Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа
Целью маркетинговых исследований является обеспечение «прозрачности» рынка – получение достоверной информации о его состоянии и развитии, обеспечение предсказуемости его дальнейшего развития.
Маркетинговые исследования - это функция или процесс, которые соединяют покупателей и потребителей по средствам информации, которая нужна чтобы:
определить маркетинговые возможности и проблемы;
развить, улучшить и оценить маркетинговые действия;
контролировать реализацию маркетинга;
обеспечить реализацию маркетинга как процесса.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………………………..5
Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований………..5
Содержание и направления рыночных исследований…………...10
Общая характеристика процесса маркетингового исследования.16
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………………………22
Методы сбора первичных маркетинговых данных……………....22
Методы сбора вторичных маркетинговых данных………………28
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ…………………………………………………………………34
Исследование внутреннего потенциала предприятия ЗАО "Импульс"………………………………………………………………………..34
Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви в России...38
Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви Омска и Омской области………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..55
Мало что получит и казна, поскольку повышение пошлин будет компенсировано уходом в тень торговцев. Между тем уже сейчас около 40% обувного бизнеса приходится на контрафакт и контрабанду. На сегодняшний день объем обувного рынка превышает 15 млрд. долларов. Легко подсчитать, какими суммами оперирует «теневой сектор». Так что, формально выиграв на пошлинах, государство потеряет на налогах, получаемых с бизнеса, поскольку мафия податей не платит.
Минэкономразвития делает ставку на обувное производство в долгосрочном прогнозе до 2030 года, полагая, что выделка кожи в России обеспечит отечественных обувщиков сырьем. Тем не менее, по оценке Демидовой, за последние 15 лет российское обувное производство не приросло, несмотря на регулярный пересмотр ставок. «И в 1996 году производилось 23 млн. пар отечественной обуви, и сейчас производство колеблется от 23 до 25 млн. пар. Это включая и госзаказ, и детскую. К тому же у отечественной кожаной обуви очень скудный ассортимент: нет модельной, каблучной, хорошей спортивной», – отмечает эксперт. Догонять «остальной мир», тем более что есть не только китайская, но под боком и дешевая, качественная белорусская обувь, России сейчас не имеет смысла, убеждены специалисты.
Рис.1. Динамика производства кожи, изделий из кожи и производства обуви.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации рост производства кожи, изделий из кожи и производства обуви составил 110,0%, в том числе в мае 2011 г. к маю 2010 г. – 106,7 процента. (рис. 1).
Данный рост темпов производства в январе – апреле 2011 г. обусловлен ростом производства аксессуаров (чемоданов, сумок – 129,0%), а также ростом производства обуви (113,2%), в том числе с верхом из текстильных материалов (114,8%), кожи (109,7%).
Объемы импорта обуви кожаной
за январь – апрель 2011 г. составили
109,5% по физическому объему при росте
цены на 3,6%, что сопоставимо с
темпом роста объемов обуви
Данный фактор говорит о снижении агрессии на рынке со стороны импорта обуви. Более того, учитывая, что теневое производство обуви составляет порядка 40% от общего объема производства, можно предположить о фактическом вытеснении импорта отечественными производителями.
Для сбора данных о покупках обуви в России BusinesStat ежегодно проводит стандартизированный опрос покупателей одежды и обуви с выборкой в 4200 респондентов. Необходимо уточнить, что по классификации BusinesStat покупателем считается не только человека, купившего обувь, но и любой другой человек, использовавший купленную обувь.
Таблица 2. Численность покупателей обуви, Россия, 2005-2011 гг (млн чел; %)
Параметр |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Численность покупателей обуви, млн руб |
146,8 |
146,3 |
145,9 |
145,8 |
145,2 |
145 |
144,9 |
Динамика численности, % |
99,66% |
99,73% |
99,93% |
99,59% |
99,86% |
99,93% | |
Доля покупателей в России |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Из данной таблицы видно, что динамика численности постоянно снижается. При чем прогноз на 2012-2014 год предполагает снижение численности покупателей до 144,7 млн. руб. Покупателями обуви считаются люди, у которых в собственности имеется купленная обувь.
Обувь регулярно покупает все население России. Однако общая численность населения сокращается, а следовательно численность потребителей также снижается.
Таблица 3. Стоимостный объем легального импорта обуви в Россию, 2005-2011 гг (тыс долл; %)
Параметр |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Импорт, тыс дол. |
490 127,00 |
1 023 097,00 |
1 950 570,00 |
2 661 361,00 |
2 031 232,00 |
2 318 727,00 |
2 704 915,00 |
Динамика импорта, % |
208,74% |
190,65% |
136,44% |
76,32% |
114,15% |
116,66% | |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ. Показатель «Импорт обуви» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл/т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года. Единицы учета импорта обуви: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России. С 2005 по 2011 гг. объем легального импорта обуви увеличилась больше чем в 5 раз и по прогнозам к 2014 году достигнет показателя 4 089 953 тыс. дол.
3.3. Исследование потребительских
предпочтений и определение
Спрос на обувь обусловлен потребительскими предпочтениями, где решающими являются не объективные характеристики, а субъективное восприятие свойств обуви – покупательская ценность, состоящая из ряда компонентов.
Поэтому важно установить, по каким
критериям оценивает и
С этой целью был проведен опрос в форме анкетирования. Опрос показал, что значимость показателей, влияющих на выбор и покупку обуви у групп потребителей различных по возрасту, полу и социальному положению варьируется.
Опрос охватил 100 респондентов, из них 37 % мужчин и 63 % женщин. Распределение респондентов по возрасту: до 25 лет – 42 %, 25-39 – 22 %, 40-54 лет – 20 %, старше 55лет – 16 %; по социальному положению: студенты – 36 %, занятые физическим трудом – 34 %, руководители – 6 %, пенсионеры – 6 %, домохозяйки – 18 %.
Для женщин старше 40 лет – качество, цена, сервисные услуги имеют большее значение, чем для возрастной группы до 25 лет, для которых важны – качество обуви, соответствие моде, внешнее оформление, торговый знак.
В группе 25-39 лет нет особого постоянства во мнениях. Примерно такая же картина наблюдается при опросе респондентов-мужчин.
Большое влияние при покупке на респондентов оказывает реклама на телевидении и радио, реклама в прессе. Следует отметить, что уровень доверия к информации, получаемой из непосредственного общения (знакомые, сослуживцы, личный опыт, наблюдение в магазинах), к фирменным каталогам, которые, как правило, также изучаются в магазинах или получаются от знакомых, иногда превышает уровень использования этих источников информации. Это говорит о том, что данные коммуникативные каналы имеют очень большой резерв и представляют особый интерес в силу высокого уровня доверия к ним.
На вопрос анкеты о предпочитаемых
местах покупки обуви респонденты-
Для определения потребительского поведения при покупке обуви следует знать мотивы приобретения: к началу нового сезона делают покупку 22 % мужчин и 28 % женщин; когда найдут удачную модель 19 % мужчин и 30 % женщин; при острой необходимости купить обувь 43 % и 24 % соответственно; когда бывают скидки 15% и 16 %; по другим причинам 1 % мужчин и 2 % женщин.
О предпочитаемых материалах для обуви респонденты-мужчины и женщины ответили следующее. Лидирующее положение занимает натуральная кожа, на втором месте – текстильные материалы. Мужчины предпочитают выбирать обувь из натуральной кожи – 81 %, текстильных материалов – 12 %. Женщины, в свою очередь, предпочитают обувь из натуральной кожи – 72 %, текстильных материалов – 22 %.
На вопрос «Какие отечественные
обувные фирмы Вам известны?»
Респонденты затруднялись ответить,
называли несуществующие фирмы или
давались их неточные названия. Это
говорит о том, что потребитель
мало интересуется отечественной обувью,
и ему недостаточно поступает
информации рекламного характера об
отечественных обувных
Омск и Омская область.
В целом лёгкая промышленность Омской области переживает непростые времена. Причин упадка немало: проблемы с сырьём, недостаток оборотных средств, высокая степень износа оборудования, низкая конкурентоспособность большинства видов продукции, высокая активность отечественных и иностранных конкурентов.
Ещё одна проблема отрасли – кадровая. На предприятия выпускники не идут из-за низкой заработной платы и неперспективности работы в отрасли. По данным Министерства промышленности Омской области средняя заработная плата в обувной промышленности 7368 рублей.
Основными конкурентами в Омске и Омской области являются: ООО «Артур», ГК "Обувь России" (торговая марка "Вестфалика" и "Пешеход"), ЗАО "Обувная фабрика "Юничел"".
ООО «Артур»
расположено по адресу 36 северная 1.
Данное предприятие специализируется
на выпуске повседневной мужской
и женской обуви под
Сильные стороны предприятия:
Слабые стороны предприятия:
Ботинки мужские, выпускаемые ООО «Артур», изготовлены из натуральной кожи.
Модели для зимнего сезона с подкладкой из натурального меха и подошвой из полиуретана производятся клеепрошивным методом и клеевым методом. Способы закрепления обуви на стопе – в основном шнурки, а также присутствует резинка. Для сезона «весна-осень» в изделиях способ закрепления обуви на стопе – застёжка «молния», резинка.
Ассортимент предприятия ООО "Артур" востребован, пользуется спросом у населения. Форма организации производства должна обеспечивать большую гибкость в вопросах производства и рабочей силы. Выполнение этого требования облегчает решение задачи как можно быстрее реагировать на запросы потребителей. Сейчас это ключевое условие сохранения конкурентоспособности, а в будущем его значение ещё более возрастёт, так как общая тенденция состоит во всё большей фрагментации мод и сезонов, и производителям обуви приходится выпускать всё более мелкие партии обуви самых разных стилей и расцветок и быстрее поставлять их на рынок.
Группа компаний «Обувь России» — федеральная сеть обувных магазинов, основанная в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. На сегодняшний день в городах Сибири, Урала и Центральной части России работают 100 магазинов компании под брендами «Вестфалика» и «Пешеход».
«Вестфалика» – основная сеть компании «Обувь России», в настоящее время насчитывает более 100 магазинов в 40 городах России. Бренду «Вестфалика» уже более 18 лет. Магазины «Вестфалика» предлагают широкий ассортимент женской и мужской обуви (1000 моделей к каждому сезону), кожгалантереи, средств по уходу за обувью и других сопутствующих товаров. В сети «Вестфалика» впервые на российском обувном рынке запущена программа потребительского кредитования на приобретение обуви и продаж обуви в рассрочку. С декабря 2010 года лицом бренда «Вестфалика» является певица Валерия. В Омске 10 магазинов под этой торговой маркой.
В таблице 4 приведена финансовая отчетность ГК "Обувь России" с 2005 по 2011 гг.
тыс. руб. |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Выручка |
302 048 |
582 072 |
1 235 759 |
1 623 398 |
1 328 644 |
1 586 732 |
1 648 080 |
Прирост к предыдущему периоду, % |
92,71% |
112,30% |
31,37% |
-18,16% |
19,42% |
3,87% | |
EBITDA |
33 944 |
89 698 |
215 112 |
202 518 |
177 595 |
184 419 |
154 539 |
Рентабельность по EBITDA |
11,24 |
15,41 |
17,41 |
12,47 |
13,37 |
11,62 |
13,46 |
Собственный капитал |
76 239 |
253 867 |
418 635 |
535 535 |
677 830 |
778 025 |
843 082 |
Активы |
209 014 |
530 124 |
1 407 314 |
1 157 153 |
1 326 859 |
1 419 712 |
2 142 150 |
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка. Применяемые методы