. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора ин­формации и контроля за ними,

Организация сбора информации включает:

       определение требований к персоналу, привлекаемому к сбору первичной информации, его подбор, обучение или инструктаж. При проведении инструктажа следу­ет обратить внимание на степень активности интервьюеров и, следовательно, воздействия их на опрашиваемых лиц. Так, интервьюерам может быть отведена активная роль при проведении опроса. В этом случае они сами задают вопросы, наблюдают за поведением опрашиваемых, фиксируют их ответы и поведение, а также, при необходимости, разъясняют им задаваемые вопросы. Другой подход ограничивает действия интервьюеров и предусматривает чтение вопросов анкеты опрашиваемыми и фиксацию ими собственных ответов;

       четкое определение мест и времени сбора информации;

       ориентацию системы стимулирования труда персонала, привлеченного к сбору информации, на квалифицированное и добросовестное выполнение возложенных на них обязанностей;

       создание организационных предпосылок для контроля работы, осуществляющего сбор информации персонала и для последующего анализа собранной информа­ции.

              Для этого каждая из анкет должна иметь название и номер, а в случае лично­го опроса или опроса по телефону, в анкете следует предусмотреть указание да­ты и времени опроса, места опроса или номера телефона, номера интервьюера и его подпись.

В процессе непосредственного сбора данных важное значение приобретает текущий контроль, позволяющий вносить в случае необходимости оперативные по­правки в организацию этой работы.

После завершения сбора данных, а иногда и в процессе их поступления производится их систематизация и анализ.

 

1.4. Систематизация и анализ собранной информации.

Систематизация первичной информации состоит обычно в классификации вариантов ответов, их кодировании и представлении в удобной для анализа форма (чаще всего в табличной).

Анализ информации заключается в оценке уже систематизированной инфор­мации, как правило, с использованием статистических методов. Окончательные ре­зультаты анализа нередко выступают в форме рекомендаций, представляющих собой основанные на оценке собранных данных предложения о действиях фирмы в бу­дущем.

Завершающим этапом исследования является представление отчета о его результатах, который нередко сопровождается выступлением исполнителя с докладом перед представителями заказчика.

 

1.5. Представление полученных результатов исследования.

Как правило, отчет о результатах исследования готовится в двух вариантах; подробном и сокращенном. Подробный вариант представляет собой полностью документированный отчет технического характера, предназначенный для специалистов отдела маркетинга фирмы. Сокращенный вариант отчета предназначен для руково­дителей фирмы и содержит подробное изложение основных результатов исследова­ния, выводов и выработанных рекомендаций. При этом он не отягощен информацией технического и методического характера, первичными документами и т.п.

Информация о работе Маркетинговые исследования:их виды,организация и порядок проведения