Маркетинговые исследования:их виды,организация и порядок проведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:01, курсовая работа

Краткое описание

Термин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» - рынок, рыночная деятельность.
Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей, в нашей жизни. Поэтому руководители и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хорошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельности, а также с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок, и нивелировать, сглаживать его негативные моменты.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….…....3
1. Маркетинговые исследования: их виды и порядок проведения……………….…5
1.1. Выявление проблем и формулирование целей исследования……….….6
1.2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой
Информации……………………………………………………………………...7
1.3. Планирование и организация сбора первичной информации………….9
1.4. Систематизация и анализ собранной информации………………………20
1.5. Представление полученных результатов исследования………………...20
2.Организация маркетинговых исследований………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………………25
Список использованной литературы………………………………………………….26
Приложения……………………………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

маркетинг.doc

— 181.50 Кб (Скачать)


 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу: МАРКЕТИНГ

По теме: МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: ИХ ВИДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 5 курса

Группа ДБ – 051 СА

Юрлова Наталья Васильевна

 

 

 

 

 

МОСКВА 2002г


Содержание

Введение…………………………………………………………………………….…....3

1. Маркетинговые исследования: их виды и порядок проведения……………….…5             

1.1. Выявление проблем и формулирование целей исследования……….….6

1.2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой

Информации……………………………………………………………………...7

1.3. Планирование и организация сбора первичной информации………….9

1.4. Систематизация и анализ собранной информации………………………20

1.5. Представление полученных результатов исследования………………...20

2.Организация маркетинговых исследований………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………………25

Список использованной литературы………………………………………………….26

Приложения……………………………………………………………………………..27

 


Введение.

Термин «Маркетинг» происходит от английского слова «market» - рынок, рыночная деятельность.

Маркетинг является одной из основных категорий рыночной экономики, которая все в большей мере становится определяющей, в нашей жизни. Поэтому руководите­ли и специалисты должны изучить его сущность, основные аспекты и концепции, хо­рошо знать организацию маркетинга, использовать методы и приемы этой деятельно­сти, а также с максимальной отдачей использовать все позитивное из того, что дает рынок, и нивелировать, сглаживать его негативные моменты. От того, насколько пра­вильно построена система маркетинга, зависит эффективное функционирование все­го народного хозяйства.

Для предприятий различных отраслей и сфер деятельности первостепенной проблемой становится обеспечение сбыта готовой продукции, использование концеп­ции маркетинга - единственно возможный путь создания условий для роста произ­водства товаров. Благодаря ему, может быть достигнуто увеличение прибыли, что является основой для дальнейшего развития предпринимательских структур, обеспе­чения более полой занятости населения и достижения более высокого жизненного уровня населения. В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рын­ку период маркетинг является одной из важнейших экономических дисциплин.

Что же стоит за понятием «Маркетинг»? Для пояснения этого определения рассмотрим следующие понятия: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Нужда - чувство, ощущаемое человеком нехватки чего-либо (тут основные и физиологические нужды).

Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Товар - это продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложенный рынку для продажи или обмена. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель.

Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен (основное понятие маркетинга как научной дисциплины).

Сделка - коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами (основная единица измерения в сфере маркетинга).

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Значит маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цепь которых - удовлетворение человеческих нужд и потребностей. А так же - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Используя данные нами определения нужды, потребности, запросы, товара и рынка, можно рассмотреть маркетинг как вид деятельности, осуществляемой на рын­ке в целях достижения наиболее эффективного обмена для удовлетворения конкрет­ных нужд и потребностей. Эта деятельность направлена на исследование рынка, выявления реальных потребностей, вкусов, а так же воздействует на рынок в целях формирования потребностей и покупательских предпочтений для обеспечения эффективной реализации производимых товаров.

Однако свободная рыночная экономика не развилась пока в полной мере, а, следовательно, старые связи между предприятиями в большинстве случаев безвозврат­но потеряны, В такой ситуации руководству предприятия очень сложно ориентиро­ваться на рынке, тем более, если учесть, что около трети действующих производств по существу официально объявлены банкротами, однако не ликвидированы.

Таким образом, основной реалией современной действительности является острый недостаток правильной и проверенной информации, важной для принятия управленческого решения. При этом отечественные фирмы действуют на своеоб­разной стадии шума, где изза постоянных изменений, колебаний и присутствия большого количества, ненужных либо устаревших данных не представляется возмож­ным делать какие-либо долгосрочные прогнозы.

Тем более важным является умение проводить маркетинговые исследования, знание их технологии и организации.


1. Маркетинговые исследования и их виды.

Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей. Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования.

Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, которое вклю­чает его потребности и требования.

Наиболее частые проблемы возникают в процессе реализации товаров. По­этому основными задачами маркетинговых исследований являются изучение:

-   рынка;

-   покупателей;

-   конкурентов;

-   предложения;

-   товаров;

-   цены;

-   эффективности политики продвижения товаров и др.

Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его от сбора и анализа, внутренней и внешней текущей информации является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса про­блем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.

Таким образом, под маркетинговым исследованием следует понимать целенаправленное решение стоящей перед фирмой маркетинговой проблемы (комплекса проблем) процесс постановки задач, получения маркетинговой информации, планирования и организации ее сбора, анализа и представления отчета о результатах.

К основным принципам проведения маркетинговых исследований относятся объективность, точность и тщательность.

Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа всей собранной информации.

Принцип точности означает четкость постановки задач исследования, однозначность их понимания и трактовки, а также выбор инструментов исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов исследования.

Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а также аффективной системы контроля его работы.

Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых исследований исходя из имеющихся у нее возможностей и потребностей в маркетинговой информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых раз­личными фирмами, могут быть разными.

Порядок проведения маркетинговых исследований.

Приступая к маркетинговому исследованию, необходимо убедиться, что это нужно фирме для улучшения результатов предпринимательской деятельности, необ­ходимо четко определить нужды и потребности данных покупателей, установить важность решения этой проблемы в их более полном удовлетворении, а так же обес­печить эффективную предпринимательскую деятельность. Это может дать соответ­ствующий эффект если тщательно спланировать весь процесс маркетингового ис­следования, Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, прово­димых фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их выполнения. Обычно выделяют пять основных этапов маркетингового исследова­ния:

  1. Выявление проблем и формулирование целей исследования
  2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации
  3. Планирование и организация сбора первичной информации
  4. Систематизация и анализ собранной информации
  5. Представление полученных результатов исследования

 

1.1. Выявление проблем и формулирование целей исследования

Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву счита­ется важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успеш­ного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями времени на движение по "ложному следу".

Вне зависимости от того, проводит ли фирма исследование собственными си­лами или привлекает к его проведению стороннюю организацию, к выявлению про­блем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руко­водством. При этом на практике, как правило, возможны две ситуации:

       руководство фирмы самостоятельно определяет конкретную проблему и ста­вит перед исследовательской группой цель и задачи маркетингового исследо­вания. В этом случае деятельность исследовательской группы на данном эта­пе состоит в уточнении формулировки цепи и задач исследования, а также в определении содержания и формы представления его результатов;

       у руководства фирмы отсутствует ясное представление о цели и задачах исследования, и оно ограничивается неопределенной постановкой проблемы. В этом случае исследовательской группе предстоит провести предварительное исследование, направленное на конкретизацию проблемы и формулирование на ее основе целей и задач маркетингового исследования. Следует подчеркнуть, что в любом случае успех деятельности исследователь­ской группы на данном этапе во многом зависит от ее умения привлечь к этой работе руководство и специалистов фирмы.

 

1.2. Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации

Второй из указанных выше этапов процесса проведения маркетингового исследования состоит в последовательном выполнении определенных процедур, представленных в приложении 1.

В зависимости от сроков и трудовых ресурсов, выделенных для выполнения указанных в приложении 1 процедур, отбор внутренних и внешних источников вторичной информации и сбор ее может производиться как поочередно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и одновременно.

Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управление кадрами, финансовую маркетинговую деятельность и др.). Использование компью­терной технологии хранения и получения внутренней вторичной информации позволяет не только сократить трудовые затраты по ее сбору, но и обеспечить высокую оперативность ее получения.

Несмотря на заметное развитие процесса компьютеризации управленческой деятельности на отечественных предприятиях большая часть внутренней информа­ции по-прежнему обрабатывается вручную, что значительно снижает оперативность ее сбора. Внешние же источники вторичной информации включают:

       материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными (например, бюллетени фонда имущества, бюллетени государственной налоговой инспекции и т.д.);

       отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;

       издания некоммерческих исследовательских организаций (например, отделе­ний академий наук, университетов, институтов, материалы конференций, се­минаров и т.д.);

       публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций марке­тинга по отдельным видам продукции (например, ассоциация товаропроизво­дителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);

Информация о работе Маркетинговые исследования:их виды,организация и порядок проведения