Маркетинговые исследования рынка. Применяемые методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью маркетинговых исследований является обеспечение «прозрачности» рынка – получение достоверной информации о его состоянии и развитии, обеспечение предсказуемости его дальнейшего развития.
Маркетинговые исследования - это функция или процесс, которые соединяют покупателей и потребителей по средствам информации, которая нужна чтобы:
определить маркетинговые возможности и проблемы;
развить, улучшить и оценить маркетинговые действия;
контролировать реализацию маркетинга;
обеспечить реализацию маркетинга как процесса.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………………………..5
Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований………..5
Содержание и направления рыночных исследований…………...10
Общая характеристика процесса маркетингового исследования.16
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ………………………………………………………………22
Методы сбора первичных маркетинговых данных……………....22
Методы сбора вторичных маркетинговых данных………………28
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОБУВИ…………………………………………………………………34
Исследование внутреннего потенциала предприятия ЗАО "Импульс"………………………………………………………………………..34
Исследование конъюнктуры товарного рынка обуви в России...38
Исследование потребительских предпочтений и определение емкости рынка обуви Омска и Омской области………………………………45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..…54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая по маркетинговым исследованиям.docx

— 100.38 Кб (Скачать)

Формулирование проблем управления маркетингом осуществляется в очень  сжатой форме (не более нескольких предложений) с учетом следующего: указываются компания, подразделения компании и руководители, которые должны принять участие в исследовании; излагаются симптомы проблем; излагаются возможные причины этих симптомов; формулируются предполагаемые направления использования маркетинговой информации.

Формулирование проблем маркетинговых  исследований проводится в три этапа: выбор и четкое определение содержание параметров, подлежащих исследованиям; определение взаимосвязей; выбор моделей.

Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем. Они характеризуют тот  информационный вакуум, который должен быть ликвидирован для предоставления менеджерам возможности решать маркетинговые  проблемы. Список целей, согласованных  с менеджером, включает обычно несколько  наименований.

Цели должны быть ясно и четко  сформулированы, быть достаточно деятельными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

При постановке целей маркетинговых  исследований задается вопрос: « Какая  информация необходима для решения  данной проблемы?» Ответ на этот вопрос определяет содержание целей  исследования.

Первой задачей выбора методов  проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем  с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор этих методов.

Наиболее широко используемыми  методами проведения маркетинговых  исследований являются методы анализа  документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которой с определенной долей условностей можно назвать  методами социологических исследований), экспертной оценки и экспериментальные методы.

Другой класс методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, предоставляют экономико-математические методы.

Обычно при проведении маркетинговых  исследований используется информация, полученная на основе первичных и  вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения  конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых  исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных  исследований, выполняемых под частью общей совокупности исследуемых  – выборной.

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых исследований, понимаются данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей маркетинговых  исследований. Другими словами, вторичные  данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований.

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно  классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Количественные исследования обычно отождествляют с проведением  различных опросов, основанных на использовании  структурированных вопросов закрытого  типа, на которые отвечает большое  число респондентов. Характерными особенностями  таких исследований являются: четко  определенный формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме.

Для сбора данных разрабатываются  анкеты (вопросники). Информация для  их заполнения собирается путем проведения измерений. Измерение – это упорядочение множества свойств реальных объектов относительно множества знаков посредством  правила упорядочения, позволяющего изоморфно отобразить элементы отношения  между ними в предметной области  через элементы и отношения между  ними в области модели – шкалы. Как только была определена некоторая  характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен  по данной характеристике.

Можно выделить следующие этапы  разработки выборочного плана:

  1. Определение соответствующей совокупности.
  2. Получение «списка» совокупности.
  3. Проектирование выборочного плана.
  4. Определение методов доступ к совокупности.
  5. Достижение нужной численности выборки.
  6. Проверка выборки на соответствие требованиям.
  7. В случае необходимости формирование новой выборки.

С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора  информации обычно – самый дорогостоящий  этап исследования. Кроме того, при  его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок.

Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление  в матричной форме). Это позволяет  перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и  корреляции, осуществляется анализ трендов  и т.д.).

Структура заключительного отчета должна соответствовать особым требованиям  заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать  при подготовке заключительного  отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть включает начальный  лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и  аннотацию.

Основная часть отчета состоит  из введения, характеристики методологии  исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимую для более глубокого  осмысления полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ  ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

2.1. Методы сбора первичных маркетинговых  данных

 

Система сбора первичной информации предусматривает проведение специальных  маркетинговых исследований. Их целью  является получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач.

Основными методами сбора первичных  маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент и имитационное моделирование.

Выбор конкретного метода зависит  от цели исследования, изучаемого признака  и носителя этого признака.

Опрос позволяет выявить систему  предпочтений, на которые ориентируется  целевой рынок потребителей при  выборе определенных товаров, оценке различных  форм обслуживания, покупке изделий  различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90 % исследований.

Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых  представляет проблему исследования.

Опросы классифицируются по ряду признаков. В зависимости (носителя) первичной  информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают различные категории  населения, профессиональная деятельность которых не связана с предметом  анализа. Участников массовых опросов  принято называть респондентами. В  свою очередь, в специализированных опросах главными источниками информации являются компетентные лица, чья профессиональная деятельность тесно связана с  предметом исследования. К ним чаще всего обращаются на начальных этапах маркетинговых исследований, когда необходимо выявить проблему.

В зависимости от частоты проведения опросы могут быть точечными (разовые) и повторные.

По степени охвата потенциальных  покупателей опросы могут быть сплошными  и выборочными.

В практике маркетинга применяются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам  письменно отвечает на вопросы в  присутствии анкетера или без  него. По форме проведения оно может  быть индивидуальным или групповым. Анкетирование бывает также очным  и заочным. Наиболее распространенной формой последнего является почтовый опрос. Анкетирование по почте, как  правило, используется при необходимости  опроса широкого круга потребителей и предприятий по большому числу  опросов. Для этого применяется  особый вид почтовых опросов –  панельные, позволяющие получать необходимую  информацию с помощью неоднократного опроса интересующей группы покупателей  через равные промежутки времени.

С помощью потребительской панели можно получать следующую информацию: количество товара, покупаемого семьей; размеры финансовых расходов; доля рынка основных производителей; предпочитаемые цены; приверженность к товарной марке.

Панель как метод исследования связано с методическими и  практическими проблемами. Первая сложность  состоит в выборе необходимых  объектов и получении их согласия на сотрудничество. Дальнейшие, до сегодняшнего дня не решенные проблемы, проявляются  «смертности» панели и в специфическом  «эффекте панели».

«Смертность» потребительской  панели заключается в отказе участников от сотрудничества, о смене места  жительства, в физической смерти или в переходе в другую потребительскую категорию. «Эффект панели» заключается в том, что участники, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ жизни.

Еще одной из разновидностей почтового  опроса является так называемый прессовый. В этом случае анкета печатается в анкете или журнале.

Интервьюирование как форма  опроса предполагает личное общение  с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует  ответы. По форме проведения оно  может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).

Таким образом, опрос как метод  получения первичной маркетинговой  информации может быть проведен в  различных формах и разновидностях.

Точность результатов опроса, проводимого  в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).

Анкета (или опросный лист) – это  объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования.

На первой странице анкеты – вводная  часть. В ней указывается кто  проводит опрос; с какой целью; дается инструкция заполнения анкеты.

Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача – заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых  проблем.

Каждой поставленной задачей должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно подразделить на закрытые и открытые. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из полного набора вариантов, проводимых в анкете. Открытые вопросы, в отличие от закрытых, не содержат подсказок, а рассчитаны на получение неформализованных ответов.

Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель – снятие психологического напряжения у респондента.

Для повышения качества анкет и  успешного проведения с их помощью  сбора данных маркетинга сформулирован  ряд рекомендаций, которые могут  быть весьма полезными при получении  первичной маркетинговой информации.

    1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопроса:
  • вопросы должны быть простыми и понятными;
  • вопросы должны быть однозначными;
  • вопросы должны быть нейтральными (не поправлять ответ в определенную сторону);
    1. Соблюдение принципов построения анкет:
  • порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязывающих – к деликатным;
  • сначала вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем, возможно, контрольные вопросы, в конце вопросы о личности.
    1. Выбор оптимального объема анкет:
  • громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответов;
  • короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;
  • максимальное время, необходимое для заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20-30 минут.
    1. Предварительная оценка качества анкет:
  • разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;
  • проведение подробного опроса небольшой группы людей, на основе которого осуществляется их доработка и уточнение (10-15 человек).

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка. Применяемые методы