Консалтинг в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:25, контрольная работа

Краткое описание

Время, в которое мы живем, — время стремительных перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необходимую перестройку. В социально-политической жизни это свершившийся переход от тоталитаризма к демократии, в экономике — от административно-командной системы к рынку.

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………...2
2. Что такое политический рынок………………………………………..3
3. Консалдинг в политике………………………………………………… 5
4. Проблемы структурирования консалдингового процесса…………10
5. Заключение……………………………………………………………….18
6. Список литературы……………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 88.68 Кб (Скачать)

 

От «партийцев-любителей» – к  профессионалам-парторгам

 

Укоренение в  российской партийной системе политических партий, ориентированных на жесткую  политическую конкуренцию и долгосрочную перспективу потребует от них  профессионального подхода ко всем аспектам своей деятельности. Это  будет касаться, в частности, проблем  общего партийно-избирательного менеджмента, а также юридического и финансового  обеспечения деятельности политических партий.

Рекрутинг партийных функционеров и членов партии, способных содействовать построению массовой и эффективной партийной организации требует в свою очередь  привлечения профессиональных менеджеров, способных оперативно и качественно обеспечивать организацию этой деятельности. 

Партийное строительство  и организация избирательных  кампаний потребуют развития нового направления – партийно-избирательного менеджмента. 

Правовые проблемы создания,  регистрации и участия политических партий в выборах всех уровней стимулируют руководителей партий к привлечению юристов, специализирующихся на избирательном и партийном законодательстве, имеющих значительный опыт регистрации общественных объединений и политических партий, разрешения избирательных споров.

Новый виток  развития получит и следующая  специализация – финансовое обеспечение  деятельности политических партий. Это  вызвано объективной необходимостью повышения финансовой эффективности  политических партий в межвыборный период и в избирательном процессе. Особенно эта будет проявляться в период формирования и расходования средств избирательных фондов при проведении избирательных кампаний.

 

Стратегия избирательной кампании

 

Стратегическое  планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов  применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.

Для определенности далее будем описывать подходы  к стратегическому планированию для отдельного кандидата, например, по одномандатному округу при выборах  в представительный орган власти или по региону при выборах  на должность главы его администрации. Аналогичные подходы с соответствующими корректировками описываемых методик  могут быть применены и для  избирательных кампаний других типов.

Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов  последних лет показывает, что  отсутствие стратегии не позволяет  политической партии, движению, кандидату  стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или  менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать  лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в полном отсутствии стратегического планирования заключается  одна из причин столь частых в России неожиданных поражений лидеров  избирательных кампаний и побед  на них кандидатов, имевших невысокие  шансы на победу. Именно поэтому  в России на выборах, особенно регионального  уровня, столь распространены грубые, не всегда законные, часто называемые «грязными» методы ведения избирательных  кампаний: в отсутствие эффективных  стратегий у многих кандидатов появляется желание любой ценой не допустить  победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического  планирования в практику ведения  избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым «грязным» избирательным  технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга  в более цивилизованный бизнес.

Стратегию избирательной  кампании можно понимать как ее основную направленность: голоса каких групп избирателей должны быть отданы за кандидата, каковы должны быть веские основания для этих избирателей проголосовать за этого кандидата, какие сообщения и через какие информационные каналы следует до них доносить, как правильно распорядиться всегда ограниченными ресурсами избирательной кампании для решения этих задач.

Разработка стратегии  избирательной кампании, ее направленности, должна сопровождаться разработкой  сценариев реализации этой стратегии, т.е. укрупненных описаний одного или  нескольких вариантов реализации, развертывания  стратегии во времени с учетом ресурсного обеспечения и возможного противодействия конкурентов и  среды, в которой развиваются  события. Сценарий стратегии избирательной  кампании, как правило, содержит описание ключевых моментов и периодов избирательной  кампании, а также задач, которые  должны быть решены к этим моментам и в течение этих периодов.

 

Особенности разработки стратегии  избирательной кампании

 

Стратегия избирательной  кампании должна быть профессионально  разработана и зафиксирована  в виде официального документа. Если такой документ не подготовлен, то понимание  стратегии руководителями и организаторами избирательной кампании может сильно различаться и приводить к  постоянным спорам и напряженности  внутри команды кандидата.

Стратегию необходимо разрабатывать небольшим коллективом, который и будет ее выполнять. Практика показывает, что разработка стратегии в одиночку означает и  выполнение ее в одиночку. Стратегия, присутствующая только в голове руководителя избирательной кампании, на деле означает ее отсутствие, поскольку каждый член команды кандидата будет исполнять  свои обязанности или формально, или так, как он их понимает, а  не так, как это необходимо для  реализации стратегии. Различия в представлениях об избранной стратегии ведут  к конфликтам и непониманию в  команде кандидата в критические  моменты избирательной кампании, когда спорить и договариваться об общем понимании уже бывает поздно.

 

Принципы разработки стратегии  избирательной кампании

 

Стратегия избирательной  кампании всегда конкретна, она разрабатывается  для конкретного округа, конкретного  кандидата и конкретной избирательной  кампании. Некритический перенос  даже успешной стратегии из одного округа в другой, повторение кандидатом даже собственной стратегии, принесшей  успех несколько лет назад, снова  к успеху, скорее всего, не приведут.

Для разработки точной и реальной для исполнения стратегии избирательной кампании необходимо знать реальных соперников кандидата, их ресурсы и планы, знать  особенности конкретного округа, а также какие основные события  и мероприятия кандидата и  его соперников будут проводиться  в ее ходе. Профессиональная и качественная разработка стратегии избирательной  кампании должна проводиться на основе результатов объективных исследований: экспертных опросов, глубинных интервью, фокусгрупп и анкетных опросов. В зависимости от задач стратегического планирования и наличия ресурсов некоторые из методов сбора информации могут не применяться, но с учетом вполне вероятного снижения достоверности выводов и обоснованности стратегий.

Экспертами при  проведении исследований могут выступать  сотрудники штабов самого кандидата  и его конкурентов, чиновники  администраций соответствующих  уровней, представители элитных  и других социальных групп, политические технологи, социологи и т.п.

Можно предложить следующую схему использования  экспертов при разработке стратегии  избирательной кампании. На первом этапе экспертам ставится задача провести формирование списков целей, задач, достоинств и недостатков  кандидата и его конкурентов, их ресурсов и проблем, возможных  мероприятий и событий в ходе избирательной кампании.

Весьма ценной также представляется экспертная информация о значимости тех или иных факторов для достижения поставленной кандидатом цели на предстоящих выборах. Списки, формируемые на основе мнений и суждений экспертов, как правило, дополняются  результатами, полученными при изучении документов, справок, данных объективной  статистики, а также при проведении формализованных анкетных опросов  потенциальных избирателей.

После формирования соответствующих списков целей, задач, ресурсов и других факторов, определяющих результат выборов, проводится экспертиза второго этапа. Задачей  этого этапа является оценивание в баллах или ранжирование всех списков  по их значимости. Для применения метода анализа иерархий эти списки располагаются  по уровням. На первом, самом высоком  уровне стоит список целей, на втором уровне, подчиненном первому - список задач, на третьем уровне - достоинства  и недостатки кандидата и его  конкурентов и на четвертом - события  и мероприятия кандидата и  его конкурентов в ходе избирательной  кампании.

После формирования списков для каждого уровня производится экспертное оценивание влияния каждого  из его элементов на каждый элемент  предыдущего по иерархии уровня. Затем данные экспертного оценивания обрабатываются, обычно с помощью компьютерных программ, и определяются наиболее значимые ресурсы кандидата и его конкурентов, наиболее значимые проблемы кандидата и его конкурентов, влияние элементов нижних уровней на верхние, вплоть до целей избирательной кампании. Выделение этих приоритетов, важнейших ресурсов кандидата и его конкурентов, влияния на них предполагаемых мероприятий избирательной кампании позволяет определить стратегию этой кампании и возможные сценарии развития этой кампании. В соответствующем документе могут содержаться описание стратегии избирательной кампании с оценкой возможности реализации ее целей, направленность использования ресурсов, слабые и уязвимые места кампании, наиболее значимые для реализации целей мероприятия и т.п.

На основании  разработанной стратегии могут  быть составлены планы и графики  избирательной кампании, в частности, план общих мероприятий, план размещения рекламы в СМИ, личный график встреч кандидата и т.п. Некоторые из этих планов и графиков могут быть конфиденциальными, другие - открытыми. Документ с описанием стратегии  рекомендуется всегда считать конфиденциальным.

В качестве примеров применения общих принципов приведем несколько более конкретных рекомендации по разработке стратегии избирательной  кампании. Применение отдельных из описанных приемов хотя и может  несколько улучшить избирательную  кампанию, но не всегда ведет к успеху. Наилучших результатов можно  достигнуть применяя системный подход к стратегическому планированию, а также тщательно и качественно проводя все необходимые исследования.

 

 

 

Заключение

Политический  маркетинг — явление сложное  и многоплановое, оно включает в  себя все многообразие взаимодействия между обществом и государством. Это деятельность, основанная, на совокупности теории и технологии политики и управления, направленная на всестороннее изучение политического рынка, то есть интересов, ожиданий и потребностей различных социальных групп и слоев населения, с одной стороны, и активное воздействие на поведение граждан, на общественное мнение, стереотипы мышления, на формирование интересов и политических предпочтений, с другой.

Политический  маркетинг, хотя и основан на теории и методологии коммерческого  и некоммерческого маркетинга, все  же имеет серьезные специфические  особенности. Существенное различие между  коммерческим и политическим маркетингом  состоит в характере предлагаемого  товара и особых, связанных с ним, потребностях покупателя - избирателя. Политический маркетинг - это тщательное изучение рынка и его сегментирование; изучение потребителей политической продукции, определение целевой аудитории, для которой предназначен товар; работа с товаром, определение его  значимых характеристик и позиционирование его на рынке. Политический маркетинг  не является полной копией коммерческого  маркетинга, его нельзя просто вывести  из коммерческого и даже некоммерческого  видов маркетинга. Политический маркетинг  формируется и эволюционирует под  влиянием одновременно неполитических (развитие коммерческого и некоммерческого  маркетинга) и политических факторов (активная роль властного и группового начала, самостоятельность политических институтов), под влиянием особенностей национальной культуры. Социальная ценность маркетинга может определяться на фоне культуры общества в целом, состояния  той сферы жизни, где он используется.

Давайте ответим  на вопрос: зачем нужен консалтинг? Во-первых, консалтинг обеспечивает прямое повышение эффективности деятельности компании-клиента за счет методологий, бизнес-моделей и технологий, которыми обладают консультанты. Во-вторых, консалтинг является своеобразным «двигателем прогресса», так как способствует развитию бизнес-среды на основе сравнения компаний между собой. Западные компания ясно осознают, что, несмотря на высокую стоимость, услуги консалтинговых компаний реально помогают им повысить собственную эффективность.

Говорить об отсутствии рынка консалтинговых услуг  в России — мягко говоря, неправильно. Есть и индивидуалы и фирмы, зарабатывающие деньги (и немалые) на ниве консультационных услуг. Но попытки контактов, с целью формирования профессиональной среды, носят разрозненный характер. Люди предпочитают «уходить в тень».

Поскольку что  такое консалтинг, наши управленцы представляют смутно, спрос на услуги консультантов неквалифицированный. Проблема консультант-клиентских взаимоотношений — неспособность руководителя предприятия сформулировать задачу. То есть, ясно, что проблема есть. Снизился спрос на продукцию, нужно «нормализовать» налогообложение, отсутствуют средства на развитие и т. д.

Но все это  лишь следствия причины, о которой  руководитель вообще может не подозревать, ибо смотрит на проблему однобоко, пользуясь тем запасом знаний и навыков, которыми он располагает. Еще одна особенность нашей информационной культуры. Наши управленцы — зачастую прекрасные специалисты-технологи, но имеют смутное представление о собственно управленческих дисциплинах. Да и не может один человек быть специалистом одновременно в области бухучета, психологии, маркетинга и информационных систем. Для того и нужны консультанты. Хуже другое. Зачастую полностью отсутствует целеуказание, стратегия развития предприятия.

 

Учитывая свой, уникальный, путь развития, Россия в  данной ситуации не может ссылаться и руководствоваться мировым опытом. Строить какие-либо прогнозы очень сложно. Поживем — увидим. Понятно одно — любой кризис, будь-то политика или экономика, воспринимается с трудом. Особенно, если речь идет об отрасли, еще неокрепшей и не достигшей должного уровня развития.

И именно из вчерашних  кризисов, именно из вчерашних потрясений и вырастают проблемы, которыми «кормятся» сегодняшние консультанты. Именно то, что было «недорешено» вчера, сегодня становится проблемой номер один и требует неотложного решения. Вот тут-то и выходит на сцену консультант.

И задачи, решаемые сегодня отечественными консультантами, вполне подходят под определение «послекризисных» в большинстве своем. Реструктуризация, реорганизация, реинжиниринг, внедрение, устранение и т. д. и т. п.

Информация о работе Консалтинг в политике