Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
В данной работе рассмотрена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» — крупнейшей авиакомпании России — с целью научиться оценивать и принимать маркетинговые решения.
Выбор темы курсовой работы связан с её актуальностью и своевременностью, а также заинтересованностью определения особенностей маркетинговой стратегии предприятия, занимающегося авиаперевозками.
В ходе курсовой работы была изучена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», было проведено маркетинговое исследование рынка авиаперевозок, проведена оценка конкурентоспособности компании. В результате полученных данных разработаны рекомендации, направленные на улучшение маркетинговой стратегии предприятия. [1,2]
I Введение…………………………………………………………....4
II Общая характеристика Компании, миссия и цели……………...5
История ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»……….5
Деятельность Компании……………………………………....8
Руководство Компании и организационная структура……...8
Миссия, видение, ценности и стратегия Компании………..10
III Ресурсный потенциал Компании…………………....................12
Финансовые ресурсы…………………………………………12
Производственные ресурсы………………………………….13
Технические и технологические ресурсы………………......14
Маркетинговые ресурсы……………………………………..15
Человеческие ресурсы………………………………………..18
Информационные ресурсы…………………………………..19
Позитивные рыночные характеристики…………………….19
IV Описание товара и применяемых маркетинговых стимулов...20
Параметрические, эксплуатационные, экономические характеристики товара, уровень качества………………………..20
Ценовые характеристики………………………………….....21
Методы товародвижения и сбыта……………………….......22
Мероприятия в рамках коммуникационной политики…….22
V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка…………………………………………..........23
Рынок авиаперевозок…………………………………….......23
Сегментирование……………………………………………..25
Выбор целевых сегментов рынка………................................30
Позиционирование компании на рынке.................................31
VI Оценка уровня конкурентоспособности товара………………32
VII SWOT анализ и риски…………………………........................35
VIII Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии исследуемого предприятия…………………………….37
Товарная политика…………………………………...............37
Ценовая политика………………………….............................38
Коммуникационная политика……………………………….40
Сбытовая политика……..…………………………………....40
IX Заключение………………………………………………………....41
X Список литературы……………………………………………...42
Сегментация по демографическому признаку наиболее часто используема компаниями в маркетинговых исследованиях. Это объясняется тем, что реакции покупателей на тот или иной товар в наибольшей степени зависят именно от демографических переменных.
Для рынка авиаперевозок
целесообразно использовать в качестве
сегментации следующие
Сегментирование по возрасту
Пользователями услуг Аэрофлота являются пассажиры практически любого возраста, начиная от детей, летающих с родителями, и заканчивая пожилыми людьми. Однако наибольшую долю занимают пассажиры в возрасте от 20 до 29 лет. Общая классификация пассажиров по возрасту следующая:
Младше 20 лет |
7,3 % |
20-29 |
46,3 % |
30-39 |
24,4 % |
40-49 |
7,3 % |
50-60 |
9,8 % |
Старше 60 лет |
4,9 % |
рис.5 Сегментация по возрасту
Сегментирование по доходу
Для характеристики пассажиров по доходу можно выделить пассажиров, летающих бизнес-классом, и пассажиров, летающих эконом-классом.
12 % пассажиров «Аэрофлота» летают бизнес-классом. Их социально-демографические характеристики:
88 % пассажиров Аэрофлота летают эконом-классом. Их социально-демографические характеристики:
Сегментирование по роду занятий
рис.6 Сегментирование по роду занятий
Сегментирование по поведенческому признаку заключается в выделении групп покупателей на основе их знаний, квалификаций как пользователей и их реакций на товар.
В результате анализа основных сценариев покупки авиабилетов, можно сделать вывод о том, что не более 46 % пассажиров, покупая авиабилет, реально осуществляют выбор из нескольких авиакомпаний. При помощи метода кластерного анализа, на основании факторов выбора авиакомпании, можно выделить 4 группы пассажиров (оценить численность каждой выделенной группы). Результаты данного сегментирования представлены на рис.7: [2,4]
рис.7 Группы пассажиров по факторам
На основе проведённого анализа рынка пассажирских авиаперевозок стало возможным выделить три ключевых сегмента: бизнес-поездки, туристические поездки и личные поездки. Выделенные сегменты существенно различаются типом потребителей (в значительной части бизнес-поездок покупателем выступает компания, в большинстве туристических поездок покупку билета осуществляет агентство, а для личных поездок характерны частные покупки).
Кроме того, выделенные сегменты различаются поведением потребителей (в данном случае пассажиров). Очевидно, что различия выделенных сегментов, требуют от авиакомпании разработки и реализации различных комплексов маркетинговых мероприятий для каждого из сегментов. Кроме того, целесообразным представляется раздельное, более подробное изучение выделенных сегментов рынка, в рамках дальнейших исследовательских проектов.
Проведённый анализ показал, что целевым сегментом для ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» является население в возрасте от 20 до 29 лет, с доходом не менее $ 500 в месяц.
Для улучшения деятельности Аэрофлота необходимо учитывать все факторы, влияющие на выбор потребителя. Так, к примеру, фактор стоимости авиабилета как главного решающего аргумента в пользу выбора авиаперевозчика указали около половины опрошенных лиц. Таким образом, можно предположить, что данная группа будет пользоваться услугами биржи «горящих» авиабилетов.
Также на выбор покупателя
влияет состояние технопарка. Аэрофлот
в свою очередь следует
Благодаря своему лидерскому положению на рынке и большим ресурсам, Аэрофлот проводит всевозможные акции, направленные на различные слои населения, которые позволяют привлекать новых клиентов. [2,4]
4.Позиционирование Компании на рынке
Практическое позиционирование — установление отличия своего товара от аналогичных товаров конкурентов. Разница определяется с помощью “карты” конкурентной позиции в координатах признаков, существенных для потребителя.
Аэрофлот позиционирует себя как крупнейшую и ведущую авиакомпанию России. Основной целью, поставленной перед Аэрофлотом, является выход компании на международный уровень.
Аэрофлот намерен укреплять своё лидирующее положение в гражданской авиации России, прежде всего, за счёт расширения присутствия на внутреннем рынке и рынке перевозок между Россией и странами СНГ. Это предполагает как увеличение частот на имеющихся маршрутах, так и выход на новые направления.
На рынке международных пассажирских перевозок развитие компании связано с расширением сотрудничества с партнёрами альянса SkyTeam, привлечением транзитных потоков пассажиров, следующих из российских регионов за рубеж, а также из Азии в Европу или Америку и обратно, увеличением доли Аэрофлота в перевозке пассажиров высоких классов.
Главная стратегическая цель Аэрофлота — построить компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России.
Для достижения этой цели в ноябре 2009 года был открыт терминал D аэропорта «Шереметьево», в котором базируется компания. Терминал D предназначен для обслуживания рейсов Аэрофлота, а также рейсов его партнёров по альянсу SkyTeam.
Терминал D призван стать
первым в России полноценным международным
хабом, опирающимся на базовую авиакомпанию
и глобальный альянс. [2,4]
VI Оценка уровня конкурентоспособности товара
Для определения оценки уровня конкурентоспособности услуги Аэрофлота можно воспользоваться степенью приближения реального товара к идеальному. Для каждой из характеристик можно определить её максимальное воплощение – то, чего ожидают потребители. Услуга «авиаперевозка», все характеристики которой полностью отвечают ожиданиям потребителей, назовём идеальной. Понятно, что реальные товары не всегда соответствуют идеальным представлениям. Кроме того, в качестве идеальной характеристики может быть выбрано её наилучшее реальное воплощение у товара-конкурента, например, лидера продаж на данном рынке [5].
Для оценки важности любой из рассматриваемых характеристик товара (услуги) предлагается использовать экспертную оценку по 5-балльной системе, в которой:
5 – характеристика товара
чрезвычайно значима для
4 – характеристика значима в высокой степени;
3 – характеристика значима, но не слишком;
2 – малозначимая характеристика;
1 – незначимая характеристика;
Для оценки потребительской удовлетворённости (степени воплощения) i-ой характеристики предлагается следующая система оценок:
5 – характеристика товара отлично воплощена;
4 – характеристика воплощена хорошо;
3 – есть отдельные недостатки в воплощении характеристики;
2 – есть значительные недостатки, плохое воплощение;
1 – характеристика почти не воплощена;
Данные характеристик представлены в таблице 5
Характеристика услуги |
Оценка важности |
Оценка потребительской удовлетворенности |
Безопасность |
5 |
5 |
Соответствие стандартам |
5 |
5 |
Уровень обслуживания |
4 |
5 |
Маршрутная сеть |
4 |
5 |
Авиапарк |
4 |
5 |
Бонусная программа |
3 |
4 |
Узнаваемость бренда |
2 |
5 |
Экологичность услуги |
2 |
4 |
табл.5 Оценка характеристик
Уровень конкурентоспособности товара (услуги) рекомендуется определять по формуле:
%,
где К — уровень конкурентоспособности (%);
OZ(i) — оценка значимости (важности) i-ой характеристики товара для потребителя;
OV(i) — оценка воплощения i-ой характеристики товара;
МО(i) — максимальная оценка воплощения i-ой характеристики товара
М — количество характеристик товара.
Уровень конкурентоспособности услуг Аэрофлота равен:
Вывод: уровень конкурентоспособности услуг Аэрофлота равен 96,6. Данный показатель практически идеален по отношению к остальным компаниям в России. Если рассматривать конкурентоспособность Аэрофлота по показателям деятельности, то Аэрофлот становится безоговорочным лидером среди остальных компаний. Повысить данный показатель можно за счёт проведения дополнительных маркетинговых мероприятий.
Необходимость совершенствования
характеристик товара и реализации
маркетинговых мероприятий
Характеристика услуги |
Оценка важности |
Оценка потребительской удовлетворенности |
Коэффициент настоятельности совершенствования, необходимости реализации мероприятия |
Безопасность |
5 |
5 |
2 |
Соответствие стандартам |
5 |
5 |
2 |
Уровень обслуживания |
4 |
5 |
2 |
Маршрутная сеть |
4 |
5 |
2 |
Авиапарк |
4 |
5 |
2 |
Бонусная программа |
3 |
4 |
4 |
Узнаваемость бренда |
2 |
5 |
1 |
Экологичность услуги |
2 |
4 |
3 |
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара