Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» — крупнейшей авиакомпании России — с целью научиться оценивать и принимать маркетинговые решения.
Выбор темы курсовой работы связан с её актуальностью и своевременностью, а также заинтересованностью определения особенностей маркетинговой стратегии предприятия, занимающегося авиаперевозками.
В ходе курсовой работы была изучена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», было проведено маркетинговое исследование рынка авиаперевозок, проведена оценка конкурентоспособности компании. В результате полученных данных разработаны рекомендации, направленные на улучшение маркетинговой стратегии предприятия. [1,2]

Оглавление

I Введение…………………………………………………………....4
II Общая характеристика Компании, миссия и цели……………...5
История ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»……….5
Деятельность Компании……………………………………....8
Руководство Компании и организационная структура……...8
Миссия, видение, ценности и стратегия Компании………..10
III Ресурсный потенциал Компании…………………....................12
Финансовые ресурсы…………………………………………12
Производственные ресурсы………………………………….13
Технические и технологические ресурсы………………......14
Маркетинговые ресурсы……………………………………..15
Человеческие ресурсы………………………………………..18
Информационные ресурсы…………………………………..19
Позитивные рыночные характеристики…………………….19
IV Описание товара и применяемых маркетинговых стимулов...20
Параметрические, эксплуатационные, экономические характеристики товара, уровень качества………………………..20
Ценовые характеристики………………………………….....21
Методы товародвижения и сбыта……………………….......22
Мероприятия в рамках коммуникационной политики…….22
V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка…………………………………………..........23
Рынок авиаперевозок…………………………………….......23
Сегментирование……………………………………………..25
Выбор целевых сегментов рынка………................................30
Позиционирование компании на рынке.................................31
VI Оценка уровня конкурентоспособности товара………………32
VII SWOT анализ и риски…………………………........................35
VIII Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии исследуемого предприятия…………………………….37
Товарная политика…………………………………...............37
Ценовая политика………………………….............................38
Коммуникационная политика……………………………….40
Сбытовая политика……..…………………………………....40
IX Заключение………………………………………………………....41
X Список литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг Аэрофлот.docx

— 960.98 Кб (Скачать)

Аэрофлот имеет в своём  распоряжении собственный аэропорт международного уровня, что выводит  его на мировой класс.

Являясь бесспорным лидером гражданской авиации России и осознавая свою ответственность перед обществом и будущими поколениями, «Аэрофлот» стремится к обеспечению устойчивого экологического равновесия во всех сферах своей деятельности, что органично вписывается в масштабную программу социальной ответственности, которая является одним из основополагающих принципов деятельности авиакомпании.

В Аэрофлоте действует система экологического управления и производственного экологического контроля, включающая передовые природоохранные технологии и стандарты. Принята Программа энергосбережения и повышения экологической эффективности, полностью соответствующая экологической стратегии IATA. Программа по энергосбережению позволит ОАО «Аэрофлот» экономить до 1,5 млн. тонн авиатоплива в год и снизить его удельный расход за период с 2007 по 2020 год на 43,6 %.

В парке Аэрофлота находятся самые современные и надёжные самолёты. Выбор судов значительно велик. В основном используется суда ведущих авиастроительных компаний — Boeing, Airbus и др.

Отдельного упоминания заслуживает  символика «Аэрофлота». Крылатый серп и молот — неотъемлемый символ авиакомпании с момента её основания — является самым узнаваемым символом компании. [1]

  1. Ценовые характеристики

В связи со спецификой предоставляемой услуги — авиаперевозка пассажиров, ценовые характеристики варьируются в зависимости от направления и класса обслуживания. Для удовлетворения желаний различных сегментов, Аэрофлот предоставляет своим потребителям различные классы обслуживания и цены. Это экономические, бизнес, VIP классы.

Основная составляющая цены на билет — расходы на топливо. В связи с постоянным изменением цен на нефть, меняется цена на авиабилет. Но в среднем цены меняются незначительно.

Для постоянных клиентов Аэрофлота, компания предоставляет бонусные программы. Программа «Аэрофлот-Бонус», сущность которой заключается в том, что пассажир, летая рейсами Аэрофлота, получает «бонусные мили», которые в дальнейшей можно использовать для приобретения билетов. Количество миль зависит от дальности полёта, класса обслуживания. Выделяют несколько уровней (стандартный, серебряный, золотой), в зависимости от числа баллов. Для особых клиентов выделены дополнительные программы:

  • «Аэрофлот Бизнес Клуб» — программа лояльности для компаний, сотрудники которых для своих перелётов преимущественно выбирают ОАО «Аэрофлот». Это отличный способ накопить мили на единую корпоративную карту и сэкономить деньги организации, получая премиальные билеты для служебных и личных поездок. Количество миль зависит от частоты перелётов сотрудников, а также дальности полёта и класса обслуживания.
  • «Аэрофлот Бонус Семья» — программа лояльности для всей семьи. Это способ накапливать мили на свой счет за полёты всех членов семьи и делать это в несколько раз быстрее. Члены семьи пассажира летают рейсами «Аэрофлота», предъявляя персональные карты, и пополняют мили в программе «Аэрофлот Бонус Семья».

В рамках членства Аэрофлота  в Альянсе «SkyTeam» для потребителей предоставляются специальные тарифы на путешествия по всему миру. [1, 3]

 

3.Методы товародвижения и сбыта

Основной метод сбыта  билетов — продажа в филиалах компании в городах и странах. В настоящее время офисы компании располагаются в 49 странах. Общее количество офисов более 200. Также активно ведутся продажи через интернет-ресурсы компании. В рамках членства Аэрофлота в Альянсе «SkyTeam» компании доступны все каналы сбыта Альянса, возможность продажи и обслуживания клиентов по всему миру. [1]

4.Мероприятия в рамках коммуникационной политики

Уровень качества рекламы  компании очень высокий. Компания всеми  средствами поддерживает свой уровень.

После ребрендинга компании, была также изменена и реклама. В настоящее время рекламу компании можно увидеть по телевидению, в интернете и в журналах (газетах). Наибольшее количество рекламы можно встретить в тематических газетах.

Степень воздействия на потребителя  также высока, благодаря узнаваемому  бренду. [4]

 

V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка

      1. Рынок авиаперевозок

Становление и формирование современного рынка авиаперевозок  началось в России в 1991 году. На фоне общего дерегулирования экономики, приватизации и либерализации цен, в секторе авиаперевозок за несколько лет произошёл переход от плановой системы хозяйственных отношений к рыночной. Переход этот осуществлялся в сложных условиях: неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура, ошибки быстрого реформирования. В это время, произошел спад всей экономики России, который негативно сказался на развитии сферы авиауслуг. С 1990 по 2000 гг. произошел резкий спад показателей деятельности воздушного транспорта, аналогов которому не было в мировой истории гражданской авиации.

Постепенно с 2000 года рынок  авиаперевозок начал восстанавливать утраченные позиции. В среднем, в период с 2000 по 2009 год, российские авиакомпании ежегодно увеличивали объёмы перевозок пассажиров на 10 % при росте экономики страны на 6,7 % в год. Кроме того, темпы роста российского рынка авиаперевозок значительно опережали динамику мирового рынка. На сегодняшний день на долю рынка авиаперевозок приходится более 15 % пассажирооборота и более 5 % грузооборота общих перевозок по России. По сравнению с другими секторами он развивается динамичнее.

 

Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе пассажирских перевозок внутри Российской Федерации

 

Основные конкуренты ОАО  «Аэрофлот» – компании S7 Airlines и UTair.

S7 Airlines базируется в московском международном аэропорту «Домодедово».

Компания имеет разветвлённую  сеть маршрутов с пересадочными  узлами в Москве (Домодедово), Новосибирске (Толмачёво), Владивостоке и Иркутске. Авиакомпания S7 Airlines формирует обширную маршрутную сеть, которая включает в себя 83 направления (41 — внутрироссийские) в 26 стран мира.

Средний возраст самолетов, выполняющих рейсы S7 Airlines, составляет восемь лет. Воздушный парк компании состоит из 51 дальнемагистральных и среднемагистральных самолёта: один Airbus A310, 20 самолетов Airbus A319, 15 лайнеров Airbus A320, 4 Boeing 737-400, 9 Boeing 737-800 и 2 дальнемагистральных лайнера Boeing 767-300.

Основные аэропорты базирования  UTair – Рощино (Тюмень), Аэропорт Сургут и Аэропорт Внуково (Москва). Компания осуществляет пассажирские регулярные и чартерные перевозки как в России, так и за рубеж, а также является крупнейшим в России оператором вертолетных перевозок Авиапарк компании состоит из 228 самолётов (на 18 октября 2012 г., с учётом дочерней авиакомпании Ютэйр-Экспресс): Ан-2 - 43, Ан-24 - 19, Ан-74 - 5, Ту-154М - 21, Ту-134- 26, Як-40 - 1, ATR-42 - 14, ATR 72 -22, Boeing 737-400 - 7, Boeing 737-500 - 31, Boeing 737-800 - 9,

Boeing 757-200 – 7, Boeing 767-200 –  3, Bombardier Challenger 300 - 1, Bombardier CRJ-200 - 15, Gulfstream - 2, Let L-410 Turbolet – 2. Также «ЮТэйр» эксплуатирует крупнейший в мире по размеру и грузоподъемности вертолетный флот. В парке компании имеется 352 вертолёта (на 18 октября 2012 г.) Всего у авиакомпании около 100 пунктов назначения, преимущественно по России и странам СНГ.

 

Основные конкуренты ОАО «Аэрофлот» в секторе международных  пассажирских перевозок

 

Основные конкуренты –  компании S7 Airlines и «Трансаэро». Среди иностранных перевозчиков – компания Lufthansa.

«Трансаэро» базируется в Москве, аэропорт Домодедово. Парк «Трансаэро» по состоянию на октябрь 2012 г. состоит из 92 воздушных судов (39 B-737, 24 B-747, 13 B-767, 13 B-777, 3 Ту-214). Выполняет внутрироссийские и международные перевозки. Маршрутная сеть «Трансаэро» охватывает свыше 160 направлений по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки, открыты полёты из С.-Петербурга в города Дальнего Востока, возобновлены прямые рейсы в США в Нью-Йорк и Майами, открыто направление Москва-Пекин. В 2012 году «Трансаэро» заключила контракты с «Airbus» о поставках 4 лайнеров «Airbus A380» и с «Boeing» о поставках 4 самолётов «Boeing 787 Dreamliner».

Lufthansa – крупнейшая германская авиакомпания, национальный авиаперевозчик Германии. Наиболее удобные стыковки обеспечиваются через узловые аэропорты во Франкфурте, Мюнхене и Цюрихе. Согласно межправительственному соглашению между Россией и Германией Lufthansa имеет 10 возможных направлений полетов в России. На начало 2009 г выполнялись регулярные перелёты из Германии в Москву, С.-Петербург, Пермь, Казань, Самару, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Города прилета из России в Германию – Франкфурт, Мюнхен, Дюссельдорф, Гамбург и Берлин. В 2007 г Lufthansa перевезла в российские города и обратно 1,7 млн человек, в 2006 в Россию и страны СНГ – 1,3 млн человек. Общий объем перевозок авиакомпании Lufthansa в 2011 г. составил 65,5 млн пассажиров (рост на 11,1%). [3,8]

Основные конкуренты-российские компании приведены в таблице 4:

N

Наименование

Страна регистрации

Объём проданных услуг, млрд.руб.

Доля на рынке, %

 

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012*

1

Аэрофлот

Россия

114,5 (2010)

19,1%

18,1%

18,6%

19,4%

19,8%

22,1%

23,5%

2

ТРАНСАЭРО

Россия

60,9 (2010)

5,6%

7,2%

9,7%

11,1%

11,7%

13,2%

14,1%

3

S7 + Глобус

Россия

39,8 (2010)

12,9%

12,6%

13,0%

12,5%

10,4%

10,3%

11,1%

4

UTair

Россия

44,4 (2010)

6,4%

6,6%

6,5%

7,8%

7,8%

9,1%

10,4%


Таблица 4

 

      1. Сегментирование

 

Сегментация — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью  изучения их реакции на тот или  иной товар или услугу.

Сегментация компании Аэрофлот может быть произведена по нескольким признакам:

  • географическому,
  • демографическому,
  • психографическому,
  • поведенческому.

При этом каждому из этих признаков присущи свои переменные. Рассмотрим сегментацию по основным признакам.

 

2.1 Сегментирование по географическому принципу

Сегментирование по географическому  признаку включает разделение рынка  на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность.

ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» в настоящее время  выполняет собственные пассажирские и грузовые рейсы из Москвы (Международный  аэропорт «Шереметьево») в 55 стран мира; коммерческие посадки осуществляются в 126 пунктах, из них: 4 в странах Африки, 6 на Ближнем и Среднем Востоке, 7 в странах Америки, 16 в странах Азии, 50 в Европе, 11 пунктов в странах СНГ и 32 пункта в России. Рейсы совместной эксплуатации («код-шер») с авиакомпаниями-партнёрами выполняются в более, чем 80 городов мира. А через обширную совместную маршрутную сеть SkyTeam даёт своим клиентам возможность совершать полёты в 1000 пунктов 187 стран мира.

Аэрофлот выделяет несколько  регионов:

  1. Америка
  2. Ближний и Средний Восток
  3. Европа
  4. Африка
  5. Юго-Восточная Азия
  6. Россия
  7. СНГ

Основными направлениями  являются рейсы в столицы стран  данных регионов и в крупные города.

Максимальное количество международных рейсов «Аэрофлот» выполняет:

  • На европейском континенте — в Германию (Берлин, Гамбург, Ганновер, Дрезден, Дюссельдорф, Мюнхен, Франкфурт);
  • На азиатском — в Китай (Гонконг, Пекин, Шанхай);
  • На американском — в США (Вашингтон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк);
  • На африканском — в Египет (Каир, Хургада, Шарм-эль-Шейх).

Максимальное количество внутренних рейсов «Аэрофлот» выполняет: в Санкт-Петербург (13 ежедневных рейсов).

Доли регионов представлена на рисунке 4.

рис.4 Доли регионов в общем объёме

 

2.2 Сегментирование по демографическому признаку

 

Сегментирование по демографическому признаку заключается в разделении рынка в соответствии с такими переменными как:

  • возраст,
  • пол,
  • размер семьи,
  • жизненный цикл семьи,
  • род занятий,
  • уровень дохода,
  • образование,
  • национальность,
  • вероисповедание.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара