Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 20:37, реферат
Несмотря на все большую роль математических методов при решении экономических задач, нельзя считать, что формальные методы современной математики окажутся универсальным средством решения всех проблем, возникающих в сферах деятельности общества. Методы, использующие результаты опыта и интуицию, т.е. эвристические (неформальные), безусловно сохранят свое значение и в дальнейшем.
5. Экспертные оценки
5.1. Общая характеристика
Несмотря на
все большую роль математических
методов при решении
Процедуры формирования
целей маркетинговых
Примерами традиционных, эвристических процедур являются различные экспертизы, консилиумы, совещания и т. д. Порядок их проведения часто регламентируется традицией, т.е. в конечном счете снова опытом, и во многих отношениях представляет собой искусство. Однако постепенно и в эту область начинают проникать разнообразные математические методы обработки исходного материала эвристического происхождения, и в первую очередь статистические методы.
Можно выделить два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Если применение экспертных оценок на качественном уровне (определение возможных направлений развития рыночной деятельности, выбор мероприятий по продвижению продукта и т.п.) не вызывает сомнения, то возможность применения количественных балльных оценок нередко подвергается критике. При этом справедливо отмечают, что балльные оценки нередко скрывают неумение квалифицированно оценивать те или иные действия, явления, перспективы развития.
Кроме того, наиболее
часто применяемый метод
Однако в связи
с ограниченными возможностями
применения в управлении и маркетинге
экономико-математических методов, отсутствием
во многих случаях статистической и
другой информации, а также надежных
методов определения
Методы экспертных
оценок используются для прогнозирования
событий будущего, если отсутствуют
статистические данные или их недостаточно.
Они также применяются для
количественного измерения
Предполагается, что эксперт основывает свое суждение на группе причинных факторов, действующих в рамках определенного сценария, оценивая вероятность их реализации и их вероятное влияние на изучаемый показатель, например уровень спроса.
При этом данная казуальная структура неразрывно связана с личностью эксперта, так что другой эксперт, поставленный перед той же проблемой, может, используя ту же информацию, прийти к другим выводам.
При проведении
маркетинговых исследований широко
применяются экспертные оценки, основанные
на суждениях менеджеров фирм, для
которых проводится данное маркетинговое
исследование, торговых и иных посредников
и потребителей (покупателей). Менеджера
просят дать по возможности точную
оценку исходя из имеющейся у него
информации, с указанием, например в
форме вероятностных
В качестве экспертов на фирме чаще всего используют менеджеров и сотрудников сбытовых служб.
Данный вариант в той или иной степени применяется фирмой всегда. Он особенно заметен в организациях, где доминирует лидер, реализующий свое собственное видение. Ценность полученных оценок, очевидно, зависит от опыта и интуиции лица, формулирующего оценку. Путь к уменьшению риска субъективности индивидуального суждения заключается в обращении к группе менеджеров, которые обсуждают свои точки зрения и стремятся прийти к консенсусу. Хорошую возможность достижения консенсуса представляет метод Дельфи (см. ниже).
Обычно персонал посреднических организаций имеет достаточно точное представление о потенциале продаж, который могут обеспечить их клиенты, и, кроме того, имеет возможность дать оценку потенциала рынка в целом, по крайней мере на той территории, которую он обслуживает. Проще всего попросить торговых работников дать оценки по каждому товару, но не абстрактно, а исходя из конкретных гипотез о маркетинговых усилиях в вопросах цен, рекламной поддержки и т.п. После этого менеджеры службы сбыта формулируют итоговые оценки, суммируя оценки всех экспертов.
Включить торговых работников в процесс прогнозирования полезно прежде всего для того, чтобы создать у них соответствующую мотивацию и способствовать принятию назначаемых им квот по продажам. Кроме того, они незаменимы при построении прогнозов продаж в очень малых сегментах, на уровне отдельной территории или отдельного клиента.
Очевидно, что зачастую трудно из-за отсутствия статистической и отчетной информации (особенно касающейся деятельности фирм-конкурентов) получить количественные оценки таких показателей, например, как показатели рыночной доли и динамики изменения объема продаж. В этом случае также могут использоваться экспертные оценки, формирующие чисто качественные значения этих показателей (в терминах «выше», «на том же уровне», «ниже» и т.п.).
В то же время
экспертные оценки имеют и недостатки.
С одной стороны, нет гарантий,
что полученные оценки в действительности
достоверны, а с другой — имеются
определенные трудности в проведении
опроса экспертов и обработке
полученных данных. Если второй недостаток
относится к преодолимым
Следовательно,
единодушие большинства экспертов
не всегда является критерием достоверности
оценок. Отсюда вытекает необходимость
тщательного отбора экспертов. Дело
в том, что при обсуждении многих
вопросов, особенно нестандартных, например
связанных с прогнозированием рыночной
ситуации в нестабильных политико-экономических
условиях, должны участвовать эксперты
высокой квалификации. Прогнозы, составленные
«средними» экспертами, будут основаны
в лучшем случае на традиционных, привычных
оценках, тогда как
Используя экспертные
оценки, предполагают, что при решении
проблем в условиях неопределенности
мнение группы экспертов надежнее,
чем мнение отдельного эксперта, т.е.
что две группы одинаково компетентных
экспертов с большей
Зачастую оценки экспертов не обладают достаточной устойчивостью, т.е. эксперт может одни и те же события при нескольких повторных экспертизах оценить по-разному. Чем устойчивее оценки, тем больше можно им доверять. Однако на практике повторная экспертиза вследствие организационных и финансовых трудностей применяется крайне редко.
Достоверность
оценок можно повысить следующим
образом. Нужно проанализировать данные
о расхождениях экспертных оценок и
их действительных значений, найденных
в процессе реализации событий, и
сделать соответствующие
Наличие способа
точного определения
При нахождении
оценок экспертным путем помимо погрешности,
вносимой недостатком информации о
событиях и недостаточной
Например, всегда существует опасность систематического занижения оценок, потенциального спроса со стороны сбытовиков, которые заинтересованы иметь легко выполнимый план по продажам, а в конце планового периода добиться значительного превышения плановых показателей. Отметим следующие варианты коррекции таких оценок, снижающие риск систематической погрешности:
Одним из показателей,
характеризующих пригодность
Применяются как индивидуальные, так и групповые (коллективные) экспертные опросы.
Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:
Отдельный эксперт в раде случаев может быть очень полезен как источник информации и как советник для руководителей, принимающих решения.
Даже в том случае, если работа выполнена одним экспертом, она может по существу обобщить мнения многих людей и дать крайне полезные исходные данные для анализа.
К числу групповых экспертных опросов относятся:
Опыт показал, что традиционные методы обсуждения поставленных перед группой экспертов вопросов, относящиеся к первому типу экспертных опросов, до достижения определенного согласия между ними или до выработки общей позиции не являются наилучшими методами использования группы экспертов. Эти методы обсуждения страдают рядом недостатков, таких, как взаимное влияние мнений экспертов и нежелание участников обсуждения отказываться от точек зрения, ранее высказанных публично. Поэтому на практике при подготовке решений по широкому кругу вопросов находят все большее распространение второй и третий типы групповых экспертных оценок.
Второй тип
групповых экспертных оценок можно
подразделить на две категории: экспертный
опрос, проводимый в один тур путем
одноразового заполнения анкет, и проводимый
в несколько туров путем