Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа
В данной работе рассмотрена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» — крупнейшей авиакомпании России — с целью научиться оценивать и принимать маркетинговые решения.
Выбор темы курсовой работы связан с её актуальностью и своевременностью, а также заинтересованностью определения особенностей маркетинговой стратегии предприятия, занимающегося авиаперевозками.
В ходе курсовой работы была изучена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», было проведено маркетинговое исследование рынка авиаперевозок, проведена оценка конкурентоспособности компании. В результате полученных данных разработаны рекомендации, направленные на улучшение маркетинговой стратегии предприятия. [1,2]
I Введение…………………………………………………………....4
II Общая характеристика Компании, миссия и цели……………...5
История ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»……….5
Деятельность Компании……………………………………....8
Руководство Компании и организационная структура……...8
Миссия, видение, ценности и стратегия Компании………..10
III Ресурсный потенциал Компании…………………....................12
Финансовые ресурсы…………………………………………12
Производственные ресурсы………………………………….13
Технические и технологические ресурсы………………......14
Маркетинговые ресурсы……………………………………..15
Человеческие ресурсы………………………………………..18
Информационные ресурсы…………………………………..19
Позитивные рыночные характеристики…………………….19
IV Описание товара и применяемых маркетинговых стимулов...20
Параметрические, эксплуатационные, экономические характеристики товара, уровень качества………………………..20
Ценовые характеристики………………………………….....21
Методы товародвижения и сбыта……………………….......22
Мероприятия в рамках коммуникационной политики…….22
V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка…………………………………………..........23
Рынок авиаперевозок…………………………………….......23
Сегментирование……………………………………………..25
Выбор целевых сегментов рынка………................................30
Позиционирование компании на рынке.................................31
VI Оценка уровня конкурентоспособности товара………………32
VII SWOT анализ и риски…………………………........................35
VIII Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии исследуемого предприятия…………………………….37
Товарная политика…………………………………...............37
Ценовая политика………………………….............................38
Коммуникационная политика……………………………….40
Сбытовая политика……..…………………………………....40
IX Заключение………………………………………………………....41
X Список литературы……………………………………………...42
Аэрофлот имеет в своём распоряжении собственный аэропорт международного уровня, что выводит его на мировой класс.
Являясь бесспорным лидером гражданской авиации России и осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, «Аэрофлот» стремится к обеспечению устойчивого экологического равновесия во всех сферах своей деятельности, что органично вписывается в масштабную программу социальной ответственности, которая является одним из основополагающих принципов деятельности авиакомпании.
В Аэрофлоте действует система экологического управления и производственного экологического контроля, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты. Принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности, полностью соответствующая экологической стратегии IATA. Программа по энергосбережению позволит ОАО «Аэрофлот» экономить до 1,5 млн. тонн авиатоплива в год и снизить его удельный расход за период с 2007 по 2020 год на 43,6 %.
В парке Аэрофлота находятся самые современные и надёжные самолёты. Выбор судов значительно велик. В основном используется суда ведущих авиастроительных компаний — Boeing, Airbus и др.
Отдельного упоминания заслуживает символика «Аэрофлота». Крылатый серп и молот — неотъемлемый символ авиакомпании с момента её основания — является самым узнаваемым символом компании. [1]
В связи со спецификой предоставляемой услуги — авиаперевозка пассажиров, ценовые характеристики варьируются в зависимости от направления и класса обслуживания. Для удовлетворения желаний различных сегментов, Аэрофлот предоставляет своим потребителям различные классы обслуживания и цены. Это экономические, бизнес, VIP классы.
Основная составляющая цены на билет — расходы на топливо. В связи с постоянным изменением цен на нефть, меняется цена на авиабилет. Но в среднем цены меняются незначительно.
Для постоянных клиентов Аэрофлота, компания предоставляет бонусные программы. Программа «Аэрофлот-Бонус», сущность которой заключается в том, что пассажир, летая рейсами Аэрофлота, получает «бонусные мили», которые в дальнейшей можно использовать для приобретения билетов. Количество миль зависит от дальности полёта, класса обслуживания. Выделяют несколько уровней (стандартный, серебряный, золотой), в зависимости от числа баллов. Для особых клиентов выделены дополнительные программы:
В рамках членства Аэрофлота в Альянсе «SkyTeam» для потребителей предоставляются специальные тарифы на путешествия по всему миру. [1, 3]
3.Методы товародвижения и сбыта
Основной метод сбыта билетов — продажа в филиалах компании в городах и странах. В настоящее время офисы компании располагаются в 49 странах. Общее количество офисов более 200. Также активно ведутся продажи через интернет-ресурсы компании. В рамках членства Аэрофлота в Альянсе «SkyTeam» компании доступны все каналы сбыта Альянса, возможность продажи и обслуживания клиентов по всему миру. [1]
4.Мероприятия в рамках коммуникационной политики
Уровень качества рекламы компании очень высокий. Компания всеми средствами поддерживает свой уровень.
После ребрендинга компании, была также изменена и реклама. В настоящее время рекламу компании можно увидеть по телевидению, в интернете и в журналах (газетах). Наибольшее количество рекламы можно встретить в тематических газетах.
Степень воздействия на потребителя также высока, благодаря узнаваемому бренду. [4]
V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка
Становление и формирование современного рынка авиаперевозок началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошёл переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной. Переход этот осуществлялся в сложных условиях: неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, ошибки быстрого реформирования. В это время, произошел спад всей экономики России, который негативно сказался на развитии сферы авиауслуг. С 1990 по 2000 гг. произошел резкий спад показателей деятельности воздушного транспорта, аналогов которому не было в мировой истории гражданской авиации.
Постепенно с 2000 года рынок
авиаперевозок начал
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе пассажирских перевозок внутри Российской Федерации
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» – компании S7 Airlines и UTair.
S7 Airlines базируется в московском международном аэропорту «Домодедово».
Компания имеет разветвлённую сеть маршрутов с пересадочными узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво), Владивостоке и Иркутске. Авиакомпания S7 Airlines формирует обширную маршрутную сеть, которая включает в себя 83 направления (41 — внутрироссийские) в 26 стран мира.
Средний возраст самолетов, выполняющих рейсы S7 Airlines, составляет восемь лет. Воздушный парк компании состоит из 51 дальнемагистральных и среднемагистральных самолёта: один Airbus A310, 20 самолетов Airbus A319, 15 лайнеров Airbus A320, 4 Boeing 737-400, 9 Boeing 737-800 и 2 дальнемагистральных лайнера Boeing 767-300.
Основные аэропорты
Boeing 757-200 – 7, Boeing 767-200 – 3, Bombardier Challenger 300 - 1, Bombardier CRJ-200 - 15, Gulfstream - 2, Let L-410 Turbolet – 2. Также «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. В парке компании имеется 352 вертолёта (на 18 октября 2012 г.) Всего у авиакомпании около 100 пунктов назначения, преимущественно по России и странам СНГ.
Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных пассажирских перевозок
Основные конкуренты – компании S7 Airlines и «Трансаэро». Среди иностранных перевозчиков – компания Lufthansa.
«Трансаэро» базируется в Москве, аэропорт Домодедово. Парк «Трансаэро» по состоянию на октябрь 2012 г. состоит из 92 воздушных судов (39 B-737, 24 B-747, 13 B-767, 13 B-777, 3 Ту-214). Выполняет внутрироссийские и международные перевозки. Маршрутная сеть «Трансаэро» охватывает свыше 160 направлений по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки, открыты полёты из С.-Петербурга в города Дальнего Востока, возобновлены прямые рейсы в США в Нью-Йорк и Майами, открыто направление Москва-Пекин. В 2012 году «Трансаэро» заключила контракты с «Airbus» о поставках 4 лайнеров «Airbus A380» и с «Boeing» о поставках 4 самолётов «Boeing 787 Dreamliner».
Lufthansa – крупнейшая германская авиакомпания, национальный авиаперевозчик Германии. Наиболее удобные стыковки обеспечиваются через узловые аэропорты во Франкфурте, Мюнхене и Цюрихе. Согласно межправительственному соглашению между Россией и Германией Lufthansa имеет 10 возможных направлений полетов в России. На начало 2009 г выполнялись регулярные перелёты из Германии в Москву, С.-Петербург, Пермь, Казань, Самару, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Города прилета из России в Германию – Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург и Берлин. В 2007 г Lufthansa перевезла в российские города и обратно 1,7 млн человек, в 2006 в Россию и страны СНГ – 1,3 млн человек. Общий объем перевозок авиакомпании Lufthansa в 2011 г. составил 65,5 млн пассажиров (рост на 11,1%). [3,8]
Основные конкуренты-российские компании приведены в таблице 4:
N |
Наименование |
Страна регистрации |
Объём проданных услуг, млрд.руб. |
Доля на рынке, % |
||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012* | ||||
1 |
Аэрофлот |
Россия |
114,5 (2010) |
19,1% |
18,1% |
18,6% |
19,4% |
19,8% |
22,1% |
23,5% |
2 |
ТРАНСАЭРО |
Россия |
60,9 (2010) |
5,6% |
7,2% |
9,7% |
11,1% |
11,7% |
13,2% |
14,1% |
3 |
S7 + Глобус |
Россия |
39,8 (2010) |
12,9% |
12,6% |
13,0% |
12,5% |
10,4% |
10,3% |
11,1% |
4 |
UTair |
Россия |
44,4 (2010) |
6,4% |
6,6% |
6,5% |
7,8% |
7,8% |
9,1% |
10,4% |
Таблица 4
Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар или услугу.
Сегментация компании Аэрофлот может быть произведена по нескольким признакам:
При этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Рассмотрим сегментацию по основным признакам.
2.1 Сегментирование по географическому принципу
Сегментирование по географическому признаку включает разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность.
ОАО «Аэрофлот — российские
авиалинии» в настоящее время
выполняет собственные
Аэрофлот выделяет несколько регионов:
Основными направлениями являются рейсы в столицы стран данных регионов и в крупные города.
Максимальное количество международных рейсов «Аэрофлот» выполняет:
Максимальное количество внутренних рейсов «Аэрофлот» выполняет: в Санкт-Петербург (13 ежедневных рейсов).
Доли регионов представлена на рисунке 4.
рис.4 Доли регионов в общем объёме
2.2 Сегментирование по демографическому признаку
Сегментирование по демографическому признаку заключается в разделении рынка в соответствии с такими переменными как:
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара