Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 18:23, контрольная работа
Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.
1. Теоретическая часть. Жизненный цикл товара
(описание стадий ЖЦТ).
2. Практические задания.
3. Тестовое задание.
Содержание:
(описание стадий ЖЦТ).
1.Теоретическая часть
Жизненный цикл товара (описание стадий ЖЦТ).
Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.
Жизненный цикл продукта впервые исследован на примере марочных товаров. Само понятие жизненного цикла разработано в конце 50-х и начале 60-х годов во время периода стабильности, равномерного экономического роста и увеличения спроса на потребительские товары. В жизненном цикле отражаются изменение роста, вкуса, стиля, влияния технического прогресса.
Цикл можно обнаружить не только у марок и продуктов, но и у материалов, формы, цвела, технологий. Жизненный цикл товара не всегда прекращается вместе с его исчезновением с рынка.
Некоторые товары могут начать новый цикл уже в течение стадии насыщения, продлевая свое существование.
Жизненный цикл продукта - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.
Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий (число их у разных авторов колеблется от четырех до шести).
Обычно самой короткой бывает стадия внедрения, самой длинной - стадия спада. Определить завершение одной фазы и начало другой непросто. Обычно началом каждой новой стадии считается момент, когда увеличение или уменьшение объема продаж становится ярко выраженным.
Описанный жизненный цикл проходит большинство товаров, хотя общая его длительность и особенность и продолжительность каждой стадии могут отличаться. Для некоторых товаров характерно отсутствие стадии внедрении, для других стадия внедрения переходит в стадию зрелости, или стадия спада может перейти в стадию роста.
Каждая стадия требует подбора соответствующих маркетинговых инструментов: цен, форм распределения и продвижения. И реакция на различные ситуации, в которых оказывается прохождение товара, меняется в соответствии с их комбинациями. Типичные ситуации жизненного цикла товара и комплекса маркетинговых мероприятий, обычно применяемых в каждом случае, приведены в таблице.
Модель жизненного цикла товара позволяет объяснить поведение товара на рынке в зависимости от множества переменных, описывать будущий сценарий развития продукта. В современных условиях моделирование цикла составляет важнейший инструмент стратегического планирования.
Хотя модель жизненного цикла товара
представляет упрощенное видение реальности,
тем не менее оно дает маркетологу
возможность отслеживать и
Вследствие скрупулезного и осторожного анализа динамики жизненного цикла товара руководство предприятии может знать, что, когда и как подлежит изменению, а именно:
- что
происходит с рынком, в какой
стадии он может находиться; угрожают
ли ему факторы технологии
или окружающей среды;
- что происходит на рынке, каковы текущие
тенденции, что делают конкуренты и потребители;
- какие приемы маркетинга принесут успех
товару.
Являясь инструментом стратегического планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:
- осмысливать будущее предприятия;
- координировать
все усилия всех звеньев
- прояснять цели политики предприятия;
- лучше подготовиться к неожиданным изменениям.
Планирование будущих
Во-первых, важно четко определить,
на что должна был, направлена модель
(продукт, класс продуктов, марка
и т.д.). Затем следует конкретизировать
рынок (к примеру, фаза цикла продукта
на отечественном рынке может
отличаться от фазы на зарубежном рынке).
То же относится к различным
Ситуация компании и рыночная ситуация |
Стадии жизненного цикла | ||||
Выпуск на рынок |
Рост |
Зрелость |
Насыщение |
Упадок | |
Объем продаж |
Низкий |
Растущий |
Высокий |
Постоянный |
Убывающий |
Прибыли |
Незначительные |
Растущие |
Растущие |
Убывающие |
Убывающие |
Денежный поток |
Отрицательные |
Средний |
Высокий |
Высокий |
Средний |
Потребители |
Новаторы |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Массовый рынок |
Опоздавшие |
Число конкурентов |
Незначительное |
Растущее |
Высокое |
Убывающее |
Продолжающее убывать |
Стратегические цели, структуры сбыта |
Расширение рынка |
Понижение на рынке |
Защита доли рынка |
Защита доли рынка или ее контролируемое сокращение |
Повышение эффективности |
Затраты на сбыт |
Высокие |
Высокие |
Убывающие |
Убывающие |
Низкие |
Ключевые маркетинговые |
Продукт/реклама |
Распределение /реклама |
Продукт /цена |
Цена/реклама |
Распределение /цена |
Продукт |
Первоначальный вариант/ |
Модернизированный |
Дифференциация, поиск новых мест применения, расширение ассортимента |
Улучшение за счет маргинальной дифференциации (упаковка, цвет и т.д.) |
Рационализация, сокращение ассортимента продукта |
Цена |
Высокая для "снятия сливок" или низкая для проникновения |
Поддержание или снижение |
Тенденция к снижению зависимости от дифференциации и конкуренции |
Стабильная |
Снижающаяся с целью дифференциации с новыми продуктами |
Распределение |
Ограниченное |
Интенсивное |
Интенсивное |
Интенсивной /выборочный отказ от торговых точек |
Выборочное |
Цели коммуникации |
Ознакомить потребителей с продуктом и сделать его принимаемым дистрибьюторами |
Предпочтение торговой марке |
Верность торговой марке |
Верность торговой марке |
Подчеркивание преимуществ продукта по надежности /цене |
Во-вторых, необходимо найти подходящую математическую модель, функцию, лучше всего характеризующую цикл продукта. Следует учесть не только сбыт продукта, но и развитие сбыта сравнимых продуктов, типичные жизненные циклы.
В-третьих, модель ЖЦТ применяется, кроме прогноза сбыта, дня определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Например, могут использоваться следующие стратегии:
- выход на рынок - инновации;
- фаза роста - модификации, улучшение качества;
- зрелость
модификации, сегментирование
- насыщение - модификации;
- спад - диверсификации.
Модель ЖЦТ может быть полезной и при планировании производственной программы но избежание неблагоприятной устарелой структуры.
Для оценки моделей жизненного цикла товаров могут быть использонаны различные способы измерения продаж:
- с точки зрения доходов;
- в единицах товаров;
- по величине прибыли.
Измерение жизненного цикла товаров,
с точки зрения доходов, зависит
от политики установления цены. Но применение
этой же самой кривой после изменения
цены может дать неоднозначную картину,
так как непросто отслеживать
связь между доходом и
Все три проанализированных способа
измерения, несмотря на свои недостатки,
взаимосвязаны и могут быть использованы
для анализа окружения
Общим недостатком всех трех способов является приближенность расчетов изменения спроса. Выяснить с достаточной точностью, на какой стадии жизненного цикла находится производитель - непросто. Например, для маркетолога на предприятии, достигнувшем определенного уровня продаж, бывает сложно предсказать, является ли это стадией зрелости или же продажи будут расти дальше. С другой стороны, продажи могут колебаться временно по сезонным причинам или экстренным внешним факторам.).
Многие предприятия не ограничивают свой выпуск одним продуктом. Желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла. Когда торговля одним товаром осуществляется плохо и практически не приносит прибыли, торговля другими может идти лучше, принося доход, способствуя процветанию компании.
2. Практическое задание
№ 4. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса. Сделайте вывод о типе товара.
Вариант |
Цена товара А |
Объем спроса на товар Б |
1 |
7 |
830 |
21 |
990 | |
2 |
56 |
125 |
64 |
100 |
Решение:
1 вариант
2 вариант
Вывод: В первом варианте коэффициент перекрестной эластичности больше 0 => эластичный спрос. Товары называются взаимозаменяемыми, то есть повышение цены одного товара ведет к повышению спроса на другой.
Во втором варианте коэффициент перекрестной эластичности меньше 0 => неэластичный спрос. Товары являются взаимодополняющими (комплементарными), то есть при повышении цены одного товара спрос на другой падает.
№ 13. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема выпуска продукции представлена в таблице:
Выпуск в единицу времени, шт. |
Общие издержки, д. ед. |
0 |
4 |
1 |
8 |
2 |
10 |
3 |
14 |
4 |
20 |
5 |
28 |
Определите, если цена товара равна 5 д. ед., то какой объем производства выберет фирма?
Решение:
Выпуск в единицу времени, шт. Q |
Общие издержки, д. ед. TC |
Постоянные издержки FC |
Переменные издержки VC |
Средние общие издержки ATC |
Средние переменные издержки AVC |
Средние постоянные издержки AFC |
Предельные издержки MC |
Выручка TR |
Прибыль П |
0 |
4 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-4 |
1 |
8 |
4 |
4 |
8 |
4 |
4 |
8 |
5 |
-3 |
2 |
10 |
4 |
6 |
5 |
3 |
2 |
5 |
10 |
0 |
3 |
14 |
4 |
10 |
4,7 |
3,3 |
1,3 |
4,7 |
15 |
1 |
4 |
20 |
4 |
16 |
5 |
4 |
1 |
5 |
20 |
0 |
5 |
28 |
4 |
24 |
5,6 |
4,8 |
0,8 |
5,6 |
25 |
-3 |