Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» — крупнейшей авиакомпании России — с целью научиться оценивать и принимать маркетинговые решения.
Выбор темы курсовой работы связан с её актуальностью и своевременностью, а также заинтересованностью определения особенностей маркетинговой стратегии предприятия, занимающегося авиаперевозками.
В ходе курсовой работы была изучена деятельность компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», было проведено маркетинговое исследование рынка авиаперевозок, проведена оценка конкурентоспособности компании. В результате полученных данных разработаны рекомендации, направленные на улучшение маркетинговой стратегии предприятия. [1,2]

Оглавление

I Введение…………………………………………………………....4
II Общая характеристика Компании, миссия и цели……………...5
История ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»……….5
Деятельность Компании……………………………………....8
Руководство Компании и организационная структура……...8
Миссия, видение, ценности и стратегия Компании………..10
III Ресурсный потенциал Компании…………………....................12
Финансовые ресурсы…………………………………………12
Производственные ресурсы………………………………….13
Технические и технологические ресурсы………………......14
Маркетинговые ресурсы……………………………………..15
Человеческие ресурсы………………………………………..18
Информационные ресурсы…………………………………..19
Позитивные рыночные характеристики…………………….19
IV Описание товара и применяемых маркетинговых стимулов...20
Параметрические, эксплуатационные, экономические характеристики товара, уровень качества………………………..20
Ценовые характеристики………………………………….....21
Методы товародвижения и сбыта……………………….......22
Мероприятия в рамках коммуникационной политики…….22
V Описание и результаты проведенного маркетингового исследования рынка…………………………………………..........23
Рынок авиаперевозок…………………………………….......23
Сегментирование……………………………………………..25
Выбор целевых сегментов рынка………................................30
Позиционирование компании на рынке.................................31
VI Оценка уровня конкурентоспособности товара………………32
VII SWOT анализ и риски…………………………........................35
VIII Формирование предложений по изменению маркетинговой стратегии исследуемого предприятия…………………………….37
Товарная политика…………………………………...............37
Ценовая политика………………………….............................38
Коммуникационная политика……………………………….40
Сбытовая политика……..…………………………………....40
IX Заключение………………………………………………………....41
X Список литературы……………………………………………...42

Файлы: 1 файл

курсовая маркетинг Аэрофлот.docx

— 960.98 Кб (Скачать)

В 2011 году в Группу «Аэрофлот» вошли новые участники – региональные авиакомпании, бывшие активы госкорпорации «Ростехнологии». Начался процесс широкомасштабной интеграции авиакомпаний Группы.

В 2011 же году разработана новая стратегия Группы «Аэрофлот», согласно которой компания уже к 2025 году восстановит мощь до значений, сравнимых с уровнем прежнего, советского Аэрофлота и станет одним из ключевых игроков на глобальном рынке гражданских авиаперевозок. К указанному сроку совокупные ежегодные перевозки, осуществляемые Группой, должны превысить 70 млн. пассажиров. Основными стратегическими целями Группы «Аэрофлот» на период до 2025 года являются: вхождение в первую пятерку авиакомпаний по пассажиропотоку и выручке в Европе, а также в топ-20 глобальных игроков по этим показателям. Планируется развитие перевозок через главный хаб в Москве с долей трансферных пассажиров не менее 60 %, обеспечение максимально широкого присутствия на рынке. [1]

 

  1. Деятельность компании

Основное направление деятельности «Аэрофлота» — пассажирские и грузовые перевозки, а также предоставление права иностранным компаниям на пролёт их самолётов над территорией России. ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» в настоящее время выполняет собственные пассажирские и грузовые рейсы из Москвы (Международный аэропорт «Шереметьево») в 55 стран мира; коммерческие посадки осуществляются в 126 пунктах, из них: 4 в странах Африки, 6 на Ближнем и Среднем Востоке, 7 в странах Америки, 16 в странах Азии, 50 в Европе, 11 пунктов в странах СНГ и 32 пункта в России. Рейсы совместной эксплуатации («код-шер») с авиакомпаниями-партнёрами выполняются в более, чем 80 городов мира. А через обширную совместную маршрутную сеть SkyTeam даёт своим клиентам возможность совершать полёты в 1000 пунктов 187 стран мира.

Важную долю в доходах  «Аэрофлота» занимают платежи иностранных  авиакомпаний за пролёт их самолётов  над территорией России по транссибирским маршрутам. В списке плательщиков все зарубежные компании, летающие данными маршрутами. По оценкам экспертов, в год компания получает от них $ 200-400 млн. В отчётности «Аэрофлота» по МСФО эти платежи отдельно не указываются, а отображаются в статье «прочие доходы». Платежи за пролёт поступают в бюджет «Аэрофлота» ещё с 70-х годов XX века и, как ожидается, могут быть отменены в 2013 году в рамках вступления России в ВТО (Россия — единственная страна в мире, которая взимает такие платежи). [1,3,6]

 

  1. Руководство Компании и организационная структура

Организационной формой предприятия  является открытое акционерное общество. Высшим органом управления Общества является общее собрание акционеров. Генеральный директор — Виталий Савельев.

На 31.12.2012 51,17 % акций принадлежит государству (в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), 42,04 % — в собственности юридических лиц, 6,79 % принадлежит физическим лицам. Организационная структура ОАО «Аэрофлот – Российские Авиалинии» представлена на рисунке 1. [1]

 


рисунок 1

 

  1. Миссия, видение, ценности и стратегия Компании

Миссия:

  • помогать пассажирам осуществлять свои жизненные планы и мечты — эффективно работать, приятно отдыхать, встречаться с родными и близкими, открывать для себя новые страны и города;
  • делать всё, чтобы пассажиры чувствовали себя в небе безопасно, надёжно и уютно.

Видение:

  • стремление построить Компанию международного класса, основываясь на лучших традициях гражданской авиации России.
  • цель — обеспечение стабильного качества продукта авиакомпании на уровне пятерки лидеров европейской авиаиндустрии.

 

Ценности:

 

  • помогать всем, кто летает. Пассажир — главный объект заботы. Именно он даёт возможность добиваться успеха Компании;
  • работать так, чтобы пассажиры, выбирая Компанию, оставались довольны услугами и возвращались снова и снова.

 

Долгосрочная цель Аэрофлота:

Построение глобальной сетевой Компании, что предполагает:

  • достижение ведущих позиций по объёму перевозок;
  • наличие эффективной системы транспортных узлов, включая крупный конкурентоспособный хаб в аэропорту "Шереметьево";
  • доминирование на внутреннем рынке;
  • наличие развитой дальнемагистральной сети;
  • лидирующие позиции по качеству продукта.

 

Основа стратегии Группы Аэрофлот до 2015 г.:

  • развитие необходимых компетенций для создания глобальной сетевой компании; приоритетная задача — наращивание рыночного присутствия и усиление позиций на основных целевых рынках.

Формирование глобального  перевозчика предполагает последовательное движение компании к новым стратегическим ориентирам:

  • повышение рейтинга среди мировых компаний по величине пассажиропотока (вхождение в число ведущих европейских авиагрупп и авиакомпаний);
  • формирование в МАУ одного из крупнейших хабов, сопоставимого по объёмам и качеству услуг с хабами ведущих европейских авиаперевозчиков;
  • укрепление позиций на внутреннем рынке (№1);
  • формирование стратегической дальнемагистральной международной сети;
  • рост позиций по качеству продуктового предложения на борту и земле до уровня ведущих мировых авиаперевозчиков.

 

Ключевые факторы успеха ОАО "Аэрофлот" к 2015 г.:

  • фокусирование на поточных направлениях О&D (origin and destination);
  • больше усилий по удержанию существующих пассажиров;
  • конкурентная борьба за увеличение высокодоходных пассажиров;
  • самый высокий уровень безопасности полетов в России;
  • полноценный ХАБ в аэропорту "Шереметьево", эффективные стыковки и пропускная способность;
  • лидирующее положение по доле рынка гражданской авиации России;
  • экономически эффективный и адекватный для сети парк воздушных судов;
  • дополнительная потребительская ценность за счёт продукта и бренда. [1]

 

III Ресурсный потенциал компании

 

Для полноценной характеристики деятельности компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» необходимо рассмотреть ресурсный потенциал компании.

  1. Финансовые ресурсы

Уставный капитал ОАО  «Аэрофлот» составляет 1 110 616 299 (один миллиард сто десять миллионов шестьсот шестнадцать тысяч двести девяносто девять) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 (один) рубль каждая. Государственная регистрация первого выпуска акций ОАО «Аэрофлот» произведена департаментом финансов Правительства Москвы.

22.02.1999 г. состоялось размещение второго выпуска обыкновенных именных акций ОАО «Аэрофлот» путём одновременного распределения среди акционеров ОАО «Аэрофлот» пропорционально количеству обыкновенных акций первого выпуска. Количество ценных бумаг второго выпуска — 1 107 452 150. Общий объём выпуска по номинальной стоимости — 1 107 452 150 рублей. Основные средства предприятия на 30.09.2012 составляли 13 057 575 тыс. рублей. Основные финансовые показатели Компании по РСБУ представлены в таблице 1. [1,6]

 

Финансовые показатели

   
   

2011

2010

2009

Доходы от основной деятельности, в т.ч.:

млрд руб

135,8

112,6

87,6

Доходы от перевозок пассажиров, груза и почты

млрд руб

119,2

98,0

71,8

Доходы от прочей реализации

млрд руб

16,6

14,5

15,8

Прибыль до налогообложения

млрд руб

13,8

14,7

4,5

Чистая прибыль

млрд руб

10,4

11,7

0,8

Чистые активы на конец  года

млрд руб

50,3

42,0

30,9


Табл.1 Финансовые показатели

 

Чистая прибыль Группы компаний «Аэрофлот» по итогам 9 месяцев 2012 года по международным стандартам финансовой отчётности (МСФО) составила 296,2 млн долл. США, что на 22,8 % хуже результата аналогичного периода 2011 года.

По результатам 9 месяцев 2012 года Группе Аэрофлот удалось добиться роста выручки на 35 % (до 6 020,7 млн долл. США) при увеличении операционных расходов на 38 % (составили 4 492,1 млн. долл. США) в сравнении с аналогичным периодом 2011 года. [7]

 

  1. Производственные ресурсы

Основные производственные показатели представлены в таблице 2.

Производственные показатели

   
   

2012

2011

2010

Перевезено пассажиров

Млн человек

17,7

14,2

11,3

Перевезено грузов и почты

тыс. тонн

194,0

160,6

163,4

Выполненный пассажирооборот

Млрд пкм

50,5

42,0

34,8

Выполненный тонно-километраж

Млрд км

5,7

4,7

4,1

Занятость пассажирских кресел

%

77,9

77,5

77,2

Коммерческая загрузка

%

63,8

62,2

63,2


Табл.2 Производственные показатели

 

В течение 2012 года авиакомпания перевезла 17,656 млн пассажиров, выполнено 50,533 млрд пассажирокилометров. По сравнению с результатами за двенадцать месяцев 2011 года объёмы работ за аналогичный период 2012 года увеличились: по перевозке пассажиров на 24,6 % (+3,482 млн пасс.), по пассажирообороту на 20,3 % (+8,512 млрд пкм). Процент занятости пассажирских кресел по итогам двенадцати месяцев 2012 года составил 77,9 %, превысив результат аналогичного периода прошлого года на 0,4 п.п. [8]

  1. Технические и технологические ресурсы

Аэрофлот располагает самолётным парком, который является одним из самых молодых в Европе, а также самым крупным воздушным флотом в СНГ, состоящим из 130 самолётов.

Парк самолётов Аэрофлота (не включая дочерние компании) в настоящий момент состоит из следующих судов:

  • 15 Аэробус A319;
  • 44 Аэробус A320;
  • 21 Аэробус А321;
  • 10 Аэробус А330;
  • 7 Боинг B767;
  • 2 Боинг B777;
  • 10 Сухой Суперджет 100-95В;
  • 6 Ильюшин IL96.

Аэрофлот постоянно увеличивает  и совершенствует свой парк воздушных  судов, а также построил современный  аэропортовый терминал в «Шереметьево». Терминал D, вступивший в строй в  конце 2009 года, имеет пропускную способность 12 млн пассажиров в год и предназначен для обслуживания рейсов Аэрофлота, а также рейсов его партнёров  по альянсу SkyTeam.

Аэрофлот соответствует  высшим международным стандартам обеспечения  безопасности. По итогам аудита операционной безопасности Международной ассоциации воздушного транспорта (IOSA – IATA Operational Safety Audit) первым из российских перевозчиков вошёл в реестр операторов IOSA. В 2011 году подтвердил этот сертификат уже в четвёртый раз. В 2009 году прошёл аудит эксплуатационной безопасности наземного обслуживания ISAGO (IATA Safety Audit for Ground Operations). В 2010 году подтвердил соответствие системы менеджмента качества требованиям международных стандартов ISO 9001:2008.

Аэрофлот располагает  крупнейшим в Восточной Европе Центром  управления полётами. В 2011 году открыл собственную Авиационную школу с запланированным объёмом выпуска 160 пилотов (80 экипажей) в год (вошла в десятку лучших авторизованных учебных центров IATA в Европе). Предусмотрена подготовка кадров по 120 авиационным специальностям. Создал высокотехнологичный Ситуационный центр, который в случае сбойной или кризисной ситуации позволяет эффективно руководить производственными процессами.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка и оценка конкурентоспособности товара