Методы проведения маркетинговых исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:40, реферат

Краткое описание

Цель маркетингового исследования - создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Оглавление

Введение………………………………………………………………. 3
1. Сущность маркетинговых исследований…………………………. 4
2. Методы проведения маркетинговых исследований……………... 5
Заключение……………………………………………………………..8
Список литературы:…………………………………………………… 9

Файлы: 1 файл

Методы проведения маркетинговых исследований.docx

— 23.94 Кб (Скачать)

Содержание 
 
Введение………………………………………………………………. 3 
 
1. Сущность маркетинговых исследований…………………………. 4 
 
2. Методы проведения маркетинговых исследований……………... 5 
 
Заключение……………………………………………………………..8 
 
Список литературы:…………………………………………………… 9

Введение

Для эффективной рыночной деятельности, ведения целенаправленной конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые  исследования.

Цель  маркетингового исследования - создать  информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений  и тем самым снизить уровень  неопределенности, связанной с ними.

Множество целей, которые ставят перед собой  маркетологи или их заказчики можно разбить на четыре легко идентифицируемые группы:

поисковые - предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать несколько  рабочих гипотез для дальнейшего  изучения;

описательные - предполагающие детальное описание отдельных факторов и явлений, а  также их взаимосвязей и влияния;

экспериментальные - состоящие в проверке маркетинговых  гипотез о существовании и  формах причинно-следственных связей между спросом, с одной стороны, и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж и т.п.) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.) - с другой;

оправдательные - призванные подкрепить объективной  информацией уже сформированное мнение, убеждение, позицию руководителя (фирмы) или точку зрения.

Задачи  маркетинговых исследований могут  быть самыми различными. Прежде всего, это нахождение потенциальных покупателей, изучение их потребностей, существующего  и будущего спроса на товар для  выбора целевых рынков, т.е. рынков, на которых фирма может реализовать  свои цели. После того, как рынок  выбран, нужно проводить текущие  наблюдения за его состоянием для  того, чтобы вовремя реагировать  на происходящие изменения. Изучение рынка  необходимо и для прогнозирования  долговременных тенденций его развития. Составленный прогноз должен явится базой для постановки целей, разработки стратегии и планирование деятельности фирмы. Особую остроту приобретает исследование рынка тогда, когда предприятие намеревается приступить к разработке, производству и внедрению на рынок новых товаров.

 

 

Сущность маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование (англ. marketing research) — форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.

Маркетинговое исследование является составной частью общей информационной системы. Сведения, факты, данные, собираемые для маркетинговых  целей, образуют самостоятельный сектор единого информационного поля. Поэтому  маркетинговое исследование базируется на общих требованиях и принципах  информатики и при его проведении необходимо соблюдать следующие  принципы:

системность, т.е. выделение отдельных структурных  элементов, составляющих явление, обнаружение  иерархической связи и взаимоподчиненности;

комплексность, т.е. изучение явлений и процессов  во всей их полноте, взаимосвязи и  развитии;

достоверность, т.е. получение адекватных данных за счет обеспечения научных принципов  их сбора и обработки, исключение тенденциозности в оценках, тщательный контроль, использование научных  инструментов исследования;

объективность, т.е. требование учитывать возможные  погрешности измерителя того или  иного явления, не подгонять факты  под заранее определенную схему  и соблюдать осторожность в их интерпретации;

эффективность, т.е. достижение выдвинутых целей, соизмерение  результатов с затратами.

 

 

 

 

 

 

 

 Методы проведения маркетинговых исследований

Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых  исследований, что является начальным  этапом разработки плана маркетинговых  исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут  использоваться на отдельных его  этапах. Затем с учетом ресурсных  возможностей выбирается наиболее походящий  набор этих методов 

Наиболее широко используемыми  методами проведения маркетинговых  исследований являются методы анализа  документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которой с определенной долей условностей можно назвать  методами социологических исследований), экспертной оценки и экспериментальные  методы

Главное отличие методов  социологических исследований от экспертных оценок заключается в том, что  первые ориентированы на массовых респондентов очень различной компетентности и квалификации, в то время, как экспертные оценки - на ограниченное число специалистов-профессионалов. Объединяет эти две группы прежде всего то, что в обоих случаях для обработки собранных данных используются одни и те же методы математической статистики.

Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых  исследований, предоставляют экономико-математические методы.

Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных  и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных  для решения конкретной маркетинговой  проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых под частью общей совокупности исследуемых - выборной.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых  исследований. Другими словами, вторичные  данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Внутренними источниками  служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях  акционеров; сообщения торгового  персонала; отчеты о командировках; обзоры жалоб и рекламаций потребителей, планы производства , деловая корреспонденция фирмы и др.

Внешними источниками  являются данные международных организаций; законы, указы; постановления государственных  органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической  печати, результаты научных исследователей и т.п.

К источникам внешней вторичной  информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных.

Условно выделяют три способа сбора данных, а именно: наблюдение, эксперимент, опрос.

Наблюдение - пассивный эксперимент - один из возможных способов сбора первичных данных, когда исследователь наблюдает за людьми и обстановкой, не вмешиваясь в события.

Эксперимент предусматривает плановое воздействие на события. Это активный метод. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля переменных составляющих и установления степени значимости наблюдаемых различий. Цель подобного исследования - вскрыть причинно-следственные отношения путём отсева тех объяснений результатов наблюдения, которые противоречат фактам.

Опрос наиболее удобен для поисковых и описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворённости, а также оценить своё положение в глазах аудитории.

Анкета - самое распространённое орудие исследования при сборе первичных данных. Анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий, вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала её широкого использования. В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования.

Анкета обычно состоит  из введения, реквизитной части и  основной части.

Главная цель введения - убедить  респондента принять участие  в опросе. Оно должно содержать  цель проводимого опроса и показать, какую пользу получит респондент, приняв участие в опросе. Кроме  того, из введения должно быть понятно, кто проводит данный опрос.

В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондента: пол, возраст, принадлежность к определенному  классу, род занятий, семейное положение, имя и адрес для частных  лиц и для организаций: размер, местоположение, направление производственно-хозяйственной  деятельности, положение респондента  в организации, его имя. Кроме  того, необходимо идентифицировать саму анкету, то есть дать ей название, указать  дату, время, место проведения опроса, фамилию интервьюера.

При разработке основной части  анкеты следует обращать внимание на содержание вопросов, их тип и число, последовательность представления  вопросов в анкете, наличие контрольных  вопросов.

Содержание вопросов определяется тем, что мы желаем узнать в результате ответов на поставленные вопросы.

Выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.

Закрытый вопрос содержит все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них.

Открытый вопрос даёт опрашиваемому возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше информации, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают. С другой стороны, ответы на закрытые вопросы легче интерпретировать, сводить в таблицы, подвергать статистическому анализу.

Большое значение имеет также  последовательность вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить  у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы лучше задавать в конце интервью, чтобы опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы следует задавать в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых людей на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих люде

 

 

Заключение

Маркетинговые исследования - систематическое определение  круга данных, необходимых в связи  со стоящей перед фирмой маркетинговой  ситуацией, их сбор, анализ и отчет  о результатах и о последующем  использовании исследования. Таким  образом, маркетинговое исследование представляет собой процесс, состоящий  из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап - сбор информации. Четвертый этап - анализ собранной информации для  вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление  разного рода взаимосвязей. Пятый  этап - представление основных результатов, которые дадут управляющему по маркетингу возможность принимать более  правильные решения. На шестом этапе  проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии. Вполне очевидно, что маркетинговые  исследования являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и  силы, затраченные на проведение маркетингового исследования, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых  правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг, №3, 2009, - 326 с.

2. http://ru.wikipedia.org

3. Голубков Е.П.  Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: изд-во "Фин пресс", 2008-464 с.

4. Дорошев В.И.  Введение в теорию маркетинга: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 285 с.


Информация о работе Методы проведения маркетинговых исследований